Недостатки самолета «Ганза-Бранденбург» D.I были вполне очевидны не только австро-венгерским авиаторам, но и руководству фирмы «Феникс». Её инженеры Лео Кирште (Leo Kirste) и Эдмунд Шпарманн (Edmund Sparmann) предприняли попытку усовершенствовать истребитель, улучшив его управляемость и попутно, повысить летные качества и усилить вооружение.
Летом 1917 г. путем переделки серийных самолетов «Ганза-Бранденбург» D.I (28.48, 28.50 и 28.73) были получены прототипы нового истребителя — 20.14, 20.15 и 20.16. Самолеты отличались от исходной модели крылом увеличенного размаха с обычными стойками и расчалками вместо «экзотических» звездообразных стоек, удлиненным фюзеляжем (для улучшения устойчивости) и вооружением из пары синхронных пулеметов, установленных под капотом. Машины оборудовались моторами «Аустро-Даймлер» мощностью 185 и 200 л.с. Летные испытания показали, что скорость самолета осталась на уровне «Ганза-Бранденбург» D.1, а скороподъемность даже снизилась, но зато истребитель стал гораздо более устойчивым и простым в пилотировании.
В итоге машину приняли на вооружение под обозначением Phoenix D.I («Феникс» Д-1). Уже в августе 1917 г. были готовы первые серийные самолеты, на которых вместо «Аустро-Даймлеров» устанавливались 6-цилиндровые двигатели «Хиро» (Hiero — сокращение от Hieronimus). Общий объем выпуска превысил 250 единиц.
Основные модификации Phoenix
- «Феникс» D.I — двигатель «Хиро» (200 л.с). Вооружение — 2 8-мм синхронных пулемета «Шварцлозе». Заказано 150 единиц — по 50 машин серий 128, 228 и 328, отличавшихся местом производства двигателя — фирмы «Хиро», «Аустро-Фиат» и «Брейтфельд-Данек»; выпущено 120 — 31 серии 128, 55 — 228 и 34 — 328. Вероятно, в это число не вошли 12 самолетов, заказанных флотом.
- «Феникс» D.II — усилен фюзеляж, изменено хвостовое оперение, применен руль высоты с роговой аэродинамической компенсацией. С марта 1918 г. выпущено 48 самолетов серий 122 (26 единиц с моторами производства «Хиро»), 222 (14 с двигателями, выпущенными «Аустро-Фиат») и 322 (8 с двигателями производства «Брейтфельд-Данек»).
Модификация истребителя Phoenix D.II.
- «Феникс» D.IIa — двигатель «Хиро» (230 л.с). Построено 48 самолетов серии 422.
Биплан «Феникс» D.IIa вид сбоку. Пилот — Карл Тейхманн.
- «Феникс» D.III — двигатель «Хиро» (230 л.с). Установлены элероны на обоих крыльях. Заказано 100 самолетов серии 222.100 для армейской авиации и 40 — для морской. Осенью 1918 г. закончена постройкой 61 машин для армейской авиации и несколько — для морской, но большинство не успело оставить пределы завода.
В серийное производство не успели внедрить модификацию «Феникс» D.IV, отличавшуюся мотором «Аустро-Даймлер» и фюзеляжем-полумонококом. Построили лишь 2 экземпляра этого варианта.
Летно-технические характеристики истребителей Phoenix D.I, D.II, D.III
Модификация | D.I | D.lla | D.III |
Двигатель: | «Хиро» | ||
мощность, л.с. | 200 | 230 | 230 |
Размах крыла, м. | 9,80 | 9,90 | 9,80 |
Длина самолета, м. | 6,75 | 6,52 | 6,62 |
Высота самолета, м. | 2,79 | 2,79 | 3,01 |
Площадь крыла, кв. м | 25,60 | 25,0 | 25,0 |
Масса, кг: | |||
пустого самолета | 640 | 665 | 685 |
нормальная взлетная | 805 | 805 | 981 |
Скорость, км/ч: | |||
максимальная | 180 | 185 | 188 |
крейсерская | 164 | 171 | |
Время набора высоты 1000 м, мин. | 3,5 | 3 | |
Потолок, м. | 6000 | 6800 | 6200 |
Продолжительность полета, ч. | 2 | 2,5 | 2 |
Боевое применение на фронтах Первой мировой войны
Поставки самолетов «Феникс» D.I в строевые части начались в декабре 1917 г. В качестве истребителей сопровождения они применялись в авиаротах Flik 4, 15, 17, 48, 54, 66. Также самолеты этой модификации поступили в истребительные авиароты Flik 14J, 30J, 60J, 61J и 63J. «Феникс» D.I понравился пилотам своей легкостью в управлении — летчики без проблем переходили на него с двухместных разведывательных самолетов. По состоянию на 1 августа 1918 г. в строю оставалось 72 «Феникса» D.I.
В мае 1918 г. на фронте появились «Фениксы» D.1I. В частности, они попали в истребительные части Flik 14J, 30J, 60J, а также в разведывательные Flik 9, 55 и 58. Первый опыт эксплуатации таких машин был неутешительным — в частях случилось несколько аварий (в т.ч. сопровождавшихся гибелью пилотов), вызванных недостаточной прочностью планеров. Фирме пришлось в экстренном порядке проводить доработки, но и после этого «Фениксы» D.II не пользовались популярностью среди летного состава. Более удачными оказались «Фениксы» D.IIa, поступавшие в те же части. К 1 августа 1918 г. в строю находилось 34 «Феникса» D.IIa.
Среди асов, воевавших на «Фениксах», стоит упомянуть Франка Линке-Кроуфорда, в декабре 1917 г. вступившего в командование Flik 60J. Летая на «Фениксе» D.I, он сбил шесть вражеских самолетов.
Истребитель Первой мировой войны «Феникс» D.II австро-венгерского аса Линке-Крауфорда.
Морская авиация использовала истребители «Феникс» для ПВО баз флота в Поле и Каттаро. Она получила 8 «Фениксов» D.I (номера J.1 — J.8) из армейского заказа, 12 таких же самолетов, непосредственно заказанных флотом (J.9 — J.20; поставлены с декабря 1917 г. по март 1918 г.) и 10 «Фениксов» D.IIa (J.21 — J.30) из армейского заказа. По оценке морских авиаторов, самолеты «Феникс» D.IIa были единственными, отвечающими требованиям к перехватчикам.
Несколько истребителей «Феникс» различных серий после Первой мировой войны поступили на вооружение югославской авиации, использовавшей их в конфликте с Италией в Западной Словении.
В 1919 г. 20 самолетов «Феникс» D.III Австрия продала Швеции. Истребители, получившие местное обозначение J1, пользовались неплохой репутацией у шведских пилотов, и в 1924 г. на заводе в Мальме собрали ещё 10 таких машин с немецкими двигателями BMW IIIa. Последние из них служили в качестве боевых до 1930 г., а затем до 1936 г. эксплуатировались как метеоразведчики.
Истребители «Феникс» зарекомендовали себя надежными и прочными машинами, но по скорости и маневренности уступали истребителям противника. На самолетах с 230-сильными моторами удалось ликвидировать это отставание, но в полномасштабное производство они так и не попали.
Оставьте свой отзыв