Немецкая фирма «Ганза-Бранденбург», не снискав особых успехов на поприще поставок самолетов для кайзеровской авиации, стала одним из основных разработчиков авиатехники для Австро-Венгрии. Самолеты, спроектированные под руководством Эрнста Хейнкеля (Ernst Heinkel), строились по лицензии австро-венгерскими фирмами. В первую очередь это касается двухместных разведчиков «Ганза-Бранденбург» В.1/С.1 и одноместных истребителей «Ганза-Бранденбург» D.I. Но и единственный двухмоторный бомбардировщик ПМВ, серийно выпускавшийся в двуединой монархии Австро-Венгрии, также был разработан Э. Хейнкелем.
В 1915 г. фирма «Ганза-Бранденбург» создала проект двухмоторного бомбардировщика в ответ на требования кайзеровского Инспектората воздушных войск на трехместный боевой самолет. Биплан, получивший фирменный индекс ZM, имел деревянный фюзеляж с фанерной обшивкой а также бипланную коробку с элеронами на верхнем крыле и характерными «заваленными» вовнутрь стойками. Не рискнув разместить относительно тяжелые моторы на крыле, Хейнкель принял оригинальное решение: двигатели «Майбах» (160 л.с.) с тянущими винтами крепились к лонжеронам фюзеляжа на длинных ажурных фермах из стальных труб. Конструкция получилась довольно громоздкой, тяжелой, да к тому же, как показали испытания опытной авиамодели, подверженной вибрациям. Пилот и хвостовой стрелок размещались в общей кабине с большим овальным вырезом. В носовой кабине находился третий член экипажа — стрелок-бомбардир.
Германия не заказала эти самолеты, ограничившись испытаниями двух прототипов. Однако интерес к машине проявила Австро-Венгрия. Для неё был разработан вариант под фирменным обозначением GF, отличавшийся некоторыми мелкими усовершенствованиями, а также заменой моторов немецкого производства на австро-венгерские.
В мае и июле 1916 г. вышли на испытания два прототипа GF, после чего были выданы заказы на 72 самолета, 48 из которых должна была поставить фирма «Ганза-Бранденбург», а 24 — выпустить по лицензии заводы предприятия UFAG. Первая партия из шести самолетов была готова в январе-феврале 1917 г. Но переговоры по уточнению контракта между производителем и заказчиком затянули их сдачу, а затем привели к сокращению заказа. В общей сложности изготовили 39 серийных самолетов «Ганза-Бранденбург» G.I, из них лишь 12 — в Австро-Венгрии.
Основная модификация биплана-бомбардировщика Австро-Венгрии
- «Ганза-Бранденбург» G.I: 6-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения «Аустро-Даймлер» Dm-160 (160 л.с). Стрелковое вооружение — два 8-мм пулемета «Шварцлозе» на горизонтальных полутурелях в носовой и хвостовой кабинах. Масса бомбовой нагрузки — 200 кг. Экипаж — 3 человека. Один экземпляр, получивший обозначение «Ганза-Бранденбург» G.IK, использовался для испытаний пушечного вооружения. На нем испытывались 37-, 47- и 66-миллиметровые пушки «Шкода», устанавливавшиеся в носовой кабине.
Лётно-технические характеристики биплана Ганза-Бранденбург Г-1
- Двигатель: «Аустро-Даймер» Dm-160
- мощность, л.с.: 160
- Размах крыла, м.: 18,0
- Длина самолета, м.: 9,80
- Высота самолета, м.: 4,20
- Площадь крыла, кв. м.: 70,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1776
- взлетная: 2740
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 133
- Крейсерская: 112
- Время набора высоты: 1000 м.: 6,5 минут
- Потолок, м.: 4000
- Продолжительность полета, ч.: 6
Биплан Ганза-Бранденбург Г-1 ВВС Австро-Венгрии.
Боевое использование самолётов Hansa-Brandenburg G-1 в годы Первой мировой войны
Оперативной базой для австро-венгерских бомбардировщиков, действовавших на итальянском фронте, стал аэродром Дивача. Самолетами «Ганза-Бранденбург» G.I вооружили три авиароты тяжелых бомбардировщиков (Flik 101G, Flik 102G и Flik 103G). Часть машин для подготовки экипажей передали запасной авиароте Flek 22. Однако освоение машины сопровождалось многочисленными проблемами, в результате за три месяца фронтовой службы «Бранденбурги» совершили всего один успешный боевой вылет. В конце концов все самолеты сдали на базы хранения, а Австро-Венгрия заказала новые бомбардировщики «Гота» G.IV, летные данные которых были существенно выше, чем у «Ганза-Бранденбург» G.I. Последняя попытка применить эти машины на фронте была предпринята весной 1918 г., когда несколько «Бранденбургов» пытались использовать в качестве ночных бомбардировщиков — но и в этом качестве они не преуспели.
Причиной краткой карьеры в Первой мировой «Ганза-Бранденбург» G.I следует признать, в первую очередь, отсутствие интереса к самолету со стороны немецкого командования. Если бы таковой был проявлен — машина, вероятно, подверглась бы усовершенствованиям и в последующих модификациях стала бы пригодной для фронтовой службы. Однако немецкое командование вполне устраивали «Готы», и в конечном итоге австро-венгерскому союзнику пришлось следовать примеру Германии.
Оставьте свой отзыв