В комнате боевой славы Зуевской средней школы №1, среди различных экспонатов, принадлежавших ранее героям — землякам воспитанникам школы, хранится фотоальбом в красивой обложке с изображением чайки и надписью «Рая Беляева». На первой странице — текст письма мужа отважной лётчицы Евгения Никифоровича Гимпеля, лётчика — испытателя:
«Дорогие ребята ! Рая отдала свою жизнь за Родину, чтобы наша страна жила и расцветала… Так будьте же такими, какой была она: честными, упорными в труде и учёбе, настоящими товарищами».
А дальше — фотографии и переписка с родными и близкими. Как же возникла мысль о создании этого альбома ?
Узнав из районной газеты о замечательной землячке, школьники решили навестить её родственников и знакомых, подробнее расспросить о Рае. В один из дней красные следопыты постучали в дверь дома №28 по улице Свободы. Их встретила сестра Раи — Клавдия Васильевна. Она охотно рассказала всё, что помнила, показала фотографии, наградные листы и фронтовые письма, помогла снять копии с документов. Так появились первые материалы об отважной «Чайке» — такой позывной взяла себе в годы войны отважная девушка-лётчица.
Вскоре состоялся сбор дружины, посвящённый Раисе Беляевой и её подругам. На сбор были приглашены красные следопыты Кировского Дворца пионеров. Гости сообщили много новых, ещё неизвестных подробностей о Раисе. Оказалось, они уже давно вели поиски. Переписывались с частью, в которой служила Беляева, её мужем. Евгений Никифорович Гимпель подарил следопытам именные золотые часы и лётный шлем Раи. Как самые дорогие реликвии хранят их юные кировчане.
На память о встрече гости вручили своим зуевским друзьям фотографии Беляевой, а пионерской дружине школы было присвоено имя бесстрашной лётчицы. Торжественной линейкой отмечает школа каждый день рождения своей славной воспитанницы.
Кто же она такая, Раиса Беляева ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, пробежимся по страницам фотоальбома, посвящённого ей.
…Вот один из снимков в пожелтевшем номере «Комсомольской правды». У винта самолёта стоит девушка в лётной форме. Под снимком надпись:
«Лётная школа Ленинградского аэроклуба выпускает к 10-му съезду комсомола 40 пилотов. Школу лётчиков первой отлично окончила стахановка — комсомолец, сменный мастер фабрики искусственной кожи Рая Беляева».
Закончив 7-летнюю школу в районном посёлке Зуевка, Рая приехала в Киров учиться в кожевенный техникум. Там она познакомилась с Ольгой Ямщиковой. Позднее, уже в Ленинградском аэроклубе, Рая будет учиться у Ямщиковой летать и прыгать с парашютом. И хорошо учиться. В 1936 году Рая получила удостоверение инструктора парашютного спорта 1-й категории и стала уже учить других.
А через несколько лет, в Марте 1940 года, газета «На страже» сообщила:
«В прошлом году на авиационном празднике в Тушино в составе женского звена летела товарищ Беляева. Звено это продемонстрировало прекрасную технику высшего пилотажа. Сейчас товарищ Беляева работает инструктором — лётчиком Центрального аэроклуба СССР имени Валерия Чкалова».
…Октябрь 1941 года. В тревожные суровые дни на всю страну прозвучал призыв Героя Советского Союза Марины Расковой встать на защиту своей Родины. И на него сразу же откликнулись добровольцы. Активное участие в организации женского истребительного авиационного полка приняла Раиса Беляева. К родным, в Кировскую область, летели торопливые, лаконичные письма о новой должности, новых друзьях:
«Работа у меня очень интересная. Летаю на самом лучшем истребителе…»
А затем пошли уже и вести с фронта:
«21 Сентября 1942 года. Здравствуйте, дорогие родные Клава, мама и Геночка !
Я несколько ваших писем получила, но на них не было времени отвечать. Не беспокойтесь за меня, я жива и здорова. Уже несколько раз летала на боевые задания, участвовала в воздушных боях. Наши машины неплохие, и мы, лётчики, славно дерёмся… Вот лишь один эпизод:
Наших истребителей было 6, а немцев — 10. Завязался горячий воздушный бой. Я была в паре с молоденьким пареньком, очень похожим на Петюшу. Смотрю, со стороны солнца, сзади заходит фриц и даёт по мне очередь из трёх пушек. Я моментально развернула самолёт вправо так, что огненная трасса прошла мимо меня, ведущий мой сделал на немца маневр и отогнал его. В этом бою наша группа сбила 2 истребителя противника. Мы же все благополучно вернулись домой».
Вот ещё одно письмо Раисы Беляевой:
«Здравствуйте, Клава, мама и Геночка !
Очень давно не получаю ваших писем. Что с вами ?
Я на фронте уже три месяца. Сбила три самолёта. Один раз сбили и меня, но я благополучно приземлилась на парашюте. Лежала в госпитале 20 дней. Затем была в Москве, повидалась с Женей. Из Москвы вернулась обратно в часть».
