Весной 1917 г. фирма «Моран-Солнье» начала проектирование двух новых истребителей — биплана AF и моноплана-парасоля AI. Обе машины имели смешанную конструкцию (из стальных труб изготавливался набор передней части фюзеляжа, а также подкрыльевые подкосы у AI), фюзеляж круглого сечения и одинаковую силовую установку: 9-цилиндровый ротативный мотор «Гном-Моносупап» 9N (150 л.с). Прототип AF совершил первый полет 23 июня 1917 г., а вскоре начал испытания и опытный экземпляр АI (точная дата его первого полета неизвестна). На испытаниях «Моран-Солнье» AI показал отличную скорость и скороподъемность, превзойдя как биплан AF, так и самолеты других фирм, оборудованные такими же двигателями, — «Ньюпор» 28 и SPAD XV.
В ходе дальнейших испытаний был достигнут потолок 8000 м (с применением кислородного оборудования). В итоге самолет был запущен в серийное производство. Выпущено в общей сложности 1210 машин, но большинство в учебном варианте.
Основные модификации
- Моран-Солнье MoS.27C1 — двигатель «Гном-Моносупап» 9N (150 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» (боекомплект — 500 патронов). Экипаж — 1 человек.
- Моран-Солнье MoS.29C1 — аналог MoS.27C1 с вооружением из двух 7,7-мм синхронных пулеметов «Виккерс» (боекомплект — по 400 патронов на ствол).
- Моран-Солнье MoS.30E1 — одноместный невооруженный учебный вариант. Двигатель — «Рон» 9Jb (120 л.с.) или «Рон» 9Jby (135 л.с).
- Моран-Солнье MoS.30bisE1 — вариант с дефорсированным мотором «Рон» 9Jb (90 л.с).
Летно-технические характеристики истребителей Morane-Saulnier AI
Модификация | MS.27C1 | MS.29C1 |
Двигатель | Гном-Моносупап 9N | |
мощность, л.с. | 150 | |
Размах крыла, м. | 8,51 | |
Высота самолёта, м. | 2,4 | |
Длина самолёта, м. | 5,65 | |
площадь крыла, кв.м. | 13,39 | |
Масса пустого, кг. | 421 | |
нормальная взлётная, кг. | 649 | 674 |
Максимальная скорость, км/ч | 225 | 221 |
Время набора высоты 2000м., мин. | 4 минуты 25 секунд | 5 минут 15 секунд |
Время набора высоты 5000 м., мин. | 15 минут 50 секунд | 19 минут |
Потолок, м. | 8000 | |
Продолжительность полёта, ч. | 1,75 |
Боевое использование Моран-Сольнье АИ в Первой мировой и после
Поставки истребителей «Моран-Солнье» АI в строевые части начались в начале 1918 г. К весне ими вооружили три французские эскадрильи — MSP.156, MSP.158 и MSP.161. Однако ввод самолетов в эксплуатацию сопровождался проблемами, как с надежностью силовой установки, так и с прочностью планера. 8 марта 1918 г. из-за разрушения крыла разбился один из «Моранов» эскадрильи MSP. 156, пилотировавший его американский волонтер У. Винтер (W. Winter) погиб. После ещё нескольких подобных случаев истребители MoS.27C1 и MoS.29C1 из строевых частей изъяли. Гораздо более удачной оказалась карьера учебного MoS.30E1. Помимо Франции, такие самолеты успешно служили в Американских экспедиционных силах (51 машина) и в бельгийской авиации (3 аэроплана). После войны MoS.30E1 попали и в ряд других стран.
Самолет «Моран-Солнье» AI имел все шансы стать одним из основных французских истребителей. Этому помешала прежде всего недоведенность нового мотора. Проблемы с прочностью, послужившие причиной снятия истребителя с вооружения, являлись достаточно спорными: ведь учебные MoS.30E1 успешно эксплуатировались без всяких нареканий. В 1918 г. американский летчик Т. Джойс (Т. Joyce) на таком самолете выполнил подряд 300 «мертвых петель». В 1922 г. французский летчик Фонваль (Fonval) снова-таки на MoS.30E1 перекрыл его достижение, выполнив 1111 «мертвых петель»!
Оставьте свой отзыв