Одномоторный биплан с неубирающимся шасси и множеством расчалок (за что был прозван «стринг-бэг» — «авоська») британский аэроплан Фэйри «Свордфиш» к концу 30-х гг. выглядел довольно-таки архаично, но, тем не менее, прошел практически всю войну, добившись нескольких громких успехов. Разработка самолета под руководством М. Лобеля велась в инициативном порядке с начала 30-х гг.
Машина под обозначением TSR I (и её доработанный вариант TSR II) предназначалась для действий над морем в качестве разведчика и торпедоносца, применяясь как на колесном, так и на поплавковом шасси. TSR I, изначально ориентированный на экспорт, испытывался с марта 1933 г., но в сентябре был потерян. В самолете TSR II учли требования спецификации Министерства авиации S. 15/33. От предшественника он отличался удлиненным фюзеляжем, измененным профилем крыльев, доработанным хвостовым оперением. На машине установили 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» ММ (690 л.с).
Самолет был облетан 17 апреля 1934 г., а затем прошел испытания как на береговом аэродроме, так и на авианосце «Корейджес», а в конце года был переставлен на двухпоплавковое шасси. Хотя испытания и вскрыли некоторые недостатки машины (трудность вывода из штопора, чрезмерное смещение центра тяжести назад и пр.), они были признаны легко устраняемыми, и самолет приняли на вооружение.
В апреле 1935 г. фирма получила заказ на 86 машин, а 31 декабря 1935 г. первый серийный «Суордфиш» впервые поднялся в воздух. Общий же объем серийного выпуска, продолжавшегося до августа 1944 г., составил 2392 самолета — 692 построила фирма «Фэйри» и 1700 — «Блэкберн».
Основные модификации Fairey «Swordfish»
«Суордфиш» Mk.I — двигатель «Пегасус» IIIM3 (690 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета (синхронный «Виккерс» и турельный «Виккерс» или «Льюис»). Боевая нагрузка — 1 торпеда либо до 681 кг бомб. Экипаж — 3 чел. Самолет мог эксплуатироваться как с колесного, так и с поплавкового шасси. Построено 992 самолета, в т.ч. 692 фирмой «Фэйри» и 300 -«Блэкберн».
«Суордфиш» Mk.II — двигатель «Пегасус» 30 (750 л.с), на части машин ранних серий — «Пегасус» IIIM3. Возможна подвеска двух пороховых ускорителей RATOG для старта с коротких палуб. Под крылом допускается подвеска 8 НАР, для чего нижняя поверхность нижнего крыла частично обшита металлом. Изготовлено 1080 самолетов.
«Суордфиш» Mk.III — двигатель «Пегасус» 30 (750 л.с). В подфюзеляжном обтекателе установлена РЛС обнаружения надводных целей ASV Мк.Х. Построено 320 экземпляров.
«Суордфиш» Mk.IV — учебный вариант с закрытой кабиной для эксплуатации в Канаде. Самолеты в 1943-1944 гг. переоборудовались из Mk.II (не менее 15 экземпляров).
Летно-технические характеристики самолетов «Суордфиш» Mk.I на колесном шасси
- Двигатель: Бристоль «Пегасус» IIIM3
- мощность, л.с.: 690
- Размах крыла (в сложенном состоянии), м.: 13,87 (5,25)
- Длина самолета, м.: 10,87
- Высота самолета, м.: 3,92
- Площадь крыла, кв. м.: 56,39
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1905
- взлетная: 3410
- Максимальная скорость, км/ч: 245
- Практический потолок, м.: 5200
- Дальность полета, км:
- Нормальная: 880
- Максимальная: 1700
Боевое использование бипланов Фэйри «Свордфиш» во Второй мировой войне
В течение 1936-1938 гг. «Суордфиши» полностью заменили устаревшие торпедоносцы в палубной авиации Королевского флота. До поступления в 1940 г. первых «Альбакоров» они оставались единственными самолетами этого класса. К началу Второй мировой войны на «Суордфишах» летали 13 эскадрилий. 12 из них базировались на авианосцах, поплавковые самолеты ещё одной были приписаны к линкора и крейсерам. Во время «странной войны» экипажи привлекались к противолодочному патрулированию.
