Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Fokker D.I (D.IV)

Фото истребителя Fokker D.I

Фото истребителя Fokker D.I

История появления Fokker D.I традиционна — для замены истребителей-монопланов — «Айндеккеров» в конструкторском бюро фирмы «Фоккер» под руководством Мартина Крейцера (Martin Kreutzer) велась разработка нескольких проектов истребителей-бипланов — М.16, M17, М.18, — отличающихся силовыми установками и некоторыми деталями конструкции. Два прототипа двухместных самолетов М.16, не запущенных в серийное производство, стали основой для разработки одноместного варианта М.18. Его фюзеляж и оперение были аналогичны «Айндеккерам». Набор фюзеляжа — из стальных труб, крыльев — деревянный. Элероны отсутствовали, управление, как и на монопланах «Фоккер», производилось гошированием (перекашиванием крыльев). Прототип М.18е с одностоечной бипланной коробкой испытывался в апреле 1916 г. Самолет был оборудован рядным двигателем жидкостного охлаждения «Мерседес» D.I (100 л.с.) и вооружен одним синхронным пулеметом.

Результаты испытаний оказались разочаровывающими — машина показала низкую скороподъемность и была признана непригодной для военного применения. Самолет оперативно перепроектировали. Второй прототип — M.18z — получил двухстоечную бипланную коробку, фюзеляж уменьшенного сечения и 120-сильный мотор «Мерседес» D.II. Первоначально на нем попытались применить элероны, но в конечном итоге вернулись к гошированию.

Испытания M.18z прошли в июне 1916 г., после чего последовал заказ на 80 серийных самолетов «Фоккер» D.I, выполненный к ноябрю. Впоследствии построили ещё 44 усовершенствованных истребителя «Фоккер» D.IV.

Основные модификации

  • «Фоккер» D.I — 6-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения «Мерседес» D.II (120 л.с). Вооружение — 1 7,92-мм синхронный пулемет «Шпандау» LMG 08/15. Экипаж — 1 человек.
  • «Фоккер» D.IV (фирменный индекс М.21) -двигатель «Мерседес» D.III (160 л.с.) или «Бенц» Bz.III (150 л.с). Вооружение — 2 7,92-мм синхронных пулемета «Шпандау» LMG 08/15 (в частях обычно один из пулеметов снимали для уменьшения массы машины). Увеличен размах крыла, на верхней плоскости появились элероны с роговой компенсацией.
  • «Фоккер» В.III — вариант М.18Е для Австро-Венгрии. Двигатель «Мерседес» D.I (100 л.с). Вооружение — 1 8-мм пулемет «Шварцлозе» или 7,92-мм «Шпандау» над верхним крылом. Экипаж — 1 чел. Поставлено 16 самолетов из Германии в августе — сентябре 1916 г., ещё 8 собрала по лицензии фирма MAG (один в конце 1916 г., семь в марте — мае 1917 г.).

Fokker D.I

Истребитель Фоккер Д-1 на аэродроме.

Летно-технические характеристики самолетов Fokker

Модификация D.I D.IV
Двигатель Мерседес D.II Мерседес D.III
Мощность 120 160
Размах крыла, м. 9,05 9,7
Длина самолёта, м. 6,3
Высота самолета, м. 2,25 2,75
Площадь крыла, кв.м. 22,0 21,0
Масса пустого самолета, кг. 463 606
Масса нормальная взлетная, кг. 670 840
Скорость максимальная, км/ч 50 160
Скорость крейсерская, км/ч 144
Время набора высоты, мин.:
1000 м. 5 3
3000 м. 16 12
4000 м. 28 20
Скороподъемность, м/с 5,2 5,55
Потолок, м. 4000 5000
Продолжительность полета, ч. 2,5 1,5

Fokker D.IV

Фоккер модификации D.4.

Боевое использование истребителей Fokker D.I (D.IV)

Первые «Фоккеры» D.I появились на Западном фронте летом 1916 г. Первоначально они эксплуатировались в импровизированных истребительных частях (в первую очередь командах одноместных боевых самолетов — КЕК). Но осенью на их базе началось формирование постоянных частей — истребительных отрядов Jasta. «Фоккеры» D.I служили в Jasta 1,3, 12

Фото силовой установки Fokker D.IV

Fokker D.IV оснащался двигателем Мерседес D.III

К концу октября 1916 г. на фронте было уже 73 «Фоккера» D.I. Однако карьера их оказалась короткой. 4 декабря 1916 г. из-за разрушения крыльев разбился один из самолетов этого типа, принадлежащих Jasta 1. Пилотировавший его Карл Эрнталлер (Karl Ernthaller) погиб. Несколько ранее такой же случай произошел и в Jasta 3, a Jasta 1 в ноябре лишилась в авариях трех «Фоккеров» D.I (два пилота отделались ранениями, третий погиб). Как следствие, 6 декабря было дано указание отозвать все «Фоккеры» D.I с фронта Первой мировой.

Прототип «Фоккера» D.IV проходил войсковые испытания осенью 1916 г. в составе Jasta 1. Пилотировал его Ганс фон Койделль (Hans von Keudell). Большого распространения на фронте эта модификация не получила, поскольку по своим летным данным проигрывала «Альбатросам» из-за худшей аэродинамики.

Австро-Венгрия получила один прототип М.18е, 24 самолета «Фоккер» B.III и два «Фоккер» D.I. Первоначально самолеты распределили между несколькими фронтовыми частями — авиаротами Flik 4, 12, 19 и 28, действовавшими на Изонцо, Flik 16 в Каринтии, а также Flik 17, 21 и 24 в Южном Тироле. Но уже в феврале 1917 г. уцелевшие «Фоккеры» B.III вывели с фронта в запасную авиароту Flek бив дальнейшем вплоть до конца войны использовали в качестве учебных.

8 самолетов «Фоккер» D.I поставили Турции, а 4 «Фоккера» D.IV купила нейтральная Швеция.

Самолеты «Фоккер» D.I и «Фоккер» D.IV нельзя отнести к удачным истребителям. Их летные данные для второй половины 1916 г. были недостаточными, а конструкция оказалась непрочной, что привело к относительно высоким небоевым потерям. По иронии судьбы, именно на таком самолете 27 июня 1916 г. разбился и его конструктор, Мартин Крейцер.

Схемы и чертежи Fokker D.I

Чертежи самолета Fokker D.I

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image