Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Соловьев Василий Иванович

Старшина Василий Соловьев

Старшина Василий Соловьев

Василий Иванович Соловьев родился в 1918 году в станице Бикешевской Суворовского района (с 1965 — Предгорный район) Орджоникидзевского края (с 1943 г. Ставропольский край). Проживал с матерью Феодосией Федоровной в селе Куршава Нагутского района (с 1984 г. Андроповский район). 2 марта 1940 г. у Василия Ивановича и Марии Кирилловны (Браславской) родилась дочь Юлия.

До войны работал учителем в Куршавской семилетней школе № 1 в качестве заведующего учебной частью, преподавателя истории и конституции СССР.

В июне 1940 г. призван в ряды Красной Армии Нагутским РВК Орджоникидзевского края.

Окончив Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу им. тов. Мясникова, Василий Иванович прибыл на фронт в 832-й истребительный авиационный полк 14 января 1943 г. Боевую деятельность с 20.10.1943 по 16.05.1944 вел в составе 2-го Прибалтийского фронта.

Погиб в бою 16 мая 1944 года.

Всего выполнил 115 вылетов, провел 20 воздушных боев и сбил 9 самолетов противника лично, 1 — в группе.

Награжден тремя орденами Красного Знамени и двумя Орденами Отечественной Войны 1 ст. (посмертно).

***

По окончании Качинской авиашколы, Василий Соловьев прибыл на фронт, однако до первого боевого вылета пройдет еще семь месяцев. Из наградного листа командира полка Виктора Александровича Соколова:

«Полк в феврале получил молодой летный состав из школы, переучил и ввел в строй 19 человек на Як-1, до апреля 43г. был без матчасти в конце получил матчасть и приступили к боевому сколачиванию полка, за короткий период воспитал смелых и мужественных воздушных бойцов из молодого летного состава, Лабренц, Соловьев, Гринько, Петров и др. В начале сколачивания было ряд летных происшествий из-за недостаточной организации и руководства, в последствии после указаний майор Соколов понял и свою ошибку исправил.»

Свою боевую работу молодой летчик истребитель начал 10 июля 1943 г. В его задачу входило сопровождение штурмовиков Ил-2 из 225-й штурмовой авиационной дивизии в район боевых действий.

23 августа 1943г, в день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве и освобождения г. Харькова получил легкое ранение.

14 марта 1944 г назначен командиром звена 832 истребительного авиаполка.

Из дневника командира эскадрильи старшего лейтенанта Зайцева В.А.:

26.03.44. Сделал три вылета со своей «эскадрильей» на прикрытие наших войск в районе Горушки. Штурмовали зенитную артиллерию противника. Вели ожесточенный бой с шестнадцатью Ю-87 и шестью ФВ-190. Сбил один «юнкерс».

27.03.44. Прикрывал войска с воздуха над Новым путем. Сделали три вылета «шестеркой» и схватились с «мессерами». Два Ме-109 атаковали вдвоем с В. Архангельским. Один сбили, записали ему. Вылетал с ним на свободную охоту. В воздухе никого не встретили. Зато штурмовали автоколонну на шоссе Остров―Пустошка и уничтожили восемь машин фрицев. Над фашистским аэродромом в Опочке сильно потрепали нас зенитки.

28.03.44. Сначала полет на разведку к Аллою. Обстрел станции, занятой врагом. Затем два вылета на прикрытие наших наступающих войск. В воздушном бою сбил «Фокке-Вульф-190.

31.03.44. Прикрывали пехоту-матушку у Горушки, «шестеркой» вели воздушный бой с «юнкерсами» и «фокке-вульфами». Сбил два Ю-87. Подсчитал, что всего за март 1944-го сделал четырнадцать боевых вылетов и налетал 21 час 35 минут».

Еще из писем домой старшего лейтенанта Зайцева В.А:

«Изменений за это время особых нет. Воюю, жив, здоров. Были, конечно, жаркие денечки, и впереди их будет еще достаточно. С 26.03. по 07.04 с. г. я сбил пять фрицев, а моя эскадрилья ― девятнадцать. За 04.04.44 г. в газете «Красная звезда» прошла статья «Воздушные бои над переправами». Прочитайте, там о моих орлах пишут. Вот коротко о себе. Можете поздравить меня с еще одним орденом Красного Знамени».

Весной 1944г. Василий Иванович Соловьев совершал боевые вылеты на истребителе Як-9 №07166005, построенном на Омском авиационном заводе №166.

26 марта В. А. Зайцев вылетел во главе группы из 8 самолётов Як-9 с задачей прикрывать наземные войска в районе Новый Путь — Горушко. Прибыв в этот район, он заметил на высоте 2500 метров две группы из 14 пикировщиков Юнкерс Ju-87, которых сопровождали 4 истребителя FW-190. Как только самолёты противника перешли в пикирование, истребители эскадрильи парами начали атаку. Сбив 4 «Юнкерса», они заставили остальные бомбардировщики сбросить бомбы на расположение немецких войск. Наши лётчики в этом бою потерь не имели.

