Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Пуйяд Пьер (Pouyade Pierre)

Пьер Пуйяд

Родился 25 июля 1911 года в Серизье (Йонн). Будучи сыном военного, Пуйяд основательно подготовился к поступлению в офицерское училище в Сен — Сире в октябре 1930 года. Впоследствии обучался в военном училище в Версале. В 1935 году получил квалификацию лётчика и был направлен в 6-ю авиационную эскадрилью. В декабре 1936 года зачислен в 4-ю эскадрилью GC IV/4, в которой служил до 1939 года. В июне того же года был произведён в капитаны и назначен командиром группы ночных истребителей ECN 4/13, которой руководил во время войны 1940 года. В ней, летая на самолёте «Потез 631», одержал одну неподтверждённую победу.

После заключения перемирия, и некоторого периода бездействия, уже в ноябре 1940 года он был направлен в Индокитай, где принял командование истребительной эскадрильей II/295 в Сайгоне. Через год, после договора правительства Виши с Японией, благодаря которому можно было попасть в Южный Китай через Индокитай, Пуйяд решил перейти на сторону движения «Свободная Франция» и с этой целью 2 октября 1942 года на самолёте «Потез 25» перелетел в Чунцин.

Оттуда — через Индию, Судан, Чад и Нигерию — добрался до США, затем в Лондон (весь этот путь занял около 4 месяцев). Там он получил телеграмму от своего старого друга Жана Тюляна, который предлагал ему присоединиться к группе GC 3 («Нормандия»), только что сформированной в России.

Пьер Пуйяд

14 мая 1943 года Пьер Пуйяд, в составе второй группы французских лётчиков — добровольцев, отправился навстречу новым приключениям и прибыл в расположение группы только 9 июня. Он быстро вошёл в строй, «оседлав» боевой Як-1 после 3-х учебно — тренировочных вылетов и 30 минут сложного пилотажа на спарке Як-7УТИ. Первым боевым заданием стала для него разведка над линией фронта длительностью 1 час 20 минут. После этого Пуйяд стал ведомым Жана Тюляна.

Летом 1943 года участвовал в Курском сражении, а 18 июля, после гибели Тюляна, Майор Пуйяд принял командование эскадрильей. К тому времени ему было уже 32 года. Побег из лагеря вишистов стоил ему 3-х смертных приговоров.

В «Нормандии» он быстро прижился, пришёлся всем по душе. Это был чрезвычайно целеустремлённый человек с открытой душой и прямым честным взглядом. Под его командованием «нормандцы» заметно подтянулись, стали действовать в воздухе гораздо организованее, не бросались на противника сломя голову, забывая обо всём на свете.

Когда группа была отозвана в тыл для перевооружения самолётами Як-9, на счету Пуйяда было уже 4 победы (3 из них — в группе). В феврале 1944 года он был награждён орденом Красного Знамени.

Як-9Т Пьера Пуйяда

Пьер Пуйяд

В мае 1944 года «Нормандия» вернулась на фронт, и Пуйяд одержал ещё 2 победы, одна не была подтверждена.

16 октября 1944 года, в самый удачный день полка «Нормандии», когда было совершено более 100 боевых вылетов, сбито 29 самолётов противника и около 50 уничтожено на земле, одну из побед записал на свой счёт и Пьер Пуйяд. В этот день, атакованный четвёркой Me-109, из положения на спине он бросил машину в штопор, из которого вышел у самой земли, а затем, устремившись ввысь, с лета сразил ведущего вражеской группы.

Всего же, за время пребывания на Советско — Германском фронте, Пьер Пуйяд одержал 6 официальных побед (4 из них — в составе группы) и одну неподтверждённую.

Список побед подполковника Пьера Пуйяда:

Дата Тип сбитого самолёта Место падения Самолёт Пьера Пуйяда
20 мая 1940 г. Не-111 (в группе) н/п Брэн «Потез 631»
14 июля 1943 г. Ме-109 (в группе) Ягодная Як-1Б
16 июля 1943 г. FW-189 (в группе) Красниково Як-1Б
16 июля 1943 г. Ju-87 Красниково Як-1Б
4 октября 1943 г. Hs-126 (в группе) Красное Як-1Б
13 октября 1944 г. FW-190 (в группе) Горки Як-9
16 октября 1944 г. FW-190 Вилкавишки Як-9
17 октября 1944 г. FW-190 н/п Гумбиннен Як-9

В ноябре он передал командование полком Луи Дельфино и отбыл во Францию, где ему было присвоено звание подполковника. Там ему предстояло решить ряд вопросов по авиационной дивизии «Франция», формируемой в Туле. Это воинское соединение должно было состоять из двух истребительных и одного бомбардировочного полков. Прибыв на родину, Пьер посетил своих родителей, но вскоре попал в автомобильную катастрофу и был отправлен в госпиталь Валь-де-Грас в довольно плачевном состоянии. На фронт он уже не вернулся.

В июле 1945 года он был назначен инспектором истребительной авиации и этот пост занимал до января 1947 года. В 1950 году был направлен в качестве военного атташе в Буэнос — Айрес (Аргентина), в 1953 году назначен инструктором в Колледж обороны НАТО.

В декабре 1955 года оставил военную службу в звании Бригадного генерала и занялся политикой. Занимал различные посты в правительстве. С 1973 года председательствовал на встречах в рамках франко-советского сотрудничества в области авиации и космонавтики. Был Президентом Ассоциации ветеранов полка «Нормандия — Неман». В 1977 году был удостоен международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Затем отошёл от дел и поселился на юге Франции, в Боде, где и умер 5 сентября 1979 года.

Награжден орденами Почётного Легиона и Крестом Oсвобождения, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image