Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Ямщикова Ольга Николаевна

военный лётчик Ольга Николаевна Ямщикова

Ольга Николаевна Ямщикова родилась 6 июня 1914 года. Её часто называют «бабушкой русской авиации». Она летала на самолётах с двигателями от ротативного до реактивного. В ней много удивительного… И то, что она стала первой женщиной — слушателем Военно-Воздушной инженерной академии. И то, что первой из женщин полетела на реактивном самолёте, войдя в десятку первых испытателей — реактивщиков. И то, что первой из женщин в стране стала лётчиком — инструктором парашютного спорта.

Необычно началась у неё лётная биография… Даже первую петлю она сделала не на самолёте, а на тракторе, работая трактористкой на аэродроме…

14-летняя Оля Ямщикова начала трудовой путь на аэродроме аэроклуба под Ленинградом. Работала она на тракторе и развозила бочки с горючим. Однажды, придя на аэродром, Оля увидела, что заднее колесо трактора вмёрзло в грязь. Никакими способами не удавалось его вытащить. Тогда она запустила мотор, переключила скорость, выжала сцепление… и передняя часть трактора приподнялась, лёгкое переднее колесо повисло в воздухе, и трактор «пошёл на петлю»…

А уж знакомство с полётами у неё началось в крайней степени неожиданно. В 1930 году, в первом полёте с лётчиком Муреевым она не привязалась ремнями в кабине, при выполнении мёртвой петли выпала из самолёта и… чудом удержалась на расчалках крыла. Неподготовленность к первому полёту сильно обожгла её душу, и на всю жизнь Ольга запомнила простую истину, что тщательная готовность к полёту — гарантия его безопасности…

Тоненькой 16-летней девчушкой пришла когда — то Оля Ямщикова по путёвке горкома комсомола в Ленинградскую школу авиационных мотористов. Мыла самолёты, чистила, ремонтировала моторы, вникая в самую суть, влезая во все подробности и совершенно не обращая внимания на то, что порой было очень трудно. Появившийся в ту пору интрес к технике остался на всю жизнь. Но была и ещё одна страсть. Научиться летать! Горячее желание и настойчивость помогли осуществить эту мечту. Ещё будучи курсантом школы авиамотористов, Оля впервые вылетела самостоятельно на учебном самолёте У-1 — «аврушке», как любовно называли его курсанты. Случилось это 4 июня 1932 года, в пятом часу утра.

После школы авиамотористов она училась в Центральной лётной школе инструкторов, затем — Центральной высшей парашютной школе.

О.Н.Ямщикова

После её окончания в 1933 году, Оля стала командиром звена в Ленинградском аэроклубе. Свыше 50 лётчиков и 100 парашютистов обязаны ей своим становлением. В аэроклубе Ольга увлеклась планеризмом. В 1935 году, вместе со своими подругами Людмилой Чистяковой и Еленой Каратаевой, в составе женского планерного поезда, буксируемого самолётом Р-5, участвовала в перелёте из Ленинграда в Коктебель и обратно. Расстояние в 1950 км было преодолено за 13 часов 40 минут, что явилось мировым рекордом дальнего полёта на планере.

В 1938 году Ленинградский обком комсомола направил Ямщикову на учёбу в Военно — Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Осваивая сложный теоретический курс, Ольга продолжала летать. Это и сыграло свою роль при назначении на должность после окончания академии. В мае 1942 года с дипломом инженера она получила направление на один из авиационных заводов. Здесь ей пришлось облётывать самолёты, предназначенные для фронта, и как военному представителю самой же принимать их.

Но мятежная натура девушки требовала активных действий. И Ольга не раз обращалась с просьбой отправить её в действующую армию. Однако командование каждый раз отвечало отказом. И только после получения извещения о гибели её мужа ( тоже лётчика ), просьба была удовлетворена. Так она стала командиром эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка, в котором и провоевала почти до самого конца войны.

О.Н.Ямщикова…В праздничный день 1 мая 1943 года личный состав 586-го авиаполка на фронтовом аэродроме собрался на митинг. Командир полка зачитал праздничный Первомайский приказ Верховного Главнокомандующего. Слово попросила командир эскадрильи старший лейтенант Ольга Ямщикова.

