Марсель Лефевр родился 17 марта 1918 года в Андели (Эс) в рабоче-крестьянской семье, где было 7 детей. В возрасте 18 лет вступил в ВВС. В 1937 году закончил лётную школу на юге Франции (в Истре), с 1939 года был инструктором в Салон — де — Прованс. Получив звание сержанта, служил в составе подразделения GC II/3 «Dauphine». В момент подписания Петэном позорного мира с Германией — в июне 1940 года — находился в Северной Африке.
14 октября 1941 года на одном из трёх истребителей «Девуатин 520», вместе с Марселем Альбером и Альбером Дюраном, перелетел в Гибралтар. Затем перебрался в Англию, где присоединился к движению «Свободная Франция». Некоторое время был лётчиком эскадрильи Королевских ВВС, участвовал в боевых действиях. Патрулируя над Ла-Маншем, одержал свою первую победу. После побега из Африки, правительство «Виши» заочно приговорило Лефевра к смертной казни.
Узнав, что формируется группа лётчиков для отправки в Россию, Марсель стал одним из первых её добровольцев.
Именно Лефевр предложил дать эскадрилье имя своей родины — провинции Нормандия, наиболее пострадавшей от фашистской оккупации.
Он быстро сблизился с советскими лётчиками, неплохо освоил русский язык. Его интересовало всё: и тактика группового воздушного боя, и техника пилотирования на «Яках», и лётные характеристики самолётов противника. По характеру общительный, любознательный, предельно вежливый, без фальши и назойливости, Лефевр быстро стал одним из самых сильных и авторитетных лётчиков «Нормандии». В боевых действиях он начал участвовать весной 1943 года в звании аспиранта, летая на самолёте Як-1Б.
Счёт своих побед на Восточном фронте он открыл в мае 1943 года, когда в течении двух дней (2 — 3 мая), сбил сначала корректировщик Hs-126, а затем истребитель Me-109. 26 июня он уничтожил многоцелевой Me-110. За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Марсель Лефевр был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Как одному из лучших пилотов «Нормандии» ему было доверено представлять французское Сопротивление на Международном конгрессе молодых антифашистов.
После прибытия второй группы французских лётчиков, Лефевр стал как бы штатным инструктором по переучиванию пилотов на Як-9. Быстрый, энергичный, всё схватывающий на лету, он умел зажечь, увлечь своим неистовством и других.
Находчивость, виртуозность, изворотливость Лефевра в воздухе рождала легенды. Казалось, ни могло быть ситуации, из которой он не сумел бы благополучно выбраться. Он был подвижный как ртуть, всегда возбужден. В воздухе его «Як» звенел от перегрузок. Его главное требование к механику — идеальная чистота машины. «Лётчик должен летать в белых перчатках», — излюбленное выражение Лефевра. Однажды он сумел стартовать прямо с самолётной стоянки, когда на аэродром напали истребители противника, и те вынуждены были убраться ни с чем.
За боевые заслуги и лётное мастерство Лефевр был назначен командиром эскадрильи, которая считалась лучшей в полку. Она, как правило, выполняла самые ответственные задания командования: сопровождала и прикрывала в воздухе советские бомбардировщики и штурмовики, блокировала вражеские объекты, барражировала над своим аэродромом.
Экипаж М. Лефевра
Список всех известных побед лейтенанта Марселя Лефевра:
Дата | Тип сбитого самолёта | Место падения |
02 мая 1943 г. | Hs-126 | Софоново |
03 мая 1943 г. | Ме-109 | Мулятино |
26 июня 1943 г. | Ме-110 | н/п |
21 августа 1943 г. | FW-190 | Западнее Спас — Демянска |
31 августа 1943 г. | Ju-87 (в группе) | Ельня |
31 августа 1943 г. | FW-190 | Ельня |
04 сентября 1943 г. | Ju-88 | Ельня |
19 сентября 1943 г. | Ju-87 | Западнее Ельни |
19 сентября 1943 г. | Ju-87 (в группе) | Западнее Ельни |
22 сентября 1943 г. | FW-190 | Западнее Смоленска |
15 октября 1943 г. | Ju-88 (в группе) | Севернее Горок |
28 мая 1944 года, давая де Жоффру урок патрулирования в районе Витебска, Лефевр заметил утечку бензина после обстрела их самолётов зенитками противника. Он передал по радио ведомому: «У меня неприятности, прикрой. Иду на посадку… Я весь в бензине». Самолёт приземлился. Кружа над аэродромом, Франсуа де Жоффр следил за своим командиром. Он видел, как после приземления самолёт Лефевра подруливал, разворачивался… И вдруг огромный факел огня и дыма вырвался из кабины, Лефевр горящим клубком вывалился из самолёта и стал кататься по земле. Но всё было напрасно… Врачи боролись за жизнь пилота 7 дней. Они сделали всё, что в человеческих силах, но спасти Марселя было уже невозможно…
Ушёл из жизни один из ветеранов «Нормандии», фанатик цирка, пристрастие к которому передалось от неразделённой любви к юной воздушной акробатке. Лефевр был цельной, романтично мечтательной натурой. Он с нетерпением ждал освобождения союзниками своей родины — Нормандии, и всего несколько дней не дожил до их высадки там. Похороны Марселя Лефевра состоялись на московском Введенском кладбище, в присутствии всех сотрудников военной миссии и французского посольства.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество, 4 июня 1945 года Лейтенанту Марселю Лефевру было присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно.
Имя отважного бойца свято хранится в России и Франции. В одном из авиационных полков ВВС России, Марсель Лефевр навечно занесен в списки личного состава. Заслуженный лётчик Франции. Его именем названа улица в городе Ле-Андели в Нормандии.
Оставьте свой отзыв