В тот же день, во втором воздушном бою, группа Зайцева в составе шести Як-9 сбила ещё четыре FW-190.

31 марта В. А. Зайцев, возглавляя четвёрку Як-9, прикрывавшую наземные войска, заметил на высоте 3000 метров самолёты противника. Пикировщики Ju-87 шли эшелонами по 10 — 12 самолётов. Их сопровождали 4 FW-190.

Зайцев с ведомым младшим лейтенантом И. А. Зимаковым атаковал первый эшелон самолётов противника и сбил ведущего группы. Комэск сбил два Юнкерса Ju-87. Старший лейтенант В. Н. Бородаевский и Лейтенант В. И. Соловьёв, пропустив второй эшелон, встретили четверку FW-190 и сбили по одному самолёту. Затем Зайцев и Бородаевский сбили ещё по одному Ju-87 из 3-го эшелона самолётов противника.

Май 1944 года был напряжённым для лётчиков 832-го полка. В это время ещё ярче проявились бесстрашие, мужество и смелость В. А. Зайцева.

Вскоре газета «На страже Родины» рассказала о таком эпизоде:

«Четвёрка самолётов Як-9, ведомая командиром эскадрильи 832-го истребительного авиаполка старшим лейтенантом Василием Зайцевым, атаковала над полем боя 3 группы немецких бомбардировщиков, шедших плотным строем.

Чем закончилась эта атака, можно судить по числу сбитых «Юнкерсов»: 2 уничтожил ведущий, по одному — ведомые: старший лейтенант В. Бородаевский и лейтенант Соловьёв. Строй вражеских бомбардировщиков рассыпался, и они стали поспешно, куда попало сбрасывать свой груз».

16 мая во главе четвёрки истребителей летчик был направлен на прикрытие наших войск в район Новый Путь, станция Русаки. Ведомый комэска — Старший лейтенант П. Н. Паршин. Вторую пару составили В. Н. Бородаевский и В. И. Соловьёв.

В районе станции Русаки наши лётчики увидели 8 FW-190. Они вступили с ними в бой. Зайцев сбил вначале один, а затем и второй «Фоккер». По одному самолёту сбили Бородаевский и Соловьёв. Но истребителям противника удалось поджечь самолёт Соловьёва. Лётчик выпрыгнул из горящей машины на парашюте. Был подбит и самолёт Зайцева. Он стал тянуть на восток и в конце концов упал на своей территории. Лётчик чудом остался жив.

Вот тогда — то В. А. Зайцев и взял на память кусок бронестекла от разбитого самолёта и потом нацарапал на нём короткий отчёт о недавнем сражении.

«16.5.1944. 4 ЯК-9, 8 ФВ-190. Я сбил 2 ФВ, 1 — Бородаевский, 1 — Соловьёв. Сгорел Соловьев, сбит я. Ст. Русаки. 2-й Прибалтийский фронт».

***

Из дневника В.А. Зайцева:

14.05.44. Полет на охоту. По истечении лимита времени решил обстрелять автоколонну. При выходе из атаки увидел большую группу Ю-87 и ФВ-190, около тридцати. Мое положение было же не из выгодных, но, учитывая, что они уже у цели, решил идти на них в расчете рассеять «теплую кампанию». Пошел на сближение. К «юнкерсам» (я внизу догонял их с набором) все же не успел, скорость маловата, а тем временем восемь ФВ-190 зашли сзади. Развернулся и в лобовой атаке открыл огонь, вел его до самого сближения, когда казалось, вот-вот столкнемся. «Фокке-Вульф» отвалил и должен быть подбитым. Но сходить за ним некогда. У меня же оказался пробитым маслорадиатор. Перетянул линию фронта и сел на брюхо. Спасибо В. И. Соловьеву. Не жить бы мне, если бы он не отсек преследователей.

16.05.44. Четверкой ЯК-9 провел воздушный бой с 8 ФВ-190. Мой лучший друг В. К. Соловьев сделал непонятный маневр. Вырвавшись из строя, на первую пару фрицев, он, видимо, не заметил остальных шесть, которые шли со снижением из-за солнца. Я было сперва хотел развернуться на 180°, «все вдруг», только уйдя немного с набором высоты, но пришлось принять драку в невыгодных условиях. Сбил два ФВ-190, но и сам был подбит: отбит элерон, заднее бронестекло вышиблено, повреждены консольная часть крыла и мотор. Добивали меня три «фоккера». Сел, где, кажется, невозможно, в восьмидесяти километрах от линии фронта, деревня Барсуки. По памяти делаю рисунок боя, счет записал сразу же на земле. Он в нашу пользу. Но горько терять друзей, отрывать их от сердца.

