Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Caudron R.11

Двухмоторный трехместный истребитель Кодрон R-11

Двухмоторный трехместный истребитель Кодрон R-11

Двухмоторный трехстоечный биплан цельнодеревянной конструкции Кодрон R-11 разрабатывался как бомбардировщик и разведчик для замены «Кодрона» R.4. Проектирование началось в конце 1916 г. и велось под руководством знаменитого французского авиаконструктора Рене Кодрона (Rene Caudron), к которому позже присоединился Поль Девилль (Paul Deville). От предшественника новая машина отличалась уменьшенными размерами, заостренной носовой частью фюзеляжа, доработанным хвостовым оперением — был увеличен киль — и отсутствием носового колеса. Была переработана и бипланная коробка. Самолет, получивший обозначение «Кодрон» R.11, имел ряд интересных конструктивных особенностей, направленных на повышение боевой живучести. Топливная система была доработана таким образом, что в случае необходимости оба двигателя могли использовать горючее от любого топливного бака. Топливные баки, размещенные в задних частях мотогондол, можно было сбросить в полете при возгорании. В кабине заднего стрелка были установлены дублированные органы управления самолетом, что также способствовало увеличению надежности самолета.

Прототип, оборудованный 8-цилиндровыми V-образными двигателями жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS-8Ва (200 л.с), впервые поднялся в воздух в мае 1917 г. Отличные летные данные машины и достаточно мощное стрелковое вооружение породили идею использовать биплан не только как бомбардировщик, но и в качестве истребителя сопровождения. Ещё в ноябре 1916 г. была подготовлена спецификация к тяжелому самолету класса C3 (трехместному истребителю), требовавшая максимальной скорости в 170 км/ч и способности набрать высоту 3000 метров не более, чем за 15 мин. Двухмоторный «Кодрон» R. 11 эти требования превзошел.

Осенью 1917 г. компаниям «Кодрон», «Реджи Фререс» и «Гремон» заказали постройку 1000 экземпляров R-11 в истребительном варианте. Однако из-за нехватки двигателей «Испано-Сюиза», которые в основном шли на одноместные истребители SPAD, производство разворачивалось крайне медленно, и первые серийные R.11 поступили в строевые части только в феврале 1918 г. К апрелю 1918 г. заводы сдали всего 20 машин, а общий объем серийного выпуска R.11 достиг 370 единиц.

Основная модификация аэроплана Кодрон Р-11

«Кодрон» R-11C3 — двигатели «Испано-Сюиза» HS 8Bba (220 л.с.) или HS 8Beb (240 л.с). Вооружение — 5 7,7-мм пулеметов «Льюис» (по 2 в носовой и верхней турелях, один в нижней люковой установке). Возможна подвеска 120 кг (по другим данным — до 300 кг) бомб. Экипаж — 3 чел.

В 1919 г. испытывался вариант R-12, отличающийся моторами «Испано-Сюиза» HS 8Fe (300 л.с), однако он не показал существенного прироста летных данных по сравнению с R. 11 ив серийное производство не внедрялся.

Лётно-технические характеристики Caudron R-11

  • Двигатели: «Испано-Сюиза» HS 8Bba
  • мощность, л.с.: 220
  • Размах крыла, м.: 17,92
  • Длина самолета, м.: 11,22
  • Высота самолета, м.: 2,80
  • Площадь крыла, кв. м.: 54,25
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1422
  • нормальная взлетная: 2167
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 183
  • Крейсерская: 165
  • Время набора высоты, мин:
  • 2000 м.: 8’10»
  • 3000 м.: 14’30»
  • 5000 м.: 39’0″
  • Потолок, м.: 5950
  • Продолжительность полета, ч.: 3

Боевое использование в годы Первой мировой войны

Двухпулеметная носовая турель Кодрон Р-11

Фото двухпулеметной носовой турели Кодрон Р-11

Первые серийные «Кодроны» R.11 поступили в эскадрилью С.46, вскоре переименованную в R.46 (во французской авиации времен Первой мировой войны эскадрильи имели буквенные обозначения в зависимости от типа самолетов, состоящих на вооружении). К моменту перемирия такими машинами успели укомплектовать ещё пять эскадрилий — R.239, R.240, R.241, R.242 и R.246 (штатный состав каждой — 15 самолетов).

Эскадрильи «Кодронов» R.11 придавались бомбардировочным эскадрам (каждая из них объединяла 2—3 группы трехэскадрильного состава). В частности, эскадрилья R.46 была придана 13-й эскадре, а в октябре 1918 г. к ней присоединилась вновь сформированная R.246. 12-ю эскадру прикрывали R.239 и R.240, перевооруженные «Кодронами» R.11 соответственно в мае и июне 1918 г. Наконец, ещё две эскадрильи — R.242 и R.241, сформированные в апреле и июле, вошли в состав армейской авиации 8-й и 7-й армий как истребительно-разведывательные.

Тактика применения «Кодронов» для сопровождения бомбардировщиков вырабатывалась в ходе боев. Первоначально «Кодроны» шли впереди групп бомбардировщиков для «расчистки» воздушного пространства от вражеских истребителей. Позже эскортные истребители стали включать в боевые порядки бомбардировочных групп. Однако опыт показал, что без дополнительного прикрытия со стороны маневренных одномоторных истребителей «Кодроны» не могут надежно защищать бомбардировщики. Тем не менее определенных успехов в воздушных боях экипажи R. 11 добились. Лучший ас среди бортстрелков «Кодронов» — сержант Виталис (Vitalis) — к концу войны имел на своем счету восемь сбитых немецких самолетов.

Две машины «Кодрон» R.11 были переданы Великобритании, ещё одна (или несколько) — США. В обоих случаях они использовались только для оценочных испытаний.

В послевоенное время аэропланы «Кодрон» R.11 состояли на вооружении ещё несколько лет, а в 1922 г. были объявлены устаревшими.

Самолет «Кодрон» R.11 стал отражением начинавшей распространяться в те годы концепции тяжелого неманевренного эскортного истребителя, ведущего бой за счет многочисленных подвижных огневых установок, уже после Первой мировой войны трансформировавшейся в концепцию «воздушного крейсера». Однако опыт показал, что, хотя по скорости двухмоторные R-11 практически не уступал одномоторным истребителям противника, существенно более низкая маневренность не оставляла экипажам «Кодронов» иного выбора, как придерживаться оборонительной тактики в воздушном бою. Полноценным истребителем «Кодрон» R-11 так и не стал.

Схемы и чертежи трехместного биплана Кодрон R-11

Чертежи Caudron R-11

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image