История создания гидросамолета Aichi E13A служит хорошей иллюстрацией путаницы и неразберихи, порой царившей в авиационной отрасли Японии. В сентябре 1937 г. Управление морской авиации сформулировало требования 12-Си к новому двухместному корабельному катапультному разведчику, предназначенному для замены самолета «Каваниси» Е7К. В конкурсе приняли участие три фирмы — традиционных производителя гидросамолетов: «Аичи», «Каваниси» и «Накадзима». Их проекты получили обозначения Е12А1, Е12К1 и E12N1. Но едва успели конструкторы сделать первые наброски, как появились новые требования — под тем же шифром 12-Си, но к совершенно иному самолету: трехместному и с радикально увеличенной дальностью полета.
Проектирование такого гидроплана поручили тем же трем фирмам (Е13А1, Е13К1 и E13N1). Правда, трезво оценив свои возможности, конструкторы «Каваниси» решили сосредоточиться на трехместной машине, «Накадзима» — на двухместной, и лишь «Аичи» упорно продолжала проектирование сразу двух гидропланов. Разработка трехместного самолета осуществлялась под руководством К. Мацуо.
Аичи Е13А1 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, консоли которого складывались, поднимаясь вверх. Шасси — двухпоплавковое. В качестве силовой установки был выбран 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» «Кинсей» 43 (1080 л.с).
Прототип вышел на испытания в конце 1938 г. практически одновременно с двумя двухместными Аичи Е12А1. В ходе испытаний Е13А1 показал существенное превосходство над Е12А1, и в конечном итоге флот отказался от двухместной машины в пользу трехместной. Изделию Мацуо предстояло выдержать ещё один тур конкурса, где соперником выступал «Каваниси» Е13К1. По его итогам Е13А1 приняли на вооружение и запустили в серийное производство.
В общей сложности до 1945 г. изготовили 1418 самолетов Е13А1, в т.ч. 133 до 1942 г. на заводе «Аичи» в Фунаката, 48 — на 11-м арсенале морской авиации в Хиро в 1940-1942 гг. и 1237 — фирмой «Ватанабэ» (впоследствии «Кюсю») в 1942-1945 гг. В системе кодов союзников гидросамолёт обозначался «Джейк».
Основные модификации
- Е13А1 («разведывательный гидросамолет морской тип 0, модель 1», позже «модель 11»-двигатель «Кинсей» 43 (1080 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «тип 92» на верхней установке. Масса бомбовой нагрузки -250 кг (1 250-кг или 4 60-кг бомбы). Экипаж -3 чел. Основная и наиболее массовая модификация.
- Е13А1-К — самолеты, переоборудованные в учебные с двойным управлением.
- Е13А1а («модель 11а») — изменены поплавки, установлено усовершенствованное радиооборудование. Появился в ноябре 1944 г.
- Е13А1b («модель 11b») — установлена РЛС обнаружения надводных целей.
- Е13А1с («модель 11с») — противокатерный вариант с 20-мм пушкой «тип 99 модель 2» на подвижной установке, стреляющая вниз-вперед.
- Несколько самолетов, не получивших особого обозначения, оборудовались детекторами магнитных аномалий для обнаружения подлодок, но это средство оказалось неэффективным — оно могло работать лишь при полете самолета на высоте не более 10 м над водой. Встречаются также упоминания о вариантах E13A1-S и E13A1a-S — импровизированных ночных истребителях.
Лётно-технические характеристики Аичи Е13А
- Двигатель: Мицубиси «Кинсей» 43
- мощность, л.с.: 1080
- Размах крыла, м.: 14,50
- Длина самолета, м.: 11,31
- Высота самолета, м.: 4,70
- Площадь крыла, кв. м.: 36,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2642
- нормальная взлетная: 3640
- максимальная взлетная: 4000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 375
- Крейсерская: 220
- Время набора высоты 3000 м, мин.: 6,1
- Практический потолок, м.: 8730
- Дальность полета, км.: 2100
Боевое использование гидросамолетов Аичи E13A в годы Второй мировой войны
С 1940 г. гидросамолеты Е13А1 служили на крупных артиллерийских кораблях Императорского японского флота — линкоре «Харуна», крейсерах «Атаго», «Тикума», «Кинугаса», «Кумано», «Майя», «Судзуйя», «Такао», «Тоне» и других. Помимо этого, они широко применялись в составе авиагрупп, приписанных к гидроавианосцам и гидроавиатранспортам «Титосэ», «Тиеда», «Камикава-мару», «Кимикава-мару», «Киёкава-мару», «Куникава-мару», «Саньё-мару» и пр.
