Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Щапов Борис Дмитриевич

Щапов Борис Дмитриевич

Борис Дмитриевич Щапов родился 17 февраля 1921 года в городе Нерехта, ныне Костромской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, работал токарем на автозаводе в Ярославле. Окончил аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

С 7 июля 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 800-го ШАП (5 февраля 1944 года преобразован в 144-й Гвардейский ШАП) сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. 29 сентября 1943 года легко ранен в лицо.

К марту 1944 года старший лётчик 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии младший лейтенант Б. Д. Щапов совершил 133 боевых вылета на штурмовку войск противника, нанеся большой урон в живой силе и технике. В 53 воздушных боях сбил лично 8 истребителей, уничтожил на земле 4 транспортных самолёта.

30 мая 1944 года погиб при выполнении боевого задания в районе города Яссы (Румыния).

19 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 2-й степени, Славы 3-й степени. Именем Героя названы улицы в Нерехте и Ярославле; школа, где он учился. На школе и доме, в котором он жил, установлены мемориальные доски.

* * *

Шёл сентябрь 1943 года. Лётчики 144-го Гвардейского штурмового авиаполка 9-й Гвардейской штурмовой авиадивизии только что вернулись с очередного боевого задания. В полк прилетел командир дивизии генерал — майор авиации Ф. Агальцов. Экипажи выстроились у штаба полка. Поздоровавшись с лётчиками, комдив обратился к ним с краткой речью. Он поздравил авиаторов с отличной боевой работой при разгроме летнего немецкого наступления под Курском, Белгородом и Харьковом и сообщил, что за участие в освобождении украинского города Краснограда их дивизии присвоено наименование «Красноградской».

Затем началась церемония вручения боевых наград. Один за другим подходили лётчики к командиру дивизии и получали ордена. Вот к генералу, чеканя шаг, подошёл младший лейтенант Борис Щапов. Он лишь в июле прибыл на фронт. Не прошло и 2-х месяцев, а ему прославленный командир дивизии вручает уже боевой орден — Отечественной войны 2-й степени. Это за первые 20 успешных боевых вылетов на штурмовку во время июльского немецкого наступления.

Полёты закончились. В офицерской столовой собрался почти весь лётный состав части. После «боевых 100 грамм» завязались застольные разговоры, пошли расспросы, воспоминания.

— Братцы, — предложил командир эскадрильи Гвардии капитан С. Д. Пошивальников, — пусть молодые пилоты расскажут о своём пути в авиацию, о том, как они «дошли до жизни такой».

Лётчики рассмеялись, но предложение поддержали.

— Ну вот ты, Борис, давай начинай, — комэск тронул рукой сидящего рядом с ним младшего лейтенанта.

Щапов начал было отнекиваться:

— Да нет, у меня ничего особенного не было. Пусть кто-нибудь другой.

— У всех «ничего особенного». Давай рассказывай.

— Что вам биографию что ли рассказывать?

— Давай и биографию…

— Родился в 1921 году в городе Нерехте, на железной дороге между Костромой и Ярославлем. Сын рабочего-металлиста. В начале 1930-х годов семья переехала в Ярославль, отец стал работать мастером на автозаводе. Ещё пионером я увлёкся авиамоделизмом. На пионерском форпосте в нашем рабочем посёлке руководил фото и авиамодельным кружками. Моделями самолётов была завешана вся наша квартира.

Окончив 8 классов, поступил на автозавод токарем, потом перешёл в цех контрольно-измерительных приборов шинного завода. С 1939 года стал посещать Ярославский аэроклуб. Ну, а потом Балашовская авиационная школа пилотов. Выучился — стал лётчиком. Просился в строевую часть, направили пилотом-инструктором в Оренбургскую, а затем в Бугурусланскую авиашколы. С июля 1943 года — в вашем полку. Как воюю — вам не рассказывать, знаете сами…

Борис не вдавался в подробности. А они были небезинтересны. Лётчиком-инструктором после окончания авиашколы командование оставило Щапова, оценив по достоинству его отличные способности, умение хорошо летать и учить молодых пилотов. Несмотря на то, что фронту нужны были кадры опытных лётчиков, 2 года лётчик-инструктор Щапов находился в тылу и занимался подготовкой молодых пилотов.

