Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Morane-Saulnier AI (MoS.27 – MoS.29 – MoS.30)

Моран-Солнье тип AI

Скоростной французский истребитель Первой мировой войны Morane-Saulnier AI

Весной 1917 г. фирма «Моран-Солнье» начала проектирование двух новых истребителей — биплана AF и моноплана-парасоля AI. Обе машины имели смешанную конструкцию (из стальных труб изготавливался набор передней части фюзеляжа, а также подкрыльевые подкосы у AI), фюзеляж круглого сечения и одинаковую силовую установку: 9-цилиндровый ротативный мотор «Гном-Моносупап» 9N (150 л.с). Прототип AF совершил первый полет 23 июня 1917 г., а вскоре начал испытания и опытный экземпляр АI (точная дата его первого полета неизвестна). На испытаниях «Моран-Солнье» AI показал отличную скорость и скороподъемность, превзойдя как биплан AF, так и самолеты других фирм, оборудованные такими же двигателями, — «Ньюпор» 28 и SPAD XV.

В ходе дальнейших испытаний был достигнут потолок 8000 м (с применением кислородного оборудования). В итоге самолет был запущен в серийное производство. Выпущено в общей сложности 1210 машин, но большинство в учебном варианте.

Основные модификации

  • Моран-Солнье MoS.27C1 — двигатель «Гном-Моносупап» 9N (150 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» (боекомплект — 500 патронов). Экипаж — 1 человек.
  • Моран-Солнье MoS.29C1 — аналог MoS.27C1 с вооружением из двух 7,7-мм синхронных пулеметов «Виккерс» (боекомплект — по 400 патронов на ствол).
  • Моран-Солнье MoS.30E1 — одноместный невооруженный учебный вариант. Двигатель — «Рон» 9Jb (120 л.с.) или «Рон» 9Jby (135 л.с).
  • Моран-Солнье MoS.30bisE1 — вариант с дефорсированным мотором «Рон» 9Jb (90 л.с).

Фото Морана-Солнье AI спереди

Летно-технические характеристики истребителей Morane-Saulnier AI

Модификация MS.27C1 MS.29C1
Двигатель Гном-Моносупап 9N
мощность, л.с.  150
Размах крыла, м.  8,51
Высота самолёта, м.  2,4
Длина самолёта, м. 5,65
площадь крыла, кв.м. 13,39
Масса пустого, кг. 421
нормальная взлётная, кг. 649 674
Максимальная скорость, км/ч 225 221
Время набора высоты 2000м., мин. 4 минуты 25 секунд 5 минут 15 секунд
Время набора высоты 5000 м., мин. 15 минут 50 секунд 19 минут
Потолок, м. 8000
Продолжительность полёта, ч. 1,75

Боевое использование Моран-Сольнье АИ в Первой мировой и после

Поставки истребителей «Моран-Солнье» АI в строевые части начались в начале 1918 г. К весне ими вооружили три французские эскадрильи — MSP.156, MSP.158 и MSP.161. Однако ввод самолетов в эксплуатацию сопровождался проблемами, как с надежностью силовой установки, так и с прочностью планера. 8 марта 1918 г. из-за разрушения крыла разбился один из «Моранов» эскадрильи MSP. 156, пилотировавший его американский волонтер У. Винтер (W. Winter) погиб. После ещё нескольких подобных случаев истребители MoS.27C1 и MoS.29C1 из строевых частей изъяли. Гораздо более удачной оказалась карьера учебного MoS.30E1. Помимо Франции, такие самолеты успешно служили в Американских экспедиционных силах (51 машина) и в бельгийской авиации (3 аэроплана). После войны MoS.30E1 попали и в ряд других стран.

Самолет «Моран-Солнье» AI имел все шансы стать одним из основных французских истребителей. Этому помешала прежде всего недоведенность нового мотора. Проблемы с прочностью, послужившие причиной снятия истребителя с вооружения, являлись достаточно спорными: ведь учебные MoS.30E1 успешно эксплуатировались без всяких нареканий. В 1918 г. американский летчик Т. Джойс (Т. Joyce) на таком самолете выполнил подряд 300 «мертвых петель». В 1922 г. французский летчик Фонваль (Fonval) снова-таки на MoS.30E1 перекрыл его достижение, выполнив 1111 «мертвых петель»!

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image