Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Бреда Ba.65

Фото итальянского многоцелевого самолета Бреда B-65

Фото итальянского многоцелевого самолета Бреда B-65

Итальянский авиатор полковник А. Мечоцци разработал в начале 30-х гг. прошлого века концепцию самолета-штурмовика, предназначенного для нанесения ударов по вражеским целям на удалении до 300 км за линией фронта. Такая машина должна была также иметь хорошие скоростные и маневренные характеристики, дабы в случае необходимости отбиваться от вражеских истребителей — предполагалось, что, благодаря этому, штурмовики смогут действовать без истребительного прикрытия. Практическая отработка концепции Мечоцци осуществлялась на самолетах «Капрони» АР.1 и «Бреда» Ва.64, появившихся в 1933-1934 гг. Однако их скоростные характеристики считались недостаточными, и фирма «Бреда» занялась разработкой более совершенного многоцелевого боевого самолета — Ва.65. Работы возглавили А. Парано и Дж. Панцери.

Ва.65 представлял собой цельнометаллический одномоторный моноплан с убирающимся шасси. В зависимости от требований заказчика он мог быть выполнен в 1-либо 2-местном варианте и комплектоваться моторами различных типов.

Прототип с 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14К вышел на испытания в сентябре 1935 г. Поставки серийных машин начались в июне 1936 г. и продолжались до июля 1939 г.

Общий объем производства Breda Ba.65 составил 263 машины.

Основные модификации самолётов Бреда Ba-65

  • Ва.65 с двигателем К14 (лицензионный вариант GR 14К, выпускавшийся фирмой «Изота-Фраскини»; 880 л.с) — изготовлена 81 машина. Стрелковое вооружение — 2 12,7-мм и 2 7,7-мм пулемета в крыле (на 2-местных машинах — дополнительно 1 7,7-мм пулемет в верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 400 кг (4 100-кг или 4 50-кг бомбы, или же 168 2-кг бомб в 4 кассетах).
  • Ва.65 с двигателем «Фиат» А.80 (18-цилиндровый воздушного охлаждения; 1000 л.с.) — выпускался с 1937 г. До июля 1939 г. изготовлено 162 самолета, в т.ч. 15 для Ирака и 10 для Португалии.
  • Ва.65 с двигателем «Пьяджо» Р.XI RC40 (14-цилиндровый воздушного охлаждения; 1000 л.с.) — выпущено 20 самолетов (17 1-местных и 3 2-местных) для Чили.

Технические характеристики самолета Breda Ва.65 (двигатель K-14)

  • Двигатель: Изота-Фраскини К14
  • мощность, л.с.: 880
  • Размах крыла, м.: 12,10
  • Длина самолета, м.: 9,53
  • Высота самолета, м.: 2,95
  • Площадь крыла, кв. м.: 23,50
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2215
  • взлетная: 2765
  • Максимальная скорость на уровне моря, км/ч: 357
  • Дальность полета, км.: 515

Боевое использование Бреда Ba.65

Эскадрилья Бреда Ба-65 в полете

Эскадрилья Бреда Ба-65 в полете

Итальянские ВВС первоначально вооружили Ва.65 два штурмовых стормо — 5-й и 50-й. 23 самолета (17 с моторами К14 и шесть с А.80) начиная с апреля 1937 г. были доставлены в Испанию для участия в гражданской войне. Поначалу Ва.65 пытались применять в качестве истребителя, но тщетно — на их счету был всего один сбитый СБ. А вот штурмовиками они оказались неплохими. К моменту завершения боевых действий в строю находились 11 самолетов, которые были переданы франкистским ВВС.

В Италии к 1939 г. Бреда Ва.65 остались лишь в 50-м стормо, в начале года передислоцированном в Ливию. К моменту вступления Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 г. в строю уже не оставалось ни одного самолета Ва.65 — все машины этого типа были складированы в ожидании разборки на лом, частично в Ливии, частично — в Италии. Но война дала этому, казалось бы, списанному со счетов, самолету новый шанс. В июне-июле 1940 г. наскоро отремонтированными Ва.65 укомплектовали две АЭ 50-го стормо, немедленно вступившие в бой. В сентябре они поддерживали итальянское наступление на Сиди-Баррани, в декабре — пытались сдержать британский контрудар. Главным образом Ва.65 действовали над полем боя, но изредка привлекались и для ударов по целям в глубине вражеской территории (базам снабжения, аэродромам). Помимо боевых потерь, ощутимыми были и небоевые — моторы А.80, спроектированные для бомбардировщиков, на штурмовиках, действующих на низких высотах, они поддавались воздействию пыли и быстро выходили из строя. Последний боевой вылет Ва.65 состоялся 28 января 1941 г.

В Ираке Ва.65 вооружили 5-ю АЭ. Весной 1941 г. она приняла участие в так называемом мятеже Рашида Али. Штурмовики произвели несколько вылетов против британских войск, понеся тяжелые потери — в 5-й эскадрилье осталось лишь два Ва.65. Никаких сведений о дальнейшей судьбе этих самолетов не обнаружено.

Чили получили свои Breda Ва.65 в декабре 1938 г. Ими вооружили 4-ю авиагруппу. Освоение самолетов сопровождалось целым рядом аварий и двумя катастрофами, вызвавшими лавину критики в прессе. В итоге, Ва.65 летали до 1941 г., а затем не эксплуатировались, хотя официально были сняты с вооружения только в 1946 г.

Португальские Ва.65 также служили недолго — 15 февраля 1941 г. все они были уничтожены ураганом, обрушившим крышу ангара на авиабазе Синтра.

Ва.65 фирмы Breda представлял собой весьма интересный пример создания многоцелевого самолета поля боя. Однако к началу Второй мировой войны его летные данные были уже недостаточными. Эти недостатки, к тому же, усугублялись неудачным выбором силовой установки. В итоге, участие Ва.65 в боях в Северной Африке было эпизодическим.

Схемы и чертежи Бреда Ba-65

Схемы и чертежи итальянского самолета Бреда Ba-65

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image