Весной 1942 года в боях под Харьковом погиб младший брат Бориса — пулемётчик Виктор. Об этом сообщили Борису убитые горем родители. Больше Борис оставаться в тылу не мог. Он потребовал немедленной отправки в действующую армию. Один рапорт отклонялся командованием — Борис писал другой. Наконец, он добился своего, и его просьбу удовлетворили. И с первого же дня появления на фронте Щапов начал воевать зло, ожесточённо, бесстрашно. От его метких бомбово-штурмовых ударов на земле корёжилась вражеская бронированная техника, летели в щепы вагоны с вооружением и боеприпасами, замолкали огневые точки.

Когда наши наземные войска, освободив Белгород, подходили к Харькову, их наступлению способствовали и боевые действия лётчиков-штурмовиков. В эти дни Борис писал домой в Ярославль: «Сегодня сделал 60-й боевой вылет и жив. Мщу за Виктора!»

Во время успешного наступления войск Степного фронта к Днепру, штурмовая и бомбардировочная авиация фронта наносила чувствительные удары по коммуникациям и подтягиваемым резервам в ближайшем тылу неприятеля. Штурмовики 9-й Гвардейской Красноградской авиадивизии прорывались к железнодорожным узлам и крупным станциям, и вражеская техника и резервы не доходили до фронта.

В эти сентябрьские дни 1943 года молодой пилот Борис Щапов показал выдающиеся образцы штурмовых атак по наземным целям. Вместе с товарищами он участвовал в штурмовке станций Люботин, Кременчуг, Користовка, Долинская, где лично уничтожил 3 паровоза, 8 вагонов и взорвал 5 бензоцистерн.

24 сентября группа в 12 штурмовиков под командой Гвардии капитана С. Д. Пошивальникова вылетела на штурмовку вражеской переправы через Днепр в районе Кременчуга. Щапов летел ведомым у командира группы. При заходе группы на цель Борис заметил, что с западного берега открыла интенсивный огонь по «Илам» крупнокалиберная зенитная батарея из 4 орудий. Проявляя разумную инициативу, сметку и мужество, Щапов первым стремительно атакует стреляющую батарею и, промчавшись над ней, заставляет её замолчать. Дерзкая атака не прошла бесследно для штурмовика — самолёт Щапова получил 3 крупных снарядных повреждения, а сам Борис осколками снарядов был легко ранен в лицо. Но, несмотря на повреждение самолёта и ранение, лётчик не вышел из боя, он продолжал выполнять задание, защищая от напавших истребителей своего ведущего. Его смелый маневр позволил группе накрыть цель и без потерь вернуться домой.

Штурмовик с бортовым номером «10» хорошо знали наземные части, особенно воины 5-й Гвардейской армии, наступление которых часто приходилось поддерживать авиаторам. Делая в день по 2 — 3 боевых вылета, выбирая самые важные цели, мешающие нашей пехоте, лётчик дерзко на глазах пехотинцев снижался до бреющего и начинал в упор расстреливать врага. Его меткие удары позволяли пехоте продвигаться вперёд с наименьшими потерями.

Трижды на имя командира авиационного соединения генерал-майора авиации Ф. Агальцова бойцы 5-й армии присылали благодарности за помощь с воздуха, которую эффективно оказывали им Борис и его товарищи. И видно не зря грудь молодого лётчика в декабре 1943 года украсили ещё два ордена — Славы 3-й степени и Красного Знамени.

Всеобщую любовь и славу бесстрашного лётчика-штурмовика, мастера воздушных боёв и сокрушительных прицельных атак по огневым точкам противника завоевал Б. Щапов при взятии наземными войсками 2-го Украинского фронта крупного железнодорожного пункта Знаменка и освобождении города Кировограда.