— Каждый день совершенствовать боевую выучку — вот одна из главных задач, которая поставлена перед нами на сегодняшний день. Кто перестанет учиться, несомненно, отстанет. А отстающих, как известно, бьют, — заканчивая своё выступление, убеждённо заявила она. — Нельзя допускать, чтобы били нас. Это мы обязаны выстоять и победить врага!

Командир эскадрильи Ямщикова не только сама постоянно совершенствовала своё лётное мастерство, но и настойчиво учила подчинённых искусству высшего пилотажа, приёмам ведения воздушного боя.

В ноябре 1943 года полк перебазировался на Киевский аэродром и получил задачу прикрывать город и переправу через Днепр от налётов вражеской авиации. Утром 19 декабря на КП поступило сообщение, что к переправе на высоте 4000 метров идёт большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. В небо взвилась зелёная ракета. В тот день дежурство несла Ольга Ямщикова в паре с Александрой Акимовой. Лётчицы запустили моторы и пошли на взлёт. К переправе подошли вовремя: с юго — запада показалась первая группа вражеских самолётов.

— Атакуем ведущего, — передала в эфир Ямщикова и устремилась в атаку.

От меткого залпа нашей пары флагманский бомбардировщик вспыхнул. Строй противника нарушился. Но к смельчакам уже приближалось звено Ме-109. Обстановка накалялась.

— Держитесь, девчата ! — услышали они по радио бодрый мужской голос.

Это на выручку спешили истребители с соседнего аэродрома. В воздухе становилось тесно. Подошли ещё несколько групп наших истребителей из 586-го и других авиаполков. Разгорелся ожесточённый воздушный бой. Немецкие бомбардировщики сбрасывали бомбы в Днепр и поворачивали назад. В этом бою противник потерял 17 самолётов. 7 из них — пришлось на долю отважной восьмёрки 586-го авиаполка. Ни одна бомба не упала на переправу. Наши истребители потерь не имели.

От Сталинграда до Вены прошёл с боями женский истребительный авиационный полк, в котором сражалась Ольга Ямщикова. Она дралась в небе Сталинграда и Воронежа, Курска и Киева. Была тяжело ранена. Совершила 217 успешных боевых вылетов, провела 93 воздушных боя, сбила 3 вражеских самолёта. За мужество и отвагу награждена орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (трижды), медалями.

В начале 1945 года капитан О. Н. Ямщикова была откомандирована на испытательную работу в НИИ ВВС. Нелёгким оказался путь Ольги Николаевны в испытатели. Эта профессия считалась сугубо мужской, и до неё почти никто из женщин не отваживался на такое рискованное дело. Приходилось трудом утверждать своё право на эту тяжёлую, но романтическую профессию.

О.Н.Ямщикова в мирное время

Несколько лет отдала Ольга Николаевна испытаниям новых истребителей. Всего она освоила около 40 типов самолётов, совершила на них свыше 8000 полётов. Около 3000 часов налетала полковник О. Н. Ямщикова, не допустив ни одной аварии или поломки техники, а это более 4 месяцев непрерывного полёта. 7 июня 1947 года, первая из советских женщин, она совершила полёт на реактивном самолёте МиГ-9. Позже в роли ведущего инженера возглавила бригаду по испытанию самолёта Як-17 с установленным на нём турбореактивным двигателем ВК-1. Затем работала с Як-18П, Як-27 и Л-29. 25 лет отдала она лётному делу. За вклад, внесённый в развитие нашей авиации, к её фронтовым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени.

Напряжённый труд медленно, но неуклонно подтачивал здоровье. И наступил тот неуловимый момент, когда стало невозможно продолжать любимое дело. Медицинская комиссия вынесла свой суровый приговор. Можно было уйти и на отдых — Ольга Николаевна давно заслужила его. Но она осталась в строю, в течение 15 лет работала инженером, затем ведущими инженером-испытателем, руководителем испытательных бригад. Вела большую общественную работу, воспитала двух дочерей.

Сердце отважной лётчицы остановилось в 1983 году .

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image