Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Аичи Е13А

Корабельный катапультный гидросамолет Аичи Е13А1

Корабельный катапультный гидросамолет Аичи Е13А1

История создания гидросамолета Aichi E13A служит хорошей иллюстрацией путаницы и неразберихи, порой царившей в авиационной отрасли Японии. В сентябре 1937 г. Управление морской авиации сформулировало требования 12-Си к новому двухместному корабельному катапультному разведчику, предназначенному для замены самолета «Каваниси» Е7К. В конкурсе приняли участие три фирмы — традиционных производителя гидросамолетов: «Аичи», «Каваниси» и «Накадзима». Их проекты получили обозначения Е12А1, Е12К1 и E12N1. Но едва успели конструкторы сделать первые наброски, как появились новые требования — под тем же шифром 12-Си, но к совершенно иному самолету: трехместному и с радикально увеличенной дальностью полета.

Проектирование такого гидроплана поручили тем же трем фирмам (Е13А1, Е13К1 и E13N1). Правда, трезво оценив свои возможности, конструкторы «Каваниси» решили сосредоточиться на трехместной машине, «Накадзима» — на двухместной, и лишь «Аичи» упорно продолжала проектирование сразу двух гидропланов. Разработка трехместного самолета осуществлялась под руководством К. Мацуо.

Аичи Е13А1 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, консоли которого складывались, поднимаясь вверх. Шасси — двухпоплавковое. В качестве силовой установки был выбран 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» «Кинсей» 43 (1080 л.с).

Прототип вышел на испытания в конце 1938 г. практически одновременно с двумя двухместными Аичи Е12А1. В ходе испытаний Е13А1 показал существенное превосходство над Е12А1, и в конечном итоге флот отказался от двухместной машины в пользу трехместной. Изделию Мацуо предстояло выдержать ещё один тур конкурса, где соперником выступал «Каваниси» Е13К1. По его итогам Е13А1 приняли на вооружение и запустили в серийное производство.

В общей сложности до 1945 г. изготовили 1418 самолетов Е13А1, в т.ч. 133 до 1942 г. на заводе «Аичи» в Фунаката, 48 — на 11-м арсенале морской авиации в Хиро в 1940-1942 гг. и 1237 — фирмой «Ватанабэ» (впоследствии «Кюсю») в 1942-1945 гг. В системе кодов союзников гидросамолёт обозначался «Джейк».

Основные модификации

  • Е13А1 («разведывательный гидросамолет морской тип 0, модель 1», позже «модель 11»-двигатель «Кинсей» 43 (1080 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «тип 92» на верхней установке. Масса бомбовой нагрузки -250 кг (1 250-кг или 4 60-кг бомбы). Экипаж -3 чел. Основная и наиболее массовая модификация.
  • Е13А1-К — самолеты, переоборудованные в учебные с двойным управлением.
  • Е13А1а («модель 11а») — изменены поплавки, установлено усовершенствованное радиооборудование. Появился в ноябре 1944 г.
  • Е13А1b («модель 11b») — установлена РЛС обнаружения надводных целей.
  • Е13А1с («модель 11с») — противокатерный вариант с 20-мм пушкой «тип 99 модель 2» на подвижной установке, стреляющая вниз-вперед.
  • Несколько самолетов, не получивших особого обозначения, оборудовались детекторами магнитных аномалий для обнаружения подлодок, но это средство оказалось неэффективным — оно могло работать лишь при полете самолета на высоте не более 10 м над водой. Встречаются также упоминания о вариантах E13A1-S и E13A1a-S — импровизированных ночных истребителях.

Лётно-технические характеристики Аичи Е13А

  • Двигатель: Мицубиси «Кинсей» 43
  • мощность, л.с.: 1080
  • Размах крыла, м.: 14,50
  • Длина самолета, м.: 11,31
  • Высота самолета, м.: 4,70
  • Площадь крыла, кв. м.: 36,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2642
  • нормальная взлетная: 3640
  • максимальная взлетная: 4000
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 375
  • Крейсерская: 220
  • Время набора высоты 3000 м, мин.: 6,1
  • Практический потолок, м.: 8730
  • Дальность полета, км.: 2100

Боевое использование гидросамолетов Аичи E13A в годы Второй мировой войны

Аичи Е13А1 на одном из островов

Аичи Е13А1 на одном из островов

С 1940 г. гидросамолеты Е13А1 служили на крупных артиллерийских кораблях Императорского японского флота — линкоре «Харуна», крейсерах «Атаго», «Тикума», «Кинугаса», «Кумано», «Майя», «Судзуйя», «Такао», «Тоне» и других. Помимо этого, они широко применялись в составе авиагрупп, приписанных к гидроавианосцам и гидроавиатранспортам «Титосэ», «Тиеда», «Камикава-мару», «Кимикава-мару», «Киёкава-мару», «Куникава-мару», «Саньё-мару» и пр.

