Родился 4 сентября 1923 года в городе Угличе (Ярославская область). В 1924 году вместе с родителями переехал в Москву. Окончил 10 классов средней школы. Работал учеником механика-сборщика на заводе «Геофизика», одновременно занимался в аэроклубе Дзержинского района столицы. С ноября 1940 года в Красной Армии. В октябре 1942 окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков.
С 18 ноября 1942 года сержант В. И. Шарков на фронтах Великой Отечественной войны. До января 1943 года сражался в составе 614-го штурмового авиационного полка, затем — 218-го штурмового авиационного полка. Был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Принимал участие в боях на Брянском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах.
К августу 1944 года заместитель командира эскадрильи 218-го штурмового авиационного полка (11-я Гвардейская штурмовая авиационной дивизии, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант В. И. Шарков совершил 93 боевых вылета, уничтожил значительное количество боевой техники и живой силы противника и был представлен к высшей награде страны. 23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К маю 1945 года совершил 109 боевых вылетов, уничтожил 11 самолётов (10 на земле и 1 в воздухе, в составе экипажа), 2 эшелона, 12 танков, 5 артиллерийских батарей, 20 зенитных точек, 70 автомашин, 3 склада с боеприпасами и много другой техники.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году по состоянию здоровья уволился в запас. С 1948 года служил в органах государственной безопасности. С 1963 года подполковник В. И. Шарков — в запасе. Жил в Москве. Умер 28 апреля 1983 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.
* * *
В 19 лет комсомолец Валентин Шарков после окончания военно-авиационной школы пилотов был назначен в 614-й штурмовой авиаполк Брянского фронта и сразу же включился в боевую работу.
В жестоких воздушных схватках с сильным и опытным врагом приобретался опыт, закалялся характер молодого лётчика. Старательно, с завидной настойчивостью и исключительным упорством изучал Шарков действия в бою старших товарищей, перенимал их методы штурмовок, познавал тактику врага. Учился у однополчан, как надо захватывать инициативу в бою, навязывать врагу свою волю. Учился мужеству, верности солдатскому долгу. Постепенно приходило мастерство.
Уже через несколько месяцев напряженной боевой работы Шаркова трудно было отличить от многих бывалых лётчиков в полку. Он действовал в бою умело, проявлял смекалку и, как правило, поражал цель с первого захода.
23 февраля 1943 года, группа штурмовиков 218-го авиаполка, в составе которой находился и Шарков, получила задание нанести удар по переднему краю немецких войск в районе города Мценска. Поднявшись в воздух, легли на заданный курс. Но на подходе к району действий радиостанция авианаведения перенацелила их на удар по танкам и автоколонне, двигавшихся по шоссе из Карачева к Орлу. Изменив курс, ведущий повёл «Илы» вдоль широкой автомагистрали. Вскоре группа попала в полосу сплошной облачности. Пришлось резко снизиться и продолжать полёт под огнем не только зенитчиков, но и стрелков противника. Однако, несмотря на это, штурмовики точно вышли на заданную цель.
Выбрав на шоссе группу плотно идущих танков, Валентин Шарков одним из первых обрушил на неё всю мощь своего «Ила»: сначала бомбы, затем «эрэсы» и пушечно-пулемётный огонь. Противник, видимо, не ждал нападения советских штурмовиков в такую погоду. Тем успешнее оказался налёт. Наши лётчики выполнили 6 заходов, нанесли 6 ошеломляющих штурмовых ударов. От многих неприятельских танков и автомашин осталась лишь груда искореженного металла.
Израсходовав почти все боеприпасы, группа Ил-2 взяла курс на свой аэродром. Самолёт Шаркова шёл в строю замыкающим. Но едва успели штурмовики отойти от цели, как их атаковали 2 пары истребителей ФВ-190. Противнику удалось отсечь от строя самолёт Шаркова. Пришлось вступить в воздушный бой и отражать яростные атаки противника. Когда же один из вражеских истребителей попытался подобраться справа, советский лётчик меткой очередью полоснул по нему, и тот отвалил в сторону.
