Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Блэкберн «Squa»/«Roc» (Скюа/Рок)

Фото истребителя Блэкберн Рок

Фото истребителя Блэкберн Рок

Пара самолетов-«близнецов», задумывавшихся в качестве основных машин для авиации Королевского флота, но не сумевших оправдать возлагавшихся на них надежд. История их создания началась в 1934 г., когда британское Министерство авиации выдало техническое задание 0.27/34, предусматривавшее создание двухместного многоцелевого палубного самолета. Машина должна была выполнять функции пикирующего бомбардировщика и истребителя, что предъявляло высокие требования к скоростным характеристикам аэроплана. Поэтому двухместный самолет должен был представлять собой моноплан (первый британский палубный самолет такой схемы) цельнометаллической конструкции с убирающимся шасси и закрытой кабиной экипажа. В конкурсе участвовали пять фирм. Победу одержал конструкторский коллектив «Блэкберна» во главе с Дж.Э. Петти. Прототип будущего «Скюа» с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Бристоль» «Меркюри» IX (840 л.с.) вышел на испытания в феврале 1937. Процесс доводки сильно затянулся — второй прототип поднялся в воздух лишь в мае 1938. В его конструкцию внесли существенные изменения, в частности, был удлинен фюзеляж. Но для серийного варианта пришлось поменять двигатель — поскольку «Меркюри» были зарезервированы для самолетов других типов, на «Скюа» пришлось установить 9-цилиндровый двигатель «Бристоль» «Персеус» XII, обладавший большей номинальной мощностью, но существенно худшей надежностью.

С 1935 г. на базе планера будущего Блэкберн «Скюа» по спецификации 0.30/35 (затем 0.15/37) разрабатывался двухместный палубный истребитель, вооруженный четырьмя 7,7-мм пулеметами «Браунинг» в массивной механизированной башне. Прототипа не было, а первый серийный экземпляр самолета, получившего название «Рок», поднялся в воздух в декабре 1938 г. На его основе разрабатывался поплавковый истребитель (спецификация 0.20/37), но после испытаний четырех самолетов от этой идеи отказались, и машины переставили на колесное шасси. Общий объем серийного производства «Скюа» и «Рок» составил 326 машин, причем самолеты первого типа строила фирма-разработчик, а второго — «Болтон-Пол».

Основные модификации

«Скюа» Mk.II — истребитель-пикирующий бомбардировщик. Вооружение — 4 7,7-мм пулемета «Браунинг» в крыле, 1 «Льюис» или «Виккерс» К на турели; 1 227-кг или 113-кг бомба в фюзеляжном бомбоотсеке (при сбросе с пикирования выводилась за пределы площади, ометаемой винтом, посредством металлической «трапеции»), 8 14-кг бомб под крылом. Поставки начались в августе 1938 г. Построено 190 машин.

«Рок» Mk.I — истребитель, вооруженный 4 7,7-мм пулеметами «Браунинг» в турели «Болтон Пол». Из прочего вооружения имелись лишь подкрыльевые бомбодержатели (аналогичные примененным на «Скюа»). В 1939-1940 гг. выпущено 136 самолетов.

Летно-технические характеристики самолетов Блэкберн «Скюа» и «Рок»

  • Двигатель: Бристоль «Персеус» XII
  • мощность, л.с.: 905
  • Размах крыла, м.: 14,07
  • Длина самолета, м.: 10,85
  • Высота самолета, м .:3,81
  • Площадь крыла, кв. м.: 29,64
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2493
  • взлетная:3733
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • на уровне моря: 328
  • на высоте 2000 м.: 362
  • на высоте 3050 м.: 359
  • Скороподъемность у земли, м/с: 8 7,62
  • Практический потолок, м.: 6150
  • Дальность полета, км.: 1300

Боевое использование самолётов Blackburn Squa/Roc

Первые «Скюа» в строевых частях авиации Королевского флота появились в октябре 1938 г., «Рок» — в апреле 1939 г. Предполагалось комплектовать эскадрильи смешанным составом — по 6 «Скюа» и 3 «Рок» в каждой, но на деле случались отклонения. Эскадрильи могли насчитывать от 6 до 16 самолетов, а после того, как «Рок» показал свою полную непригодность на роль истребителя, комплектовались исключительно «Скюа». «Рок» же перевели на выполнение вспомогательных задач (например, буксировку мишеней). В таком качестве они прослужили до лета 1943 г. Несколько самолетов в роли буксировщиков мишеней применялись и Королевскими ВВС.

Блэкберн «Скюа» довольно широко применялись в начальный период войны. Хотя как истребитель машина обладала явно недостаточными скоростными и маневренными характеристиками, именно «Скюа» одержал первую воздушную победу авиации Королевского флота во Второй мировой войне, сбив 26 сентября 1939 г. германскую летающую лодку. Весьма интенсивным было боевое применение «Скюа» в Норвежской кампании -но, преимущественно в роли ударных самолетов (10 апреля самолеты 800-й и 803-й АЭ потопили крейсер «Кенигсберг»). Действуя как с авианосцев «Арк Ройял» и «Глориэс», так и с береговых аэродромов, они наносили удары по захваченных немцами норвежских портах и патрулировали воздушное пространство, сбив несколько бомбардировщиков и гидросамолетов.

В конце мая — начале июня 1940 г. 801-я и 806-я АЭ участвовали в обеспечении эвакуации британских войск из Дюнкерка. В дальнейшем основным театром военных действий для Блекберн «Скюа» стало Средиземноморье. В частности, в начале июля 1940 г. самолеты 800-й и 803-й АЭ с палубы «Арк Ройяла» участвовала в операции «Катапульта» — попытке уничтожения кораблей французского флота в портах Алжира. При этом «Скюа» выступали в качестве истребителей сопровождения, прикрывая бипланы-торпедоносцы «Суордфиш» (Рыба-меч). До конца лета «Скюа» записали на свой счет 6 сбитых итальянских самолетов. В конце сентября 1940 г. «Скюа» с «Арк Ройял» приняли участие в ударе по Дакару, снова действуя как истребители прикрытия. До февраля 1941 г. «Скюа» участвовали в обеспечении проводки мальтийских конвоев и других операциях в Средиземном море. В качестве вспомогательных такие самолеты дослужили до 1945 г.

Схемы и чертежи самолёта Блэкберн Рок

Чертежи Блэкберн Рок

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image