На подступах к Кировограду зимой 1943 года немцы сосредоточили крупные силы пехоты, танков и артиллерии. В январе 1944 года разгорелись ожесточённые встречные бои. В эти дни, не считаясь со сложными метеоусловиями, Борис Щапов вместе со своими товарищами поднимался в воздух и выполнял самые ответственные задания по уничтожению сосредоточившихся сил противника.

В любых погодных условиях, при сильном противодействии зенитной артиллерии Ил-2 Щапова производил по 4 — 5 заходов и прицельно уничтожал действующие полевые орудия, технику и живую силу противника. Только под Кировоградом за 18 боевых вылетов Борис Щапов лично уничтожил 7 танков, 5 орудий, 17 автомашин, 3 склада с боеприпасами, 6 автоцистерн с горючим и подавил огонь 3 зенитных батарей. В 7 воздушных боях с истребителями противника лётчик сбил 1 Ме-109 и 1 FW-190. Ещё один Ме-109 им был сбит в воздушном бою в районе Знаменки.

В январе 1944 года войска 1-го и 2-го Украинских фронтов успешно осуществили окружение Корсунь-Шевченковской группировки немцев. Не последнюю роль в этой операции, а затем в ликвидации вражеской группировки в «котле» сыграли советские авиаторы. Действуя в составе штурмовых авиационных групп по уничтожению живой силы и техники врага в районе Либедин-Шпола, Борис Щапов и его товарищи способствовали успешному соединению частей 1-го и 2-го Украинских фронтов, зажавших в «кольце» свыше 10 вражеских дивизий.

В исключительно сложных метеоусловиях Борис Щапов на бреющем полёте точно выводил своё звено на цель, личным примером увлекал ведомых на повторные атаки до полного израсходования боекомплекта. Фотоаппарат на «Иле» Щапова, работающий автоматически при сбрасывании бомб, каждый раз подтверждал точность глаза пилота и результаты его прицельных атак. Только в первые дни окружения под Корсунь-Шевченковским штурмовик с бортовым номером «10» сжёг 4 танка, 23 автомашины, 5 бензоцистерн, уничтожил 7 орудий и большое количество солдат и офицеров противника.

Когда немцы поняли, что Корсунь-Шевченковский «котёл» может стать для них вторым Сталинградом, они отдали приказ своим войскам любой ценой вырываться из кольца, сосредоточив в ударный кулак всю технику и живую силу. Офицерский состав и ценности приказано было вывезти из-под Корсунь-Шевченковского транспортными самолётами. Навстречу окружённым пробивало внешний фронт несколько вражеских танковых и механизированных дивизий.

В этой тяжёлой обстановке, которая осложнилась ещё ранней украинской весною, когда раскисли дороги и аэродромы, и самолёты с трудом могли отрываться от земли, штурмовики с честью справились с возложенными на них задачами. Они остановили двигающийся на прорыв танковый бронированный таран, захлопнули крышку над небом окружённой вражеской группировки.

Борис Щапов ежедневно в эти хмурые февральские дни вылетал на разведку вражеских посадочных площадок в районе Корсуня, куда приземлялись транспортные Ю-52, а затем вместе с товарищами шёл на штурмовку их. За 4 боевых вылета он разведал, а затем вместе со своим звеном удачно накрыл вражеских «воздушных извозчиков». На площадках под Корсунью звеном было уничтожено 11 немецких самолётов, из них 4 «Юнкерса-52» лично сжёг на земле Борис Щапов.

В конце февраля 1944 года за проявленное мужество и самоотверженность, за постоянный героизм в боях при освобождении Украины, за нанесение большого урона противнику в технике и живой силе, за участие в боях по уничтожению окружённой группировки врага в районе Корсунь, за личную высокую боевую выучку, дисциплинированность и организованность командование 144-го Гвардейского штурмового авиационный полк представило младшего лейтенанта Щапова к званию Героя Советского Союза.

16 мая 1944 года наградной лист на Б. Щапова подписал командующий 5-й Воздушной армией генерал-полковник авиации Горюнов, и лист пошёл выше — в штаб фронта — к генералу армии Малиновскому.