Нелегко было драться одному штурмовику против 4-х вражеских истребителей. Немцы атаковали Ил-2 с разных направлений, применяли различные тактические приёмы. Но Шарков вместе с воздушным стрелком умело отбивались от них. Более 8 минут длился бой, во время которого воздушному стрелку «Ила» длинной очередью удалось сразить один «Фокке-Вульф». Тот вспыхнул и пошёл к земле. Однако и штурмовику основательно досталось. Были повреждены маслорадиатор и лопасти воздушного винта, изрешечены крылья. И всё же Шарков сумел вырваться из огненного кольца, оторваться от вражеских истребителей и посадить подбитый самолёт на своей территории.
Как-то раз экипажу Шаркова во время очередного налёта на вражеский аэродром южнее Орла было поручено уничтожить зенитные точки фашистов. Взлетели в предрассветных сумерках. К аэродрому противника подошли незаметно точно в расчётное время. Немцы открыли огонь из зениток лишь тогда, когда вся десятка наших штурмовиков уже сбросила бомбы. Шапки разрывов зенитных снарядов вспыхнули в воздухе между самолётами. К ним потянулись и трассы «эрликонов». Пока Шарков и его ведомый разделывались с зенитными точками, его товарищи штурмовали вражеские самолёты. На их стоянках взметнулись столбы огня и дыма.
Налёт оказался настолько неожиданным, что немцы не успели погасить посадочные огни, зажжённые для приёма своих самолётов. Внезапный удар с воздуха вызвал среди врагов панику.
Покончив с зенитками, пара Шаркова пристроилась ко всей группе «Илов» и вместе с ними продолжала штурмовать вражеские машины. Горели вражеские самолёты, служебные здания, рвались боеприпасы. Всего было уничтожено более 12 самолётов, 2 из них — на счету Шаркова. Он же со своим ведомым подавил огонь зенитной батареи. Задание было выполнено успешно.
Вскоре Валентина Ивановича наградили орденом Красной Звезды. Он стал командиром звена, а месяц спустя — заместителем командира эскадрильи.
Отличился старший лейтенант В. И. Шарков в октябре 1943 года при освобождении Гомельской области и в Белорусской операции 1944 года. Так, 15 октября 1943 года у деревни Бобовичи Гомельского района обнаружил и уничтожил артиллерийские и миномётные точки врага. В июне 1944 года участвовал в штурме войск противника в районе Бобруйска, Осиповичей, Слуцка.
24 июня 1944 года он поднялся в свой 85-й боевой вылет, возглавляя восьмёрку «Илов», направлявшихся для удара по коммуникациям врага юго-западнее Жлобина. Ещё на подходе к цели сквозь пелену утреннего тумана лётчики увидели далеко растянувшуюся колонну тяжёлых вражеских танков, бронемашин, заправщиков горючего и грузовых автомашин, крытых брезентом. Повернув вправо, штурмовики стремительно приближались к колонне. Немцы встретили их заградительным огнём зенитной артиллерии. Прорываясь сквозь эту огневую завесу, Шарков вывел группу в правом пеленге на цель: так противнику труднее пристреливаться к «Илам».
— В атаку! — передал по радио Шарков и ввёл свою машину в пикирование. С невероятной быстротой набегала земля, словно бы вырастали деревья, увеличивались в размере казавшиеся поначалу крохотными танки и бронемашины. Посыпались противотанковые бомбы. Вслед за Шарковым на колонну устремились ведомые. В сплошном облаке зенитных разрывов штурмовики неслись навстречу ощетинившейся земле.
После первой атаки запылали 2 танка и бронетранспортер противника. Хорошо видны были языки пламени, густой чёрный дым. Движение на дороге затормозилось. Немцы в панике заметались, бросая технику.
— Второй заход ! -распорядился командир группы. Теперь огонь реактивных снарядов, пушек и пулемётов обрушился на хвост колонны. И на 3 — 4 заходах штурмовики продолжали громить технику врага. Бортовое оружие работало безотказно. При обстреле крытые брезентом автомашины взрывались: видимо, везли боеприпасы. Более 20 минут вражеская колонна подвергалась ударам наших шмурмовиков, на дороге появлялись новые и новые клубы дыма, перевитые языками пламени.
