С 1914 г. в Москве, в авиационной мастерской А. Безобразова, работал авиамеханик и конструктор итальянского происхождения Франческо Моска. Первой его работой как конструктора стал двухместный цельнодеревянный моноплан-разведчик МБ, оборудованный ротативным мотором «Гном». Управление самолетом осуществлялось посредством гоширования. Характерной чертой МБ была легкоразборная конструкция, отвечающая требованиям удобства транспортировки. Объем выпуска МБ был незначительным — 10 единиц. Первые сведения о боевом применении таких самолетов относятся к весне 1916 г.
На основе МБ Ф. Моска проектирует возможно первый русский одноместный истребитель МБ бис. Учитывая проблемы с обеспечением русской авиации достаточно мощными авиамоторами, Моска пошел по пути миниатюризации, постаравшись максимально ужать размеры самолета. Консоли крыла были выполнены складными (поворотными назад), что позволяло перевозить самолет наземным транспортом без расстыковки. Испытания прототипа прошли в начале июня 1916 г. Пилотировавшие МБ бис русские асы Константин Арцеулов и Евграф Крутень дали самолету высокую оценку. В июле был подписан контракт на 12 самолетов МБ бис, в декабре 1916 г. — второй контракт на 125 истребителей МБ бис. Самолеты первого заказа сдали к началу 1917 г., ещё 10 МБ бис были готовы к лету 1917 г. Ещё около полутора десятков изготовили до февраля 1918 г. Таким образом, общее количество выпущенных самолетов МБ/МБ бис не превысило 50 единиц.
Основные модификации аэроплана
- «Моска» МБ — двухместный вариант. Тип устанавливавшегося двигателя, равно как и состав вооружения, точно неизвестен. На прототипе стоял мотор «Гном» мощностью 50 л.с, но для боевого самолета это явно мало. Можно предположить, что серийные «Моска» МБ оборудовались достаточно распространенными в России двигателями «Гном» (80 л.с).
- «Моска» МБ бис — ротативный двигатель «Гном» (80 л.с); предусматривалась возможность установки мотора «Клерже» (НО л.с), но получил ли его хотя бы один самолет — неизвестно. Вооружение — 1 7,62-мм пулемет «Льюис», установленный на треноге перед кабиной пилота и стреляющий поверх винта (вверх под углом 45°). Экипаж — 1 чел.
Лётно-технические характеристики Моска МБ бис
- Двигатель: «Гном»
- мощность, л.с.: 80
- Размах крыла, м.: 7,20
- Длина самолета, м.: 6,10
- Площадь крыла, кв. м.: 12,10
- Масса, кг:
- пустого самолета: 322
- нормальная взлетная: 487
- Максимальная скорость, км/ч: 130
- Время набора высоты 1000 м, мин: 8 минут 20 секунд
- Потолок, м.: 3500
Чертёж самолета Моска МБ бис.
Боевое использование в годы Первой мировой
Самолеты «Моска» МБ с апреля 1916 г. поступали на вооружение истребительных частей для применения в качестве тренировочных. Отмечено, в частности, применение таких самолетов в 7-м авиационном отряде истребителей . 26 мая 1916 г. русский ас Иван Орлов на одном из МБ сбил австрийский самолет-разведчик «Ллойд» C-II.
Считается, что первые 12 самолетов МБ бис (или часть из них) после прохождения военной приемки попали на русско-германский фронт. Но в основном самолет использовался лишь как тренировочный. В ВВС РККА МБ бис служил до начала 1920-х гг. в Московской и Егорьевской авиашколах.
Уже к моменту начала серийного выпуска «Моска» МБ бис являлся устаревшей конструкцией — не такие самолеты были нужны русской армии. Требованиям фронта не отвечали ни его летные данные, ни примитивная стрелковая установка, позволяющая поражать лишь маломаневренные цели.
Оставьте свой отзыв