История появления Fokker D.I традиционна — для замены истребителей-монопланов — «Айндеккеров» в конструкторском бюро фирмы «Фоккер» под руководством Мартина Крейцера (Martin Kreutzer) велась разработка нескольких проектов истребителей-бипланов — М.16, M17, М.18, — отличающихся силовыми установками и некоторыми деталями конструкции. Два прототипа двухместных самолетов М.16, не запущенных в серийное производство, стали основой для разработки одноместного варианта М.18. Его фюзеляж и оперение были аналогичны «Айндеккерам». Набор фюзеляжа — из стальных труб, крыльев — деревянный. Элероны отсутствовали, управление, как и на монопланах «Фоккер», производилось гошированием (перекашиванием крыльев). Прототип М.18е с одностоечной бипланной коробкой испытывался в апреле 1916 г. Самолет был оборудован рядным двигателем жидкостного охлаждения «Мерседес» D.I (100 л.с.) и вооружен одним синхронным пулеметом.
Результаты испытаний оказались разочаровывающими — машина показала низкую скороподъемность и была признана непригодной для военного применения. Самолет оперативно перепроектировали. Второй прототип — M.18z — получил двухстоечную бипланную коробку, фюзеляж уменьшенного сечения и 120-сильный мотор «Мерседес» D.II. Первоначально на нем попытались применить элероны, но в конечном итоге вернулись к гошированию.
Испытания M.18z прошли в июне 1916 г., после чего последовал заказ на 80 серийных самолетов «Фоккер» D.I, выполненный к ноябрю. Впоследствии построили ещё 44 усовершенствованных истребителя «Фоккер» D.IV.
Основные модификации
- «Фоккер» D.I — 6-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения «Мерседес» D.II (120 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.
- «Фоккер» D.IV (фирменный индекс М.21) -двигатель «Мерседес» D.III (160 л.с.) или «Бенц» Bz.III (150 л.с). Вооружение — 2 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15 (в частях обычно один из пулеметов снимали для уменьшения массы машины). Увеличен размах крыла, на верхней плоскости появились элероны с роговой компенсацией.
- «Фоккер» В.III — вариант М.18Е для Австро-Венгрии. Двигатель «Мерседес» D.I (100 л.с). Вооружение — 1 8-мм пулемет «Шварцлозе» или 7,92-мм «Шпандау» над верхним крылом. Экипаж — 1 чел. Поставлено 16 самолетов из Германии в августе — сентябре 1916 г., ещё 8 собрала по лицензии фирма MAG (один в конце 1916 г., семь в марте — мае 1917 г.).
Истребитель Фоккер Д-1 на аэродроме.
Летно-технические характеристики самолетов Fokker
Модификация | D.I | D.IV |
Двигатель | Мерседес D.II | Мерседес D.III |
Мощность | 120 | 160 |
Размах крыла, м. | 9,05 | 9,7 |
Длина самолёта, м. | 6,3 | |
Высота самолета, м. | 2,25 | 2,75 |
Площадь крыла, кв.м. | 22,0 | 21,0 |
Масса пустого самолета, кг. | 463 | 606 |
Масса нормальная взлетная, кг. | 670 | 840 |
Скорость максимальная, км/ч | 50 | 160 |
Скорость крейсерская, км/ч | 144 | |
Время набора высоты, мин.: | ||
1000 м. | 5 | 3 |
3000 м. | 16 | 12 |
4000 м. | 28 | 20 |
Скороподъемность, м/с | 5,2 | 5,55 |
Потолок, м. | 4000 | 5000 |
Продолжительность полета, ч. | 2,5 | 1,5 |
Фоккер модификации D.4.
Боевое использование истребителей Fokker D.I (D.IV)
Первые «Фоккеры» D.I появились на Западном фронте летом 1916 г. Первоначально они эксплуатировались в импровизированных истребительных частях (в первую очередь командах одноместных боевых самолетов — КЕК). Но осенью на их базе началось формирование постоянных частей — истребительных отрядов Jasta. «Фоккеры» D.I служили в Jasta 1,3, 12
К концу октября 1916 г. на фронте было уже 73 «Фоккера» D.I. Однако карьера их оказалась короткой. 4 декабря 1916 г. из-за разрушения крыльев разбился один из самолетов этого типа, принадлежащих Jasta 1. Пилотировавший его Карл Эрнталлер (Karl Ernthaller) погиб. Несколько ранее такой же случай произошел и в Jasta 3, a Jasta 1 в ноябре лишилась в авариях трех «Фоккеров» D.I (два пилота отделались ранениями, третий погиб). Как следствие, 6 декабря было дано указание отозвать все «Фоккеры» D.I с фронта Первой мировой.
Прототип «Фоккера» D.IV проходил войсковые испытания осенью 1916 г. в составе Jasta 1. Пилотировал его Ганс фон Койделль (Hans von Keudell). Большого распространения на фронте эта модификация не получила, поскольку по своим летным данным проигрывала «Альбатросам» из-за худшей аэродинамики.
Австро-Венгрия получила один прототип М.18е, 24 самолета «Фоккер» B.III и два «Фоккер» D.I. Первоначально самолеты распределили между несколькими фронтовыми частями — авиаротами Flik 4, 12, 19 и 28, действовавшими на Изонцо, Flik 16 в Каринтии, а также Flik 17, 21 и 24 в Южном Тироле. Но уже в феврале 1917 г. уцелевшие «Фоккеры» B.III вывели с фронта в запасную авиароту Flek бив дальнейшем вплоть до конца войны использовали в качестве учебных.
8 самолетов «Фоккер» D.I поставили Турции, а 4 «Фоккера» D.IV купила нейтральная Швеция.
Самолеты «Фоккер» D.I и «Фоккер» D.IV нельзя отнести к удачным истребителям. Их летные данные для второй половины 1916 г. были недостаточными, а конструкция оказалась непрочной, что привело к относительно высоким небоевым потерям. По иронии судьбы, именно на таком самолете 27 июня 1916 г. разбился и его конструктор, Мартин Крейцер.
Оставьте свой отзыв