Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Федутенко Надежда Никифоровна

военный лётчик-бомбардировщик Федутенко Надежда Никифоровна

Родилась 30 сентября 1915 года в селе Ракитное, ныне посёлок городского типа Белгородской области, в крестьянской семье. Окончила 7 классов неполной средней школы, школу фабрично-заводского обучения, в 1935 году — школу Гражданского Воздушного Флота в городе Тамбове. Работала в ГВФ СССР. С 1941 года в рядах Красной Армии.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе Киевской особой группы Гражданского Воздушного Флота на Юго-Западном фронте летала пилотом на самолёте типа Р-5. В 1942 году окончила курсы лётной подготовки при Энгельсской военной авиационной школе пилотов, где освоила бомбардировщик Пе-2. Воевала на Юго-Западном, 1-м Прибалтийском фронтах. В 1943-1944 годах эскадрилья под её командованием наносила бомбовые удары по врагу в районе Витебска, Богушевска, Орши, Борисова.

К декабрю 1944 года командир авиационной эскадрильи 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии майор Н. Н. Федутенко совершила 56 боевых вылетов на бомбардировку скоплений живой силы и техники противника, нанеся ему значительный урон. Сбросила 50,4 тонны бомб. 15 декабря 1944 года в качестве ведущей эскадрильи в составе 9 Пе-2 нанесла бомбардировочный удар по порту Либава. Лично сама и в составе групп взорвала 3 склада с боеприпасами, 3 железнодорожных эшелона, уничтожила 5 пулемётных точек, до 30 машин и 12 танков.

К концу войны Гвардии майор Н. Н. Федутенко совершила 220 успешных боевых вылетов. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

С 1946 года Гвардии майор Н. Н. Федутенко — в запасе. До 1954 года находилась на партийной работе в городах Хабаровске и Иркутске. Жила в Киеве. Скончалась 30 января 1978 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. Её имя носила бригада на трубном заводе города Волжский Волгоградской области. В Киеве на доме, в котором жила Н. Н. Федутенко, установлена мемориальная доска.

***

Надя Федутенко жила в селе Ракитном Курской области. Родители её работали на сахарном заводе, где в дальнейшем формовщицей работала и она. У них была большая и дружная семья. Школьницей Надя любила бегать на лыжах и коньках, легко занимала первые места в школьных состязаниях. Любила Надя и верховую езду. Любила за скорость, как состязание смелых. И здесь ей нередко удавалось приходить первой, оставляя позади своих сверстников.

Надя училась в ФЗУ, а по вечерам пропадала в кружке юных авиамоделистов. Здесь она впервые познакомилась с конструкцией самолёта, узнала, почему летает самолёт, как он устроен, как управляет им человек. Конструируя своими руками лёгкие модели, Надя думала о настоящем самолёте, на котором полетит сама. А как только исполнилось 18 лет, она поступила в Тамбовское училище пилотов Гражданского Воздушного Флота. Осваивая полёты на учебных, а затем на транспортных самолётах, она увлеклась новым видом спорта — парашютными прыжками. Став пилотом Гражданского Воздушного Флота, после окончания училища она одновременно получила и звание инструктора парашютного спорта.

До войны Надежда Никифоровна более 6 лет летала над просторами нашей Родины, возила пассажиров, доставляла грузы новостройкам. Летать ей приходилось много — и днём, и ночью. В её лётной книжке была записана уже не одна тысяча часов налёта, не один тип самолёта был освоен ею, когда началась война.

С первых дней Великой Отечественной войны Надежда Никифоровна — на фронте. В составе Киевской особой группы Гражданского Воздушного Флота на Юго-Западном фронте она летала пилотом на самолёте типа Р-5. Ей приходилось выполнять ответственные задания по доставке боеприпасов, снаряжения, продовольствия и медикаментов войскам, находившимся в окружении и в глубоком тылу противника, а также вывозить из окружения тяжелораненых и доставлять разведывательные данные о противнике для командования наземных войск.

