Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Французская авиация. ВВС Виши против Японии в боях за Индокитай

Основной истребитель ВВС Франции MS.406

Основной истребитель ВВС Франции MS.406

Поражение Франции в июне 1940 г. в «странной» или «сидячей войне» поставило в крайне трудное положение её отдаленные колонии, которые теперь не могли рассчитывать на серьезную поддержку со стороны правительства метрополии. Этим не преминула воспользоваться Япония, имевшая обширные планы в отношении Индокитая. Практически сразу же после поражения Франции она навязала сайгонской колониальной администрации соглашение о вводе японских войск в Тонкин (Северный Вьетнам). В середине сентября 1940 г. было выдвинуто требование допустить японцев и в другие районы Индокитая. На этот раз французская администрация не спешила идти на уступки. Вспыхнул короткий конфликт, исход которого был вполне предсказуемым ввиду неравенства сил: если Япония могла выделить для захвата Индокитая около 500 боевых самолетов, то французская колониальная авиация располагала примерно сотней машин. Основу её составляли одномоторные бипланы, разведчики-бомбардировщики «Потез» 25ТОЕ. Имелось также четыре четырехмоторных бомбардировщика «Фарман» F.221, три двухмоторных «Потез» Р.540, порядка двух десятков гидросамолетов различных типов. Наиболее современными самолетами были истребители – 13 Моран-Солнье MS.406 и три двухмоторных Р.631. Оба этих типа машин оказались на вооружении колониальной авиации случайно – они были заказаны Китаем, прибыли морем в Хайфон для дальнейшей отправки по назначению по железной дороги, но генерал-губернатор Индокитая их конфисковал. «Мораны» разделили между эскадрильями ЕС 2/595, дислоцировавшейся в Бач-Май (Тонкин), получившей 6 самолетов, и ЕС 2/596 в Аннаме (7 машин).

Истребитель Моран-Солнье MS-406 в Индокитае

Истребитель Моран-Солнье MS-406 в Индокитае

С самого начала кампании французские воздушные силы были обречены на пассивность, обусловленную господством в воздухе авиации противника. Они никак не могли помешать высадке японского десанта в Хайфоне 24 сентября 1940 г. На следующий день состоялся единственный воздушный бой этой кампании: группа японских истребителей Накадзима Ки-27 из 84 сентая атаковала разведчик «Потез» 25ТОЕ, совершавший полет в сопровождении «Морана» из ЕС 2/595. Схватка окончилась вничью: японцы без труда «завалили» биплан-разведчик, но и пилот «Морана» аджюдан-шеф Тиволье сбил один Ки-27.

В конечном итоге администрация Индокитая вынуждена была удовлетворить требования японцев, и их гарнизоны появились во всем Вьетнаме, ставшем впоследствии ключевой базой для экспансии в сторону Малайи и Голландской Ост-Индии. Но при этом сайгонская администрация была сохранена, равно как и вооруженные силы. Порой это приводило к недоразумениям: 20 октября 1940 г. во время патрульного полета сержант-шеф Лабузье (участник гражданской войны в Испании, где, воюя на стороне республиканцев, он одержал несколько побед) встретил одиночный бомбардировщик Мицубиси Ки-21 и сбил его.

Пошатнувшееся положение некогда могущественных хозяев Индокитая вызвал соблазн у соседа – Таиланда (до 1939 г. – Сиам) – также поживиться за счет Лаоса и Камбоджи. В конце концов, эти территории были отторгнуты французами в конце XIX – начале ХХ века именно у Сиама. Тайские ВВС располагали к концу 1940 г. примерно 150 боевыми самолетами, в основном американского производства. Среди них доминировали многоцелевые бипланы «Воут» V-100 «Корсар». Имелся и десяток двухмоторных бомбардировщиков «Мартин» 139W, а истребительная авиация была представлена самолетами «Кертисс»: более 30 бипланов «Хок» II/II и 25 монопланов «Хок» 75N (последние отличались от поставлявшихся во Францию Н.75 менее мощной силовой установкой и неубирающимся шасси). Новейшим приобретением стали 9 бомбардировщиков Ки-21, купленных в Японии в 1940 г.

Первые серьезные столкновения состоялись 1 декабря 1940 г., когда несколько «корсаров» безуспешно атаковали французский сторожевик «Берилл». Впоследствии бои «малой интенсивности» продолжались на тайско-камбоджийской границе, а 24 декабря Таиланд официально объявил войну. После этого действия авиации заметно активизировались. 9 и 10 января 1941 г. тайские ВВС бомбили ряд городов на территории Камбоджи и Лаоса. В ответ французы нанесли удар по Бангкоку. 11 января тайцы попытались нанести удар по аэродрому Накорн-Ват у г. Сиенриап, гда базировались истребители эскадрильи ЕС 2/596 и «фарманы». Первую волну нападавших составляли «корсары». На перехват им поднялись французские истребители, сбившие два самолета. Затем последовал более серьезный налет, в котором участвовали четыре «Хок» 75N, несшие 33-кг бомбы, и девятка Kи-21. Их встретила четверка «моранов», и завязался ожесточенный бой. У французов отличились Лабузье и Тиволье: первый уничтожил два истребителя, второй – бомбардировщик (в некоторых источниках указываются и другие данные). Однако тайцы в долгу не остались. Сержант Сангван, а также прапорщик Тонгкам и его ведомый сержант Бленгкам «завалили» по «Морану». Четвертая французская машина – самолет Лабуазье – была повреждена, но раненому пилоту удалось посадить Моран MS.406 с горящим двигателем «на брюхо». В общей сложности за период с 11 по 21 января 1941 г. «мораны» выполнили 62 боевых вылета. Собственные потери составили две машины.

В общем, конфликт с Таиландом окончился не в пользу французов. 31 января было подписано перемирие, а 9 мая 1941 г. – мирный договор, в соответствии с которым правительство Петэна уступило Таиланду значительные территории Лаоса и Камбоджи.

В последующие годы авиация Французского Индокитая постепенно деградировала ввиду износа техники и отсутствия новых поставок. Истребительная авиация в Индокитае практически прекратила существование после того, как 27 января 1942 г. японцы сбили пару патрулировавших MS.406, приняв их за американские Кертис Р-40 «Томагавк». А в марте 1943 г. ВВС Французского Индокитая были официально расформированы.

По материалам: Харук А.И. Французские истребители Второй Мировой — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image