Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Phoenix D.I/D.II/D.III

Фото истребителя "Феникс" Д-1 серии 228

Фото истребителя "Феникс" Д-1 серии 228

Недостатки самолета «Ганза-Бранденбург» D.I были вполне очевидны не только австро-венгерским авиаторам, но и руководству фирмы «Феникс». Её инженеры Лео Кирште (Leo Kirste) и Эдмунд Шпарманн (Edmund Sparmann) предприняли попытку усовершенствовать истребитель, улучшив его управляемость и попутно, повысить летные качества и усилить вооружение.

Летом 1917 г. путем переделки серийных самолетов «Ганза-Бранденбург» D.I (28.48, 28.50 и 28.73) были получены прототипы нового истребителя — 20.14, 20.15 и 20.16. Самолеты отличались от исходной модели крылом увеличенного размаха с обычными стойками и расчалками вместо «экзотических» звездообразных стоек, удлиненным фюзеляжем (для улучшения устойчивости) и вооружением из пары синхронных пулеметов, установленных под капотом. Машины оборудовались моторами «Аустро-Даймлер» мощностью 185 и 200 л.с. Летные испытания показали, что скорость самолета осталась на уровне «Ганза-Бранденбург» D.1, а скороподъемность даже снизилась, но зато истребитель стал гораздо более устойчивым и простым в пилотировании.

В итоге машину приняли на вооружение под обозначением Phoenix D.I («Феникс» Д-1). Уже в августе 1917 г. были готовы первые серийные самолеты, на которых вместо «Аустро-Даймлеров» устанавливались 6-цилиндровые двигатели «Хиро» (Hiero — сокращение от Hieronimus). Общий объем выпуска превысил 250 единиц.

Основные модификации Phoenix

  • «Феникс» D.I — двигатель «Хиро» (200 л.с). Вооружение — 2 8-мм синхронных пулемета «Шварцлозе». Заказано 150 единиц — по 50 машин серий 128, 228 и 328, отличавшихся местом производства двигателя — фирмы «Хиро», «Аустро-Фиат» и «Брейтфельд-Данек»; выпущено 120 — 31 серии 128, 55 — 228 и 34 — 328. Вероятно, в это число не вошли 12 самолетов, заказанных флотом.
  • «Феникс» D.II — усилен фюзеляж, изменено хвостовое оперение, применен руль высоты с роговой аэродинамической компенсацией. С марта 1918 г. выпущено 48 самолетов серий 122 (26 единиц с моторами производства «Хиро»), 222 (14 с двигателями, выпущенными «Аустро-Фиат») и 322 (8 с двигателями производства «Брейтфельд-Данек»).

Модификация истребителя Phoenix D.II

Модификация истребителя Phoenix D.II.

  • «Феникс» D.IIa — двигатель «Хиро» (230 л.с). Построено 48 самолетов серии 422.

Биплан "Феникс" D.IIa сбоку

Биплан «Феникс» D.IIa вид сбоку. Пилот — Карл Тейхманн.

  • «Феникс» D.III — двигатель «Хиро» (230 л.с). Установлены элероны на обоих крыльях. Заказано 100 самолетов серии 222.100 для армейской авиации и 40 — для морской. Осенью 1918 г. закончена постройкой 61 машин для армейской авиации и несколько — для морской, но большинство не успело оставить пределы завода.

В серийное производство не успели внедрить модификацию «Феникс» D.IV, отличавшуюся мотором «Аустро-Даймлер» и фюзеляжем-полумонококом. Построили лишь 2 экземпляра этого варианта.

Летно-технические характеристики истребителей Phoenix D.I, D.II, D.III

Модификация D.I D.lla D.III
Двигатель: «Хиро»
мощность, л.с. 200 230 230
Размах крыла, м. 9,80 9,90 9,80
Длина самолета, м. 6,75 6,52 6,62
Высота самолета, м. 2,79 2,79 3,01
Площадь крыла, кв. м 25,60 25,0 25,0
Масса, кг:
пустого самолета 640 665 685
нормальная взлетная 805 805 981
Скорость, км/ч:
максимальная 180 185 188
крейсерская 164 171
Время набора высоты 1000 м, мин. 3,5 3
Потолок, м. 6000 6800 6200
Продолжительность полета, ч. 2 2,5 2

Боевое применение на фронтах Первой мировой войны

Поставки самолетов «Феникс» D.I в строевые части начались в декабре 1917 г. В качестве истребителей сопровождения они применялись в авиаротах Flik 4, 15, 17, 48, 54, 66. Также самолеты этой модификации поступили в истребительные авиароты Flik 14J, 30J, 60J, 61J и 63J. «Феникс» D.I понравился пилотам своей легкостью в управлении — летчики без проблем переходили на него с двухместных разведывательных самолетов. По состоянию на 1 августа 1918 г. в строю оставалось 72 «Феникса» D.I.

В мае 1918 г. на фронте появились «Фениксы» D.1I. В частности, они попали в истребительные части Flik 14J, 30J, 60J, а также в разведывательные Flik 9, 55 и 58. Первый опыт эксплуатации таких машин был неутешительным — в частях случилось несколько аварий (в т.ч. сопровождавшихся гибелью пилотов), вызванных недостаточной прочностью планеров. Фирме пришлось в экстренном порядке проводить доработки, но и после этого «Фениксы» D.II не пользовались популярностью среди летного состава. Более удачными оказались «Фениксы» D.IIa, поступавшие в те же части. К 1 августа 1918 г. в строю находилось 34 «Феникса» D.IIa.

Среди асов, воевавших на «Фениксах», стоит упомянуть Франка Линке-Кроуфорда, в декабре 1917 г. вступившего в командование Flik 60J. Летая на «Фениксе» D.I, он сбил шесть вражеских самолетов.

Истребитель Первой мировой войны "Феникс" D.II австро-венгерского аса Линке-Крауфорда

Истребитель Первой мировой войны «Феникс» D.II австро-венгерского аса Линке-Крауфорда.

Морская авиация использовала истребители «Феникс» для ПВО баз флота в Поле и Каттаро. Она получила 8 «Фениксов» D.I (номера J.1 — J.8) из армейского заказа, 12 таких же самолетов, непосредственно заказанных флотом (J.9 — J.20; поставлены с декабря 1917 г. по март 1918 г.) и 10 «Фениксов» D.IIa (J.21 — J.30) из армейского заказа. По оценке морских авиаторов, самолеты «Феникс» D.IIa были единственными, отвечающими требованиям к перехватчикам.

Несколько истребителей «Феникс» различных серий после Первой мировой войны поступили на вооружение югославской авиации, использовавшей их в конфликте с Италией в Западной Словении.

В 1919 г. 20 самолетов «Феникс» D.III Австрия продала Швеции. Истребители, получившие местное обозначение J1, пользовались неплохой репутацией у шведских пилотов, и в 1924 г. на заводе в Мальме собрали ещё 10 таких машин с немецкими двигателями BMW IIIa. Последние из них служили в качестве боевых до 1930 г., а затем до 1936 г. эксплуатировались как метеоразведчики.

Истребители «Феникс» зарекомендовали себя надежными и прочными машинами, но по скорости и маневренности уступали истребителям противника. На самолетах с 230-сильными моторами удалось ликвидировать это отставание, но в полномасштабное производство они так и не попали.

Схемы и чертежи самолета Phoenix D.I

Чертежи самолета Phoenix D.I

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image