Её полёты на транспортном самолёте, как правило, на бреющем полёте, без прикрытия огневыми средствами и истребителями, требовали большого мастерства, исключительной выдержки и самообладания. Однажды она везла в Киев 3-х представителей Генерального штаба. В районе Брянска самолёт шёл над лесом, едва не касаясь верхушек деревьев. Но вот лес кончился… И вдруг сверху, из облаков, выскочил истребитель противника и ринулся в атаку на одинокий транспортный самолёт.

Заметив врага, Федутенко резко изменила курс. Истребитель пролетел, разрывы снарядов подняли тучи пыли с земли позади её самолёта. Но вот враг снова начал заход для атаки. Надя стала снижаться всё больше и больше и, насколько возможно, маневрировала, всё время меняя направление полёта. Перед ней — овраг. Она скрылась в нём. Лощина! Она использовала и её. Вдали снова виднелся лес: «Только бы добраться до него», — пронеслась мысль в голове. При подходе к лесу — новая атака противника. Самолёт вздрогнул от удара, но продолжал лететь… «Мотор цел! Рули работают! Значит, пока всё в порядке», — думала Надя, а взгляд следил за противником. Теперь истребитель с разворота зашёл в лобовую атаку. Ярость и злоба закипела в ней: «Таранить, таранить бы его! Но нельзя рисковать: везу людей. Надо уходить!»

Вот и лес. Федутенко направила самолёт вдоль просеки. Истребитель проскочил мимо. Она изменила направление самолёта раз, ещё раз, теперь вдоль дороги, прикрываясь лесом, потом оврагом… И, напряжённо следя за воздухом, с облегчением увидела, что враг уходит в сторону: «Потерял, потерял меня, наконец!» — обрадованно думает Федутенко.

На горизонте показался город. Теперь недалеко и аэродром. Осталось несколько минут полёта. После посадки офицеры, вылезая из самолёта, пробовали шутить:

— Мы, кажется, вернулись с того света…

И крепко жали Надежде Никифоровне руку:

— Спасибо за второе рождение!

Был и такой полёт. Надо было доставить бутылки с горючей жидкостью к фронту. Аэродром посадки дали юго-западнее Киева, у станции Ротмистровка. Спокойно долетела Надя до аэродрома. Высота её полёта на маршруте не превышала 15 — 20 метров. Но она уверенно вела машину, так как прекрасно знала местность. Самолёт приземлился и, теряя скорость, остановился на посадочной полосе. Но что это? Её никто не встретил? Она вылезла и оглянулась кругом. К самолёту бежала группа вооружённых людей… «Фашисты!» — молнией пронеслось у неё в голове. Она бросилась к самолёту, дала полный газ, взлетела… Ничего, что по ветру, разворачиваться некогда. Самолёт взмыл над головами ошеломлённого врага. Вслед ему засвистели пули… «Да! Это была посадка к чёрту в зубы!» — только теперь подумала Надя. После возвращения Федутенко на свой аэродром техники насчитали на её самолёте 47 пробоин.

Так летала Н. Н. Федутенко до назначения её в полк М. М. Расковой. До 200 вылетов совершила она к этому времени, иногда бывая в воздухе по 7 — 8 часов в день. Более 150 тяжелораненых бойцов и командиров вывезла из окружения и с передовой.

Надежда Никифоровиа Федутенко обладала высоким лётным мастерством и большими организаторскими способностями, поэтому была назначена командиром 1-й эскадрильи. Она одной из первых отлично овладела техникой пилотирования и бомбометанием с пикирования на самолёте Пе-2. В её эскадрилье преобладали опытные лётчицы, прибывшие с самостоятельной работы в Гражданском Воздушном Флоте. Но не так просто было из своих вчерашних подруг с различными характерами и привычками сколотить воинское подразделение — авиационную эскадрилью. Однако Надежда Никифоровна справилась с этой задачей. Она научилась управлять не только боевым самолётом, но и людьми в военных условиях.