***

После анализа карт, проведенного Константином Эдуардовичем Буевичем, экспертом-поисковиком, на основе данных о победах немецких летчиков за 16.05.1944г., сделан вывод о том, что истребитель Василия Ивановича Соловьева был сбит летчиком-асом эскадры «Зеленое сердце»1 Герхардом Тибеном (Gerhard Thyben).

Список побед лейтенанта Василия Ивановича Соловьева

Период Боевые вылеты Воздушных боев Сбитые самолеты противника ФВ-190 Ю-87
10.07.1943 — 08.08.1943 26 (Як-1) 7 2+1 2+1
14.01.1943 — 17.02.1944 7 (Як-1 и Як-7Б) 13 4+1
08.08.1943 — 15.02.1944 40 7 2
23.02.1944 — 16.04.1944 29 4 4 2 2
на 16.04.1944 101 17 8+1 5+1 3
на 16.05.1944 115 20 9+1 5+1 4

Лейтенант Соловьев с боевым товарищем и Джульбарсом

Лейтенант Соловьев (справа, с тростью) с боевым товарищем и Джульбарсом

«Чтобы небо было чистым (статья из газеты «Призыв»)

Жил учитель в Куршаве. Веселый человек, хороший физкультурник, он был душой ребят в туристских походах, на пионерских слетах. Преподавал он историю, и это был наш самый любимый предмет. Василия Ивановича Соловьева очень любили и взрослые. Депутат Куршавского сельского совета, он пользовался большим авторитетом у избирателей. Всегда, бывало, человеку окажет помощь, ободрит добрым словом.

Шли годы. И вот Василия Ивановича призвали в ряды Красной Армии. Помню ранее июньское утро 1940 года. Тепло провожали жители Куршавы учителя.

Последние объятья, рукопожатия… и машина, развернувшись на площади, урча мотором, скрылась за длинным шлейфом пыли. И никто не знал тогда, что наступит страшный сорок первый, и вся молодежь, которую учил Василий Иванович, уйдет из Куршавы по той же дороге уже солдатами, на защиту любимой Родины от фашистской нечисти.

И встретят врага с оружием в руках В.И.Сухенко, С.Чумаков, И.А.Пронь, А.Беликов, Н.Ф.Гудченко, А.Ф.Гудченко и многие, многие другие.

А Василий Иванович Соловьев, окончив военное училище, стал летчиком-истребителем.

Крепко бился с захватчиками. Немало фашистов погибло на земле и в воздухе от его метких выстрелов, от его стремительных атак. Разные задания выполнял офицер Соловьев: летал в разведку и расстреливал колонны врага, бился в небе с фашистскими стервятниками и сопровождал своих товарищей на бомбометание. Любое задание он выполнил с честью. И вот первая награда родины — орден Красного Знамени.

И опять коммунист Соловьев в бою, в небе. И в феврале 1944 года за проявленный героизм — еще одна награда Родины — второй орден Красного Знамени.

1944 год. Жестокие бои на земле и в воздухе. Отступая, враг цеплялся за каждую пядь земли.

16 мая 1944 года, выполняя боевой приказ, погиб наш земляк Василий Иванович Соловьев.

Вот что пишет его друг Нина матери Василия Ивановича Федосье Федоровне, проживающей сейчас в Черкесске:

«16 мая в 7 часов 15 минут погиб Вася в воздушном бою с фашистами. Самолет его загорелся, но прыгать было нельзя, так как бой шел за линией фронта. Вася перелетел линию фронта на пылающем самолете и выпрыгнул на парашюте. Но обгоревшие стропы оборвались, и Вася упал. Лицо и руки его были обожжены. Смерть при падении наступила мгновенно.

18 мая утром его привезли в часть и с почестями похоронили. Его боевые друзья поклялись отомстить врагу за его смерть. На бортах самолетов сделали надписи: «За смерть Васи!».

Около двух месяцев я ходила на кладбище к Васе, носила живые цветы. Теперь я от него далеко, и пишу Вам все подробности гибели дорогого нам человека. Мне было очень тяжело потерять его. Ведь мы с ним были замечательными друзьями. Много вместе мечтали о будущем. Смерть так нелепо все прервала. Сообщаю Вам, что посмертно Васю наградили двумя орденами Отечественной войны.

С большим приветом к Вам, Нина»

Мать хранит эти пожелтевшие письма, фотографии героя сына. Люди хранят светлую память о нем, смелом летчике, чутком и отзывчивом человеке, отличном учителе. Он учил своих учеников любить Родину, быть честным и храбрым. И примером личной жизни, короткой, но яркой, он показал, каким должен быть советский человек.

Н. Литвинов

селькор, участник Великой Отечественной войны.»


Автор статьи: КУЛИНИЧ Антон Юрьевич.

Все материалы и фото из архива автора.

Примечания:
  1. Jagdgeschwader 54 «Grünherz» (JG 54) []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image