Боевой дебют Е13А1 состоялся в Китае, когда осенью 1941 г. несколько самолетов этого типа участвовали в налетах на железную дорогу Кантон—Ханкоу, а также осуществляли прикрытие своих кораблей. 7 декабря 1941 г. четыре Е13А1 с крейсеров «Тоне», «Тикума» и «Кинугаса» выполнили воздушную разведку Пёрл-Харбора перед ударом японской палубной авиации. Но основной «вектор» боевого применения гидросамолетов был в первые месяцы войны направлен на юг. В частности, в состав соединения, выделенного для высадки десанта в Британской Малайе, включили три гидроавианосца — «Санъё-мару», «Сагара-мару» и «Камикава-мару». Один из Е13А1 с «Камикавы-мару» утром 7 декабря смог подбить британский гидросамолет «Каталина», впоследствии добитый японскими истребителями, — эта машина стала первой жертвой Королевских ВВС в войне с Японией. В последующие недели гидросамолеты Е13А1 обеспечивали поддержку десанта, вели разведку и осуществляли поисково-спасательные операции. Самолеты с «Камикава-мару» и «Санъё-мару» во второй половине февраля 1942 г. обеспечивали высадку десанта на о. Ява, сопровождая конвой на переходе и прикрывая плацдарм.
Экипаж Aichi E13A1 покидает гидросамолёт после приземления
С мая 1942 г. самолеты Е13А1 авигрупп «Камикава-мару» и «Киёкава-мару» воевали на Соломоновых островах. В дальнейшем именно в этом районе, лишенном развитой сети береговых аэродромов, наиболее интенсивно действовали японские гидросамолеты. Для их обеспечения сформировали соединение гидроавиации «R», включавшее четыре гидроавианосца. По состоянию на середину сентября 1942 г. в его составе (помимо гидросамолетов других типов) имелось 9 Е13А1: семь на «Титосэ» и два на «Санъё-мару». Гидропланы совершали вылеты на разведку, бомбардировку вражеских объектов, а иногда — и на отражение налетов вражеской авиации.
Другим районом, где широко применялись «Джейки», стала северная часть Тихого океана — Алеутские острова. По сравнению с другим распространенным гидросамолетом — «Мицубиси» F1A2 — Е13А1 с его закрытой кабиной и солидной дальностью полета оказался гораздо лучше приспособлен для операций в северных широтах. В частности, «Камикава-мару» и «Кимикава-мару» (в состав авиагруппы последнего входили 8 Е13А1) в июне 1942 г. участвовали в высадке на остров Кыска, организовав там гидроаэродром. Впоследствии Е13А1 (вместе с гидропланами других типов) постоянно базировался на Кыске вплоть до эвакуации японского гарнизона в мае 1943 г. Потери были достаточно серьезными, причем 60% приходилось на небоевые, вызванные суровыми погодными условиями. Пополнение же прибывало весьма неритмично, поэтому боеспособность северного соединения гидроавиации была относительно невысокой.
Камуфляжная окраска одного из Аичи E13A1.
Гидросамолеты Е13А1 с крейсеров принимали участие в сражениях у Мидуэя и в Коралловом море. Но с 1943 г. такие машины действовали главным образом с береговых баз. В частности, в затяжной и кровопролитной кампании на Гуадалканале Е13А1 не без успеха применялись как ночные бомбардировщики для нанесения «беспокоящих» ударов. В дальнейшем большую долю в боевых операциях Е13А1 занимало противолодочное патрулирование. В частности, в этом качестве применялись «Джейки» в составе 901, 932, 955-го кокутаев, а также кокутаев «Титидзима» и «Сасэбо». В конце войны отмечалось эпизодическое применение Е13А1 в качестве самолетов камикадзе.
Пять гидросамолетов Е13А1 в послевоенное время использовались французской морской авиацией в Индокитае. Входя в состав эскадрильи 8S, они совершали патрульные и связные полеты. Последний из них был списан после аварии в декабре 1947 г.
Один трофейный «Джейк» непродолжительное время служил в Королевских новозеландских ВВС.
Несколько экземпляров Е13А1 в 1943 г. японцы передали Таиланду, где они служили до конца 40-х гг.
Несмотря на слабое оборонительное вооружение, отсутствие бронезащиты экипажа и протектирования топливных баков, Аичи Е13А1 оказался весьма удачной машиной. Для применения в качестве разведчика неоценимой была его продолжительность полета, достигавшая 10 часов. Также самолет отличался достаточной надежностью и простотой в эксплуатации. В итоге Aichi E13A1 стал наиболее массовым катапультным гидросамолетом Имераторского японского флота.
Оставьте свой отзыв