Быстро завоевала Федутенко любовь и уважение своих подчинённых. Она сразу всем понравилась — крепкая, стройная, с вьющимися каштановыми волосами. Особенно хороши у неё глаза — как две спелые вишни, выразительные, тёплые. Но часто в них вспыхивала смешливая искорка. Надю уважали и любили все в эскадрилье. На таких лётчиц, как Надя Федутенко, Леля Шолохова, Женя Тимофеева, молодые пилоты и штурманы, смотрели с огромным уважением. У них за плечами была большая лётная практика, знание жизни и людей, а многие из 18-летних девчонок ничего, по существу, ещё не видели в жизни.

Долго и упорно готовились к вылету на фронт. Уже воевали их подруги на лёгких бомбардировщиках У-2, били врага в воздухе девушки на «Яках», а они пока только с завистью слушали рассказы об этом. Наконец учёба и тренировки остались позади. И вот они на аэродроме Ново-Георгиевка. В дивизии встретили их недоверчиво. Лётчики-мужчины даже не допускали мысли, что какие-то девчонки будут наравне с ними летать на все боевые задания. Но после первых же полётов убедились, что девушки летают не хуже, а зачастую и лучше их. Давала знать большая практика многих лётчиц в Гражданском Воздушном Флоте.

Особенно запомнился первый боевой вылет. Это было 28 января 1943 года. Полетели экипажи Федутенко и Тимофеевой, которые были включены в девятку соседнего полка. Таким образом им давали возможность ознакомиться с боевой обстановкой в строю лётчиков, уже имевших немалый боевой опыт.

Как они волновались перед вылетом! Сделаны все предварительные расчёты. Раздаётся команда: «По самолётам!» В воздух взвилась ракета — сигнал на вылет. Самолёты выруливают на старт. Федутенко отлично взлетает, затем и Тимофеева пристраивается к ведущему. Вот вся группа в сборе. Берут заданный курс. Надя настолько спокойно и уверенно чувствует себя в воздухе. Самолёты идут плотным строем. Её самолёт — в строю девятки выглядит внушительно и грозно. Настолько сильно чувство локтя, что даже холодок по спине пробегает.

Заход на цель делается со стороны Ахтубы. Под крыльями огромный город, разбитый, разрушенный, но не сдавшийся. Особое чувство охватывает лётчиков в тот момент, когда их бомбы летят на головы ненавистного врага. Цель уничтожена, победа на какой-то миг ближе. Редкие разрывы зенитных снарядов сопровождают нашу группу, но она без потерь возвращается на аэродром.

В этот же день полку была поставлена боевая задача — тремя экипажами, действуя в составе группы соседнего полка, нанести удар по окружённой группировке в северной части города. Это звено повела в бой Н. Н. Федутенко. В него были включены экипажи лётчиков Зины Третьяковой со штурманом Надей Васильевой и Саши Кривоноговой со штурманом Леной Пономарёвой. За свой первый вылет звено сбросило на головы фашистских войск 1200 килограммов бомб.

Надежда Федутенко летала и на Кубани бомбить фашистские укрепления, артиллерию и пехоту в районах станиц Крымской и Киевской. Не раз ей приходилось пробиваться сквозь ураганный зенитный огонь, отражать яростные атаки истребителей. 26 мая 1943 года она получила задачу разгромить артиллерийские и миномётные позиции противника в районе станицы Киевской. Наша группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии противника. Несмотря на мощный заслон заградительного огня, самолёты упорно шли к цели. Вдруг «Петляков» резко тряхнуло. Он опустил нос и начал переходить в пикирование. Но Надя быстро восстановила его на прежней высоте. Штурман взглянула на неё и увидела, что из-под шлема по её лицу струйкой течёт кровь… «Ранена в голову!» — мелькнула тревожная мысль.

