Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Sopwith Strutter 1 1/2

Сопвич Полуторастоечный

Фото самолета Sopwith 1 1/2 Strutter

Этот весьма удачный самолет, прославившийся в боях Первой мировой, был спроектирован под руководством авиаконструктора Герберта Смита (Herbert Smith) на основе нескольких ранних конструкций. Представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан с полотняной обшивкой. Центроплан верхнего крыла скреплен с лонжеронами фюзеляжа дополнительными диагональными подкосами-«полустойками», за которые самолет и получил свое неофициальное прозвище — «полуторастоечный». В документации фирмы машина обозначалась LCT — Land Clerget Tractor (т.е. сухопутный с мотором «Клерже» и тянущим винтом).

Спроектированный как двухместный, LCT стал первым в странах Антанты самолетом с классическим размещением экипажа: пилот впереди, а летнаб — сзади (до него летнаба размещали перед пилотом).

Прототип, оборудованный 9-цилиндровым ротативным мотором «Клерже» 9Z, вышел на испытания в декабре 1915 г. Самолет Sopwith Strutter позиционировался прежде всего как легкий бомбардировщик, но некоторое количество применялось в качестве истребителей.

В Великобритании служило 1513 (по другим данным -1439) экземпляров, во Франции — около 4200-4500, ещё несколько десятков — в России.

Основные модификации самолета «Сопвич Страттер» 1 1/2

«Сопвич» тип 9400 (обозначение Адмиралтейства) или «двухместный» (обозначение RFC) — двухместный вариант. Двигатель «Клерже» 9Z (110 л.с.) или «Клерже» 9Ва (120 л.с), либо «Клерже» 9Ве (130 л.с), или же «Рон» 9J (130 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» (на части самолетов вместо него — пулемет «Льюис» над верхним крылом), 1 или 2 пулемета «Льюис» на турели. Возможна подвеска до 130 кг бомб.

«Сопвич» тип 9700 (обозначение Адмиралтейства) — одноместный бомбардировочный вариант.

«Сопвич» «Комик» — переделка в одноместный истребитель (пилотское место в задней кабине, вырез передней зашит). Вооружение — 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс», 1 или 2 пулемета «Льюис» на лафете Фостера над верхним крылом. Всего было переделано около 70 экземпляров.

Летно-технические характеристики самолета Сопвич «Полуторастоечный»

  • Двигатель: «Клерже» 9Ве
  • мощность, л.с.: 130
  • Размах крыла, м.: 10,21
  • Длина самолета, м.: 7,70
  • Высота самолета, м.: 3,12
  • Площадь крыла, кв. м.: 32,16
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 593
  • нормальная взлетная: 975
  • максимальная взлетная: 1062
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 164
  • Крейсерская: 142
  • Время набора высоты 2000 м., мин.: 9’10»
  • Потолок, м.: 4750
  • Продолжительность полета, ч.: 3,75

Истребитель Сопвич оборудованный пулеметом

На истребительные версии Сопвичей в массовом порядке уставливали синхронизаторы для стрельбы из пулемета через винт.

Боевое использование аэропланов Сопвич «Полуторастоечный» в годы Первой мировой войны

Двухместный истребитель Сопвич Полуторастоечный ВВС Великобритании

Двухместный истребитель Sopwith 1 1/2 Strutter ВВС Великобритании

Первым заказчиком «полуторастоечных» стало британское Адмиралтейство. В апреле 1916 г. начались поставки таких машин в 5-е крыло RNAS, а в июне — в 1-е. Обе части базировались во Франции. В них «Сопвичи» применялись как эскортные истребители — для сопровождения бомбардировщиков «Кодрон» G.IV и «Бреге». В конце мая 1916 г. во Францию прибыло первое подразделение RFC, вооруженное «Сопвичами» — звено А 70-й эскадрильи, а в июне-июле к нему присоединились два остальных звена. В Королевском летном корпусе «полуторастоечные» числились истребителями-разведчиками, став, таким образом, предшественниками «Брисоль» «Файтера». Большая продолжительность полета в сочетании с прекрасным по тем временам вооружением позволяли применять их для «наступательного патрулирования» в глубине германской территории. В октябре 1916 г. на фронт во Францию прибыла 45-я эскадрилья, а в январе 1917 г. — 43-я. Но к тому времени уже массово применялись новые немецкие истребители Первой мировой «Альбатрос», которым «полуторастоечные» проигрывали по всем статьям. В итоге, к октябрю 1917 г. таких самолетов на фронте уже не осталось.

Достаточно широко применялись «Сопвичи» в эскадрильях ПВО Великобритании — в частности, в 37, 44 и 78-й. Туда поступали, как правило, двухместные машины, многие из которых в частях переделывались в одноместные истребители «Комик».

На ночных истребителях устанавливался мощный прожектор-искатель над верхним крылом. Самолеты, предназначенные для охоты за «Цеппелинами», подвергались более существенной переделке. Передняя кабина у них заделывалась, а на ее месте устанавливался дополнительный топливный бак. Поскольку немецкие дирижабли часто летали на большой высоте, недоступной для перехватчиков, необходимо было обеспечить возможность ведения огня снизу вверх. Для этого перед задней кабиной, где теперь размещался пилот, устанавливались под углом 80° к фюзеляжу два пулемета «Льюис» с боекомплектом, состоящим из зажигательных и трассирующих пуль. Таких самолетов построили около 70 штук, они довольно долго прослужили в системе ПВО британской столицы, но ни одного дирижабля так и не сбили.

Во Франции, Бельгии, России, Румынии, Греции, а также в Американских экспедиционных силах Sopwith Strutter как истребители не применялись, а служили в качестве разведчиков, бомбардировщиков и учебных. В России эти самолёты использовались в годы Гражданской войны, как красвоенлетами, так и летчиками Белой Армии.

Сопвич Полуторастоечный из состава ВВС Красной Армии

Сопвич Полуторастоечный из состава ВВС Красной Армии.

«Сопвич» «полуторастоечный» отличался простотой в управлении, хорошей дальностью полета и неплохим вооружением. Но превращению его в полноценный истребитель помешали два недостатка — легкость (а значит, малая прочность) конструкции планера и чрезмерная устойчивость. Обе эти черты отнюдь не способствовали ведению привычного для Первой мировой войны маневренного воздушного боя — «собачьей свалки».

Источники:

  • Журнал моделист конструктор;
  • Истребители Первой мировой В.Кондратьев — М.,1990;
  • А.Шепс. Самолеты Первой мировой;

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image