Самолет Arado Ar-234, ставший первым в мире реактивным бомбардировщиком, первоначально проектировался как разведчик. Проектирование его под руководством В. Блюма началось в 1940 г. Основанием стало задание на разработку скоростного реактивного самолета-разведчика, обладающего дальностью полета не менее 2150 км.
Проект под фирменным индексом Е370 представлял собой одноместный моноплан с тонким прямым высокорасположенным крылом и обычным оперением. Кабина пилота была герметичной и оборудовалась катапультным креслом. В качестве силовой установки выбрали два турбореактивных двигателя (ТРД) Jumo 004, расположенных в гондолах под крылом. Первоначально предполагалось применение сбрасываемой стартовой тележки и выпускаемых посадочных лыж.
В феврале 1942 г. фирма получила заказ на постройку 6 прототипов, но работы велись медленно из-за проблем с доводкой двигателя. Первый прототип Ar-234V1 был облетан лишь 15 июня 1943 г., а к ноябрю на испытания вышли ещё три машины. К тому времени было решено отказаться от развития варианта Ar-234А в пользу Ar-234В с обычным убираемым шасси (с носовой стойкой). Первый самолет с таким шасси (Ar 234V9) совершил первый полет 10 марта 1944 г., а выпуск предсерийных Ar-234В-0 начался в июне.
Общее количество самолетов, выпускавшихся заводом в Аль-Лённевитце, оценивается в 210 (по другим источникам, 214) машин.
Основные модификации Арадо Ар-234
Ar 234В — двигатели Jumo 004В тягой 900 кгс. 20 предсерийных Ar-234В-0 использовались, главным образом, для различных испытаний. Ar-234В-1 был разведчиком. Основным был вариант Ar-234В-2 — бомбардировщик, способный поднять до 1500 кг боевой нагрузки (1 500-кг бомба под фюзеляжем и 2 под мотогондолами). Под мотогондолами возможна подвеска 2 300-л ПТБ. Существует также мнение, что Ar-234В-1 остался лишь в проекте, а в качестве разведчиков использовались Ar-234В-2, снабженные соответствующими модификационными комплектами. Также не подтверждается встречающаяся в публикациях информация о вооружении Ar-234В-2 2 неподвижными 20-мм пушками MG 151/20, стреляющими назад, — такой вариант рассматривался, но на практике, по-видимому, не применялся.
Arado Ar 234С — четырехмоторный вариант с ТРД BMW 003А (800 кгс), размещенными в спаренных мотогондолах. Прототип такой модификации Ar-234V8 испытывался с февраля 1944 г. Серийный выпуск начался в феврале 1945 г. в двух вариантах — бомбардировочном Ar-234С-3 и разведывательном Ar-234С-4. Разведчик вооружался 2 20-мм пушками, стреляющими назад, бомбардировщик — дополнительно 2, стреляющими вперед; последний нес также до 1500 кг бомб. До конца войны успели собрать около двух десятков бомбардировщиков и несколько разведчиков.
Летно-технические характеристики самолета Arado Ar-234B-2
- Двигатели: Jumo 004В
- количество х тяга, кгс: 2×900
- Размах крыла, м.: 14,1
- Длина самолета, м.: 12,6
- Высота самолета, м.: 4,3
- Площадь крыла, кв. м.: 25,5
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5200
- нормальная взлетная: 8417
- максимальная взлетная: 9858
- Максимальная скорость, км/ч: 740
- Время набора высоты 6000 м. с 500 кг. бомб: 12,8
- с 1500 кг. бомб: 17,5
- Практический потолок, м.: 10 000
- Дальность полета, км:
- без бомб: 1620
- с 500 кг. бомб: 1550
- с 1500 кг. бомб: 1100
Боевое использование Арадо Ar-234
Ещё на стадии прототипов Ar-234 привлекались к боевым операциям — поначалу разведывательным. Первый боевой вылет был отмечен 2 августа 1944 г., когда Ar-234V7 произвел разведку нормандского побережья. В последующие недели Ar-234 появлялись и над Англией. К концу 1944 г. такие самолеты эксплуатировались в 4 дальнеразведывательных отрядах.
Из бомбардировочных частей первой начала получать Ar-234В-2 группа HI/KG 76. К началу октября она располагала 54 самолетами, но ввод их в бой затягивался ввиду трудностей с освоением реактивных машин. Первый боевой вылет состоялся 24 декабря 1944 г., когда 9 Ar-234В-2 бомбили железнодорожный узел в Льеже и промышленные предприятия в Намюре. Вылеты против целей в Бельгии продолжались и в последующие дни. На рассвете 1 января 1945 г. в рамках операции «Боденплатте» 6 Ar-234В-2 нанесли удар по аэродрому Гилзе-Рейен, а поздним вечером 4 самолета бомбили доки в Антверпене. В последующем вплоть до конца января боевая активность «Блицов» была серьезно ограничена плохой погодой. 14 и 21 февраля осуществлялись налеты на скопления вражеских войск у Эйндховена (участвовало, соответственно, 16 и 21 самолет). В третьей декаде февраля боевая работа стала более интенсивной, что сразу сказалось на уровне потерь — Ar-234В оказались беззащитными против истребителей союзников. С 7 по 17 марта главным объектом для «Арадо» стал мост через Рейн в Ремагене. При его атаках были понесены серьезные потери, но уничтожить объект не удалось. Наряду с HI/KG 76, в налетах участвовали самолеты других частей, успевших получить Ar-234В — отряда 6./KG 76 и штабного звена KG 76.
В последние дни войны самолеты Ar-234В наносили удары по наступающим советским частям. Так, 26 апреля самолеты штабного звена KG 76 бомбили танковую колонну на подступах к Берлину. 3 мая отряд 8./KG 76 получил 4 Ar-234С-3, но они успели выполнить лишь два боевых вылета. 5 мая 9 исправных Ar-234В-2 и 4 Ar-234С-3 перелетели в Норвегию, где стали английскими трофеями.
Арадо Ar-234 являлся типичным представителем первого поколения реактивных машин, проектирование которых велось во многом методом проб и ошибок. Задуманный как разведчик, он был адаптирован на роль бомбардировщика, для которой оказался не слишком подходящим. В составе экипажа отсутствовал штурман-бомбардир. На нем не было оборонительного вооружения — а как показал опыт, скорость «Блица» не гарантирует неуязвимости от вражеских истребителей. Малый мидель фюзеляжа не позволил организовать бомбоотсек, и бомбы размещались на внешней подвеске, резко снижая скоростные качества самолета.
Оставьте свой отзыв