В Норвежской кампании отличился экипаж «Суордфиша» с линкора «Уорспайт» — 13 апреля 1940 г. у Нарвика он потопил подлодку U-64 — первую субмарину, уничтоженную флотской авиацией. Самолеты 816, 818, 823 и 825-й АЭ с авианосцев «Глориес» и «Фюриес» в той кампании наносили бомбовые удары по береговым целям, несколько раз пытались атаковать и корабли противника. Действуя в северных широтах, «Суордфиши» подтвердили свою репутацию самолетов, способных действовать в самых суровых погодных условиях.
С июня 1940 г. на Мальте базировалась 830-я АЭ. Её «Суордфиши» бомбили объекты на Сицилии, привлекались к сопровождению конвоев. После капитуляции Франции «Суордфиши» с «Арк Ройяла» 4 июля 1940 г. бомбили Мерс-эль-Кебир, причинив тяжелые повреждения линкору «Дюнкерк», а с «Гермеса» — 7 июля повредили линкор «Ришелье» в Дакаре.
Самой громкой операцией, осуществленной «Суордфишами», стал налет на итальянскую военно-морскую базу Таранто в ночь на 12 ноября 1940 г. Самолеты 813-й, 815-й, 819-й и 824-й АЭ с палубы «Илластриеса» атаковали корабли в базе, причинив тяжелые повреждения линкорам «Литторио», «Дуилио», «Кавур», тяжелым крейсерам «Тренто» и «Больцано», а также двум эсминцам. Собственные потери составили два торпедоносца. А 26 мая 1941 г. попадания торпед, сброшенных лучшими бипланами-торпедоносцами «Суордфишами», базирующимися на «Арк Ройяле», лишили управляемости линкор «Бисмарк», сделав его легкой мишенью для британских кораблей.
Со второй половины 1941 г. главной задачей для «Суордфишей» стали противолодочные операции с палуб эскортных авианосцев и приспособленных торговых судов (т.н. MAC-ships). На них базировались самолеты модификаций Mk.II и Mk.III, причем боевые вылеты они часто совершали парами: «двойка» несла вооружение, а «тройка» с радаром наводила её на цель. Сопровождая конвои в Атлантике, «Суордфиши» добились заметных успехов: например, 4-6 марта 1944 г. самолеты с эскортного авианосца «Чейзер» потопили 2 субмарины и повредили третью; 1 -2 мая «Суордфиши» с «Фенсера» потопили 3 подводные лодки. Эскортную службу «Суордфиши» несли практически до последних дней войны — последний контакт с вражеской подлодкой был зафиксирован самолетами с «Эмпайр Макэндрю» 20 апреля 1945 г. Помимо британских эскадрилий, с эскортных авианосцев действовала вооруженная «Суордфишами» голландская 860-я АЭ. Несколько эскадрилий Берегового командования Королевских ВВС (в частности, 119-я и 202-я) также были вооружены «Суордфишами».
С вооружения авиации Королевского флота «Суордфиши» были официально сняты 21 мая 1945 г., но эксплуатация их продолжалась ещё некоторое время. В частности, такие самолеты были в составе авиагруппы эскортного авианосца «Уорриор», переданного в ноябре 1945 г. Канаде.
Созданный задолго до войны и, как казалось, успевший устареть Фэйри «Суордфиш» оказался на удивление полезным самолетом — достаточно сказать, что производился он дольше, чем предназначенный для его замены «Альбакор». В 1940-1941 гг. экипажи этих торпедоносцев добились нескольких громких успехов при ударах по надводным кораблям, а впоследствии несли тяжелую службу на палубах многочисленных эскортных авианосцев.
Оставьте свой отзыв