Когда группа «Илов», сделав последний, 5-й заход, стала отходить от цели, на дороге и её обочинах Шарков насчитал более двух десятков очагов пламени, несколько разбитых танков, машин, штабных автобусов. Было убито много немецких солдат. А главное — нашим самолётам удалось надолго парализовать движение противника по важной магистрали. Результаты удара успел сфотографировать замыкавший группу штурмовик Ил-2. Работа лётчиков получила высокую оценку командования.
В тот день Валентин Иванович, возглавляя группы «Илов», совершил ещё 4 боевых вылета, производя по 5 — 6 заходов на позиции окружённой фашистской дивизии. За эффективные штурмовые удары Шарков был удостоен второго ордена Красного Знамени. В представлении к награде говорилось: «Важной чертой характера Шаркова является упорство в достижении цели, смелость, отвага, хладнокровие и трезвый расчёт. В сложной обстановке действует умело. Над полем боя проявляет разумную инициативу и находчивость, мужество. С исключительной настойчивостью выполняет боевые задания».
Много раз ещё приходилось Шаркову водить группы самолётов Ил-2 на штурмовку мотомеханизированных колонн, живой силы, артиллерийских и минометных позиций, складов, железнодорожных воинских эшелонов, станций, опорных пунктов и аэродромов противника. И хотя враги 5 раз сбивали отважного штурмовика: 3 раза зенитки и 2 — истребители, Шарков оставался невредимым, возвращался на аэродром, садился на другой самолет и снова поднимался в воздух, чтобы с ещё большей яростью громить захватчиков.
— В счастливой сорочке родился наш командир, — говорили лётчики эскадрильи.
— «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт…» Так кажется, поётся в песне? — шутя отвечал им заместитель командира эскадрильи.
В боях при форсировании Днепра Шарков произвёл 10 боевых вылетов. 15 октября 1943 года он водил группу «Илов» на штурмовку войск противника на правом берегу реки в районе Бабовичей. Задача — подавить артиллерийские и миномётные батареи врага, дать возможность нашим войскам переправиться через Днепр.
Пролетев по тактически грамотно избранному командиром маршруту подхода к цели, группа Ил-2 внезапно атаковала её, а затем, несмотря на сильный зенитный огонь, в течение 25 минут держала противника под непрерывным огнём. Наши наземные части получили возможность, форсировав Днепр, занять на его правом берегу ряд опорных пунктов.
По отзывам командира стрелковой дивизии и находившегося на станции наведения командира штурмовой авиадивизии лётчики старшего лейтенанта Валентина Шаркова отличились настойчивостью, смелостью, выполнили боевую задачу отлично. За меткие удары по врагу его группа получила благодарность от командования наземных войск.
В наступательных боях в Белоруссии старший лейтенант Шарков произвёл 21 боевой вылет. Делая по 6 — 6 заходов на цели, подавляя огневые средства противника, он и его ведомые и здесь способствовали прорыву обороны противника, развитию успеха нашими войсками.
«Смелый, мужественный, в совершенстве владеющий боевой техникой, личным примером и героизмом воодушевляет молодых лётчиков на отличное выполнение боевых заданий, на эффективное использование огневой мощи своего штурмовика» — так характеризовало заместителя командира эскадрильи 218-го Слуцкого штурмового авиационного полка старшего лейтенанта Шаркова командование части, представляя его к присвоению звания Героя Советского Союза. Таким он был, таким и остался до победного окончания Великой Отечественной войны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшему лейтенанту Шаркову Валентину Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4914).
Последние месяцы Великой Отечественной войны Шарков провёл в непрерывных боевых вылетах на Варшавском, а затем на Берлинском направлениях. Количество боевых вылетов отважного лётчика-штурмовика перевалило за сотню.
В 1946 году по состоянию здоровья В. И. Шарков демобилизовался из рядов Вооружённых Сил. С 1948 года служил в органах госбезопасности. С 1963 года полковник В. И. Шарков — в запасе. Жил в Москве. Скончался 28 апреля 1983 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 16).
(Из материалов сборника — «Герои огненных лет. Книга 7». Москва, Политиздат.)
Оставьте свой отзыв