Боевой дебют Е13А1 состоялся в Китае, когда осенью 1941 г. несколько самолетов этого типа участвовали в налетах на железную дорогу Кантон—Ханкоу, а также осуществляли прикрытие своих кораблей. 7 декабря 1941 г. четыре Е13А1 с крейсеров «Тоне», «Тикума» и «Кинугаса» выполнили воздушную разведку Пёрл-Харбора перед ударом японской палубной авиации. Но основной «вектор» боевого применения гидросамолетов был в первые месяцы войны направлен на юг. В частности, в состав соединения, выделенного для высадки десанта в Британской Малайе, включили три гидроавианосца — «Санъё-мару», «Сагара-мару» и «Камикава-мару». Один из Е13А1 с «Камикавы-мару» утром 7 декабря смог подбить британский гидросамолет «Каталина», впоследствии добитый японскими истребителями, — эта машина стала первой жертвой Королевских ВВС в войне с Японией. В последующие недели гидросамолеты Е13А1 обеспечивали поддержку десанта, вели разведку и осуществляли поисково-спасательные операции. Самолеты с «Камикава-мару» и «Санъё-мару» во второй половине февраля 1942 г. обеспечивали высадку десанта на о. Ява, сопровождая конвой на переходе и прикрывая плацдарм.

Экипаж Aichi E13A1 покидает гидросамолёт после приземления

Экипаж Aichi E13A1 покидает гидросамолёт после приземления

С мая 1942 г. самолеты Е13А1 авигрупп «Камикава-мару» и «Киёкава-мару» воевали на Соломоновых островах. В дальнейшем именно в этом районе, лишенном развитой сети береговых аэродромов, наиболее интенсивно действовали японские гидросамолеты. Для их обеспечения сформировали соединение гидроавиации «R», включавшее четыре гидроавианосца. По состоянию на середину сентября 1942 г. в его составе (помимо гидросамолетов других типов) имелось 9 Е13А1: семь на «Титосэ» и два на «Санъё-мару». Гидропланы совершали вылеты на разведку, бомбардировку вражеских объектов, а иногда — и на отражение налетов вражеской авиации.

Другим районом, где широко применялись «Джейки», стала северная часть Тихого океана — Алеутские острова. По сравнению с другим распространенным гидросамолетом — «Мицубиси» F1A2 — Е13А1 с его закрытой кабиной и солидной дальностью полета оказался гораздо лучше приспособлен для операций в северных широтах. В частности, «Камикава-мару» и «Кимикава-мару» (в состав авиагруппы последнего входили 8 Е13А1) в июне 1942 г. участвовали в высадке на остров Кыска, организовав там гидроаэродром. Впоследствии Е13А1 (вместе с гидропланами других типов) постоянно базировался на Кыске вплоть до эвакуации японского гарнизона в мае 1943 г. Потери были достаточно серьезными, причем 60% приходилось на небоевые, вызванные суровыми погодными условиями. Пополнение же прибывало весьма неритмично, поэтому боеспособность северного соединения гидроавиации была относительно невысокой.

Камуфляжная окраска Аичи E13A1

Камуфляжная окраска одного из Аичи E13A1.

Гидросамолеты Е13А1 с крейсеров принимали участие в сражениях у Мидуэя и в Коралловом море. Но с 1943 г. такие машины действовали главным образом с береговых баз. В частности, в затяжной и кровопролитной кампании на Гуадалканале Е13А1 не без успеха применялись как ночные бомбардировщики для нанесения «беспокоящих» ударов. В дальнейшем большую долю в боевых операциях Е13А1 занимало противолодочное патрулирование. В частности, в этом качестве применялись «Джейки» в составе 901, 932, 955-го кокутаев, а также кокутаев «Титидзима» и «Сасэбо». В конце войны отмечалось эпизодическое применение Е13А1 в качестве самолетов камикадзе.

Пять гидросамолетов Е13А1 в послевоенное время использовались французской морской авиацией в Индокитае. Входя в состав эскадрильи 8S, они совершали патрульные и связные полеты. Последний из них был списан после аварии в декабре 1947 г.

Один трофейный «Джейк» непродолжительное время служил в Королевских новозеландских ВВС.

Несколько экземпляров Е13А1 в 1943 г. японцы передали Таиланду, где они служили до конца 40-х гг.

Несмотря на слабое оборонительное вооружение, отсутствие бронезащиты экипажа и протектирования топливных баков, Аичи Е13А1 оказался весьма удачной машиной. Для применения в качестве разведчика неоценимой была его продолжительность полета, достигавшая 10 часов. Также самолет отличался достаточной надежностью и простотой в эксплуатации. В итоге Aichi E13A1 стал наиболее массовым катапультным гидросамолетом Имераторского японского флота.

Схемы и чертежи корабельного самолета

Чертежи корабельного гидросамолета Аичи А13Е1

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image