А тем временем линия фронта передвинулась уже далеко на запад — советские войска вели бои на территории Румынии. Вместе с наземными войсками передвинулся за границы СССР и 144-й Гвардейской штурмовой авиаполк.

…Шли последние дни мая 1944 года. Выброшенная с советской земли немецкая армия предприняла в районе Кишинёв — Яссы отчаянную попытку остановить победоносное наступление советских войск. Сосредоточив крупные силы, противник начал контрнаступление. Чтобы нейтрализовать его, не дать ему развиваться, советское командование спешно бросило сюда крупные силы штурмовой авиации. Лётчики в день делали по нескольку вылетов, беспрерывно уничтожая рвущиеся вперёд немецкие танки, мотопехоту, бронетранспортеры.

30 мая 1944 года севернее Ясс вражеские танки перешли в массированную атаку, угрожая смять участок нашей обороны. Девятку штурмовиков подняли в воздух. Её повёл Герой Советского Союза С. Д. Пошивальников. Ведущим правого звена группы летел Борис Щапов. Группа скрытно подошла к намеченной цели. Немецкие танки на большой скорости двигались по болотистой местности.

«Горка» и «Илы» нависли над фашистскими «Тиграми» и «Пантерами». Удар с воздуха был внезапным, ошеломляющим и точным. Вражеские зенитки успели выпустить по «горбатым» лишь несколько снарядов и тут же были подавлены уничтожающим огнём реактивных снарядов, пущенных с «Илов». Но один из вражеских снарядов точно угодил в самолёт Щапова, оторвав хвостовую часть машины. Летевший рядом Герой Советского Союза Михаил Коптев видел, как «Ил» Бориса, перевернувшись, моментально рухнул вниз и, не долетев до земли, взорвался.

Задание командования было выполнено — вражеские танки не прошли дальше. Но на свой аэродром штурмовики вернулись опечаленными: среди них не было весёлого и общительного офицера — смельчака Бориса Щапова и его стрелка-радиста Николая Дружинина.

Неделю спустя в Ярославль на квартиру Щаповых пришло фронтовое письмо. Неизвестный им авиамеханик Владимир Грановесов писал:

«Дорогие Дмитрий Иванович, Вера Васильевна, Роза! Вместо письма, которое ждёте от Бориса, вы получаете письмо, написанное чужой рукой. Мне не легко писать, но долг обязывает сообщить вам правду. Выполняя боевое задание, Борис пал, сбитый вражеским зенитным снарядом. Не найти слов, чтобы выразить тяжесть понесённой утраты. Наша часть потеряла в его лице одного из прекрасных лётчиков — смелого, решительного, беззаветно преданного своему народу, всей душой ненавидящего врага. Борис был любим всеми — от генерала до рядового бойца. Мы дали клятву отомстить за него врагу. Командованием возбуждено ходатайство о зачислении Бориса навечно в списки части. На бортах своих самолётов друзья написали девиз: «За Бориса Щапова!»

Примириться с гибелью Бориса невозможно. Но такие, как он, не умирают. Они всегда будут украшать жизнь благородством, скромностью, чистотой своей души, подвигами, которые совершили во имя Родины, своего народа! С них должно брать пример наше молодое поколение».

19 августа 1944 года Гвардии младший лейтенант Щапов Борис Дмитриевич Указом Президиума Верховного Совета СССР посмертно был удостоен звание Героя Советского Союза. Он на вечно занесён в списки рабочих Ярославского орденов Ленина, Октябрьской Революции шинного завода и в книгу Почёта завода. В июле 1965 года имя Героя присвоено улице Ярославля (бывшей Безымянной). В ярославской школе №36 имени Н. К. Крупской, где учился Борис Щапов, его имя носил пионерский отряд. На фасаде школы, а также на стене дома по проспекту Октября, где жил Герой, установлены мемориальные доски.

 


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 2». М.: Воениздат, 1988.
2. «Боевые Звёзды. Очерки о костромичах Героях Советского Союза». — Ярославль, 1972.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image