До цели оставались считанные секунды полёта. Видя беспокойство штурмана, Надя сказала: «Ничего, потерплю! Целься точнее!» Вот сброшены бомбы, на земле возникли пожары, замолчала вражеская батарея. Превозмогая боль, Федутенко строго выдержала боевой курс. В этом полёте она была заместителем ведущего группы и, несмотря на ранение, продолжала держаться в строю, готовая каждую минуту заменить ведущего. Хладнокровно и уверенно посадила она самолёт, доложила о выполнении задания, и только после этого её увезли в госпиталь.

За точный и эффективный удар, который обеспечил наступление нашей пехоты, группа ещё в воздухе услышала благодарность командующего наземной армией. В те дни Надежда Никифоровна Федутенко получила свою первую награду — орден Отечественной войны 1-й степени. Командир корпуса генерал Ушаков прислал ей в госпиталь поздравительную телеграмму. Вскоре Надежда Никифоровна снова вернулась в строй.

2 сентября 1943 года Н. Н. Федутенко выполняла боевое задание в составе большой группы самолётов, обеспечивающей прорыв укреплённой полосы противника в районе города Ельни. Над целью группа была обстреляна сильным огнём зенитной артиллерии и атакована истребителями противника. Зенитным огнём был сбит ведущий колонны. Став на его место, Н. Н. Федутенко вывела всю группу — 54 самолёта — точно на цель.

Федутенко первой в полку превысила расчётные возможности самолёта, увеличив его бомбовую нагрузку до 1200 килограммов. Летом 1944 года начались бои в районе Орши, Витебска и Борисова. Это были напряжённые дни, когда Федутенко вылетала на задания по 2 — 3 раза. За точные бомбовые удары группы она получила не одну благодарность командования.

В те дни она летала со штурманом Тоней Зубковой.

— Я совершила с ней не один десяток боевых вылетов, — вспоминает Надежда Никифоровна, — вместе мы были удостоены звания Героя Советского Союза.

Сохранился обрывок карты, на обратной стороне которой Тоня Зубкова написала стихи о полёте в район Двинска, где Федутенко была второй раз ранена. Вот эти стихи:

Блеснуло озеро. Там станция, лесок,
А дальше тянется грунтовая дорога.
— С земли приказано, — передает стрелок, —
Бомбите цель, Что северней немного!

Пусть карту унесло струёй в пробитый люк,
Сапог солдатский полон липкой крови.
Лететь осталось двадцать пять минут —
Мы доведём машину силой воли.

Федутенко Надежда Никифоровна

Сколько силы воли, мужества, бесстрашия проявили в боях с врагом лётчики и штурманы 1-й эскадрильи Оля Шолохова, Ира Осадзе, Валя Волкова, Саша Кривоногова, Саша Ерёменко, Галя Ломанова, Зина Степанова, Лена Малютина, Маша Тарасенко, Лена Юшина, Лена Азаркина и многие другие. Навечно в сердцах останется память о Любе Губиной, Ане Язовской и Елене Пономарёвой, отдавших свои молодые жизни за счастье нашего народа, за свободу нашей Родины.

Под командованием Надежды Никифоровны Федутенко более 500 вылетов совершили лётчики 1-й эскадрильи за годы Великой Отечественной войны. Волга, Кубань, Белоруссия, Прибалтика, Восточная Пруссия — таковы этапы её боевого пути.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за успешное командование эскадрильей, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Гвардии майор Надежда Никифоровна Федутенко удостоена звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7930).

С 1946 года Гвардии майор Н. Н. Федутенко — в запасе. До 1954 года находилась на партийной работе в городах Хабаровске и Иркутске. Жила в Киеве. Скончалась 30 января 1978 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Г. Ольховская-Кострикина.

( Из материалов сборника «Героини. Выпуск 2». Москва, Политиздат, 1969 год. )

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image