Однажды, это было в период боёв под Воронежом, с аэродрома взлетели самолёты командира 586-го женского истребительного авиаполка майора А. В. Гриднёва и его ведомого лейтенанта В. Лисицыной. Всё небо было затянуто мощной кучевой облачностью в 6 — 7 баллов, высотой до 4000 метров. Самолёты быстро набрали высоту. Бомбардировщик противника Ju-88 был обнаружен в районе Тербуны выше облаков, на высоте 7000 метров.
Имея преимущество в высоте на 600 — 700 метров, наши истребители, сблизившись с противником, произвели атаку. Ответного огня не последовало. После первой атаки «Юнкерс» начал резко маневрировать, пытаясь уйти в облака. Но Гриднёв и Лисицина снова атаковали его. С горящим правым мотором «Юнкерс» нырнул в разрыв между облаками. Истребители спикировали за ним. Под нижней кромкой облаков лейтенант В. Лисицина, оказавшаяся в непосредственной близости к «Юнкерсу», атаковала его в третий раз.
В этот момент майор А. В. Гриднёв заметил над её самолётом трассу пулемётной очереди. Взглянув вверх и влево, он увидел разворачивающийся для новой атаки по самолёту Лисициной немецкий истребитель FW-190. Фюзеляж «Фоккера» находился прямо перед носом самолёта Гриднёва. Две молниеносные очереди — и FW-190, загоревшись, круто пошёл к земле. Неподалёку, оставляя за собой шлейф густого чёрного дыма, падал «Юнкерс», добитый Лисицыной.
Из облаков вынырнули ещё два «Фоккера» и атаковали самолёт Гриднёва. На вираже, зайдя в хвост одному из них, vайор дал две очереди. Нажал ещё раз на гашетки, но… пушка и пулемёты молчали. Боекомплект кончился. Стараясь не попасть под огонь вражеских истребителей, Гриднёв ушёл в облака. Пикируя, он выскочил из облаков и увидел идущий ему в лоб одиночный FW-190. Резко взяв ручку на себя, Гриднёв оглянулся. Охваченные огнём и окутанные чёрным дымом, падали на землю два самолёта противника: «Фоккер», идущий в лобовую атаку, столкнулся с другим «Фоккером», преследовавшим наш истребитель сзади.
Гриднёв облегчённо вздохнул: 4 вражеские машины были уничтожены, кругом не было видно ни одного самолёта; сквозь разрывы облаков прорывались лучи яркого солнца. Только тревога о судьбе Лисицыной не покидала его до самого аэродрома.
Они пришли на базу по одному… Узнав о результатах боя, девушки — истребители горячо поздравили с победой свою боевую подругу Валю Лисицыну и командира полка майора А. В. Гриднёва.
Ордена Красной Звезды, Славы 3-й степени и медали украшают грудь отважной лётчицы — истребителя Валентины Лисицыной, ставшую вскоре заместителем командира полка.
Свой путь в небо отважная лётчица начала в 1938 году. Тогда в один из дней инструктор аэроклуба пришёл в московскую школу, где в 9-м классе училась Лисицына. После выступления, Валя подошла к инструктору и сказала ему, что твёрдо решила научиться летать…
Лисицына оказалась способным курсантом: пройдя теоретический и практический курс, после первого же провозного полёта — проверки она была допущена к самостоятельному вождению самолёта. А через год с отличием окончила аэроклуб. Её приняли в штат аэроклуба Пролетарского района Москвы. Вскоре она стала любимым инструктором в этом коллективе, научила летать десятки молодых парней. Но… наступил 1941 год, началось время суровых испытаний.
Много было пережито в годы Великой Отечественной войны этой простой русской девушкой. Поэтому, после её окончания, она активно участвовала в работе Советского комитета ветеранов войны. За самоотверженный труд на благо Родины Валентина Лисицына была удостоена высокого звания Герой Социалистического Труда.
Оставьте свой отзыв