Строгий комэск, талантливая лётчица, чуткий, душевный друг, душа коллектива. Такой знали Раю в полку. Орденом Красной Звезды была отмечена за отличное выполнение боевых заданий командования. Когда Раису представляли к награде, в графе «краткое конкретное изложение личного боевого подвига и заслуг» было написано:
«Товарищ Беляева участница Великой Отечественной войны в системе ПВО города Саратова и на Сталинградском фронте.
В последнем групповом бою сбила самолёт противника Ме-109. Имеет 33 боевых вылета. Техника пилотирования отличная. Летает смело и уверенно. В сложных метеоусловиях не теряется.
Много работает над сплочением эскадрильи и воспитанием молодого женского лётного состава, развивая в нём смелость и мужество. Её эскадрилья является ведущей в полку по учебной подготовке и боевой работе».
…Февраль 1943 года. Полк прикрывал от налётов противника железнодорожные узлы Воронежа, Касторной и мосты через реки Дон и Воронеж.
«Трудное это было время, — вспоминает Раина подруга, бывший командир эскадрильи, первая в мире женщина — испытатель реактивных самолётов, Ольга Ямщикова. — Вылетать по тревоге приходилось по нескольку раз в день. Каждую ночь немецкие бомбардировщики рвались к станции и мостам. Не подпустить ни одного к охраняемым объектам! Рая, с присущей ей энергией, заражавшей всех, не давала никому ни унывать, ни уставать. Я никогда не видела её спящей.
…Фронт уходил всё дальше. На нашем участке стало тише. Но однажды, Раиса ушла на задание во главе четвёрки истребителей и не вернулась.
Хмурым июльским днём 1943 года к кладбищу посёлка Монастырщинка, что недалеко от Воронежа, по левому берегу реки двигалась скорбная просессия. Небо бороздили истребители — боевые подруги прощались со своим командиром».
И вот ещё один документ тех огненных дней:
«Боевая характеристика на командира 2-й эскадрильи 586-го истребительного авиаполка старшего лейтенанта Беляеву Раису Васильевну.
Рождения 1912 года, член ВКП(б) с 1940 года, русская, служащая, в Красной Армии с 11 октября 1941 года. Образование общее — индустриальный техникум в 1931 году, аэроклуб в 1935 году. Военного — не имеет. Участница Отечественной войны с 5 ноября 1941 года. На ПВО города Саратова, Сталинградском и Воронежском фронтах. Награждена орденом Красной Звезды.
Товарищ Беляева до армии работала по подготовке лётных кадров в Центральном аэроклубе города Москвы. В Красную Армию пришла добровольно и стала одним из организаторов женского истребительного авиационного полка, сформированного из девушек — патриоток, пришедших в Красную Армию с фабрик, из колхозов и учебных заведений.
Имея большой опыт лётной работы, более 1500 часов налёта на различных типах самолётов с отличной техникой пилотирования и большим опытом инструкторской работы, товарищ Беляева быстро овладела самолётом — истребителем Як-1 и ввела в строй боевых лётчиц — девушек.
Училась сама и учила других, прививая подругам воинскую дисциплину и воспитывая в них преданность и любовь к Родине.
За полтора года её работы командиром, эскадрилья выросла в боевую единицу с высокой боеготовностью. Девушки, пришедшие в армию в большинстве без специальной подготовки и боевого опыта, выросли в отличных лётчиков, механиков и специалистов.
Целый ряд девушек выдвинут на руководящие командные должности — заместителей командиров эскадрилий, командиров звеньев, старших лётчиков, техников звеньев и спецслужб.
Девушки — лётчики, питомцы эскадрильи, блестяще дерутся в составе других частей на фронтах Великой Отечественной войны. Сама товарищ Беляева, будучи участницей обороны Сталинграда, имеет на счету один лично ею сбитый самолёт Ju-88 и ещё два самолёта — в групповых боях.
За время пребывания на Воронежском фронте её эскадрильей уничтожено 5 вражеских самолётов. 11 человек лётно — технического состава награждены орденами и медалями СССР. Сама товарищ Беляева за отличное выполнение боевых заданий в борьбе с немецкими захватчиками награждена орденом Красной Звезды. Способный и отважный лётчик, волевой командир, строгий, требовательный и в то же время чуткий, отзывчивый товарищ. Раиса Беляева пользуется большим авторитетом среди личного состава. Всесторонне развита, культурный командир. Предана делу партии Ленина и социалистической Родине.
Командир 586-го истребительного авиаполка Майор А. В. Гриднёв».
* * *
Есть в Левобережном районе Воронежа живописный Парк строителей. Здесь, на Октябрьском проспекте, величественно поднялся памятник советским воинам. На строгой мемориальной доске увековечены имена тех, кто особенно отличился при защите города от немецких захватчиков. Есть среди них и Раиса Беляева.
Сейчас её имя носят одна из новых улиц Левобережного района. Долгое время имя героини носили пионерская дружина школы №30 и пионерский отряд школы №41, учащиеся которых, так же, как и их зуевские сверстники, собрали много материалов о доблестной лётчице.
Оставьте свой отзыв