Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Боевые действия итальянских ВВС во время гражданской войны в Испании

30-е годы прошлого века были весьма деятельными для Италии. Дуче, едва страна оправилась от мирового кризиса, а её вооруженные силы немного «подкачали мышцы», взялся за реализацию своих имперских амбиций. Первой жертвой суждено было стать Эфиопии — единственному (кроме Либерии, находившейся под сильным влиянием США) независимому государству на Африканском континенте. Вся вина Эфиопии состояла в том, что территория этой страны находилась между двумя итальянскими владениями — Эритреей и Итальянским Сомали. Этого было вполне достаточно для агрессора, и 2 октября 1935 г. Италия объявила Эфиопии войну. 350-тысячной армии, несмотря на подавляющее превосходство в вооружении, понадобилось более полугода для того, чтобы сломить сопротивление Эфиопии. Поскольку Эфиопия располагала лишь горсткой устаревших самолетов, участие «Реджиа Аэронаутика» в войне свелось к разведке, бомбоштурмовым ударам (в т.ч. и с применением иприта) и транспортным перевозкам.

Фото истребителя итальянских ВВС Фиат CR.32

Фото истребителя итальянских ВВС Фиат CR.32, одним из первых прибывших в Испанию

Истребительная авиация в итальянских восточно-африканских владениях по состоянию на начало 1935 г. была представлена всего двумя эскадрильями, вооруженными устаревшими бипланами «Фиат» CR.20. В частности, в Эритрее дислоцировалась 106-я АЭ (16 самолетов), одно звено которой находилось на аэродроме Массауа, а второе — в Асэбе. В Итальянском Сомали базировалась 107-я АЭ (8 машин) в Горраэи и Лу Фернанди.

В последующие месяцы новые истребители практически не поступали, имеющиеся же постепенно списывались по износу. В итоге уже к октябрю 1936 г. 106-ю эскадрилью расформировали, а 107-ю перевооружили разведчиками Ro.1[1] — впрочем, такими же старыми, как и CR.20. Несколько уцелевших истребителей передали в 108-ю АЭ (Итальянское Сомали), где они эксплуатировались совместно с разведчиками Ro.37bis. Последние истребители этой части были списаны к концу 1937 г.

Первым настоящим испытанием для истребителей стала гражданская война в Испании.

***

18 июля 1936 г. в Испании вспыхнул бунт большинства армейских частей против левого правительства Народного фронта. Так началась продолжавшаяся без малого три года гражданская война, в которой прошли «крещение огнем» многие образцы боевой техники и были опробованы тактические концепции и приемы для будущей «большой» войны.

Противник итальянцев в Испании - Девуатин D.372

Противник итальянцев в Испании - Девуатин D.372

Итальянское правительство с самого начала встало на сторону мятежников, направив в Испанию свои войска. И если сухопутные части вступили в бой ближе к концу года, то авиация участвовала в конфликте с первых недель. Уже 25 июля Муссолини отдал распоряжение передать мятежникам 12 трехмоторных транспортных самолетов S.81 и 24 истребителя Фиат CR.32. Транспортники были перегнаны по воздуху и совместно с немецкими Ju- 52 приступили к переброске марокканских частей и подразделений Иностранного легиона из Марокко в Испанию.

14 августа в Мелилью (Испанское Марокко) морским путем доставили первую дюжину истребителей. Отряд возглавил капитан Винченцо Дегуаль (Vincenzo Dequal)[2]. Итальянские самолеты получили испанские опознавательные знаки и формально вошли в состав «Авиасьон дель Терцио» — авиации Иностранного легиона. «Фиат» CR.32 был прозван испанцами «Чирри» (Chirri — «Сверчок») из-за своего обозначения «CR».

К 21 августа после сборки и облета машин истребительная эскадрилья Дегуаля была сосредоточена на аэродроме Таблада возле Севильи. Первой боевой задачей для истребителей стало обеспечение ПВО войск мятежников в Андалузии, а также сопровождение собственных транспортных самолетов и бомбардировщиков. 27 августа в порт Виго на Атлантическом побережье Испании доставили ещё девять CR.32, составивших 2-ю истребительную эскадрилью «Авиасьон дель Терцио», а возглавил её тененте (лейтенант) Данте Оливеро (Dante Olivero). Звено из трех «Фиатов» в тот же день доставили в Пальма-де-Майорку.

Ньюпор-Деляж NiD-52 - противник ВВС Италии в гражданской войне в Испании

Ньюпор-Деляж NiD-52 - противник ВВС Италии в гражданской войне в Испании

Главными противниками пилотов «Чирри» в первые месяцы войны были авиаторы республиканских ВВС, летавшие на самолетах французской разработки, но в большинстве своем строившихся в Испании: разведчиках-бомбардировщиках «Бреге» Br.XIX и истребителях «Ньюпор» NiD.52. Эти машины в бою существенно уступали CR.32. Немногим лучше были и истребители «Девуатин», «Луар» и СПАД, прибывшие в Испанию в составе сформированной французскими антифашистами «Эскадры Эспанья» (эта часть также имела на вооружении двухмоторные бомбардировщики «Потэз» и «Блох»).

Уже 21 августа была зафиксирован первая воздушная победа эскадрильи Дегуаля: отражая налет республиканской авиации на Кордобу тененте Чеккерелли (Ceccherelli) вступил в бой с парой «Ньюпоров» и сбил одного из них. Об интенсивности боевой работы истребителей «Авиасьон дель Терцио» свидетельствует тот факт, что для Чеккерелли это был пятый боевой вылет за день! 27 августа над Гранадой Сеччерелли сбил ещё одного NiD.52 — на это раз победу с ним разделил сержант Маджистрини (Magistrini). А около полудня 28 августа открыло боевой счет звено из Пальма-де-Майорки: сержант Гуидо Карестиато (Guido Carestiato) сбил летающую лодку S.62.

Первоначально «Чирри» действовали малыми группами — парой-тройкой машин. Но 30 августа состоялся бой, вынудивший пересмотреть взгляды на тактику боевого применения. В тот день над Оропезой (у Мадрида) пара CR.32 столкнулась с тремя «Девуатинами» D.372 из «Эскадры Эспанья». Итог оказался плачевным: один «Сверчок» был сбит. Пилотировавший его тененте Монико (Monico) стал первым итальянским пилотом, погибшим в Испании. Вторая машина получила повреждения при посадке. В связи с этим командующий «Авиасьон дель Терцио» тененте-колонелло (подполковник) Бономи (Bonomi) отдал распоряжение осуществлять вылеты группами не менее чем из шести истребителей. При эскортировании групп бомбардировщиков предписывалось тройку «Фиатов» выделять для непосредственного сопровождения, а ещё 3-9 истребителей для обеспечения тактического превосходства над противником держать примерно в 1000 м выше бомбардировщиков. Поскольку республиканские истребители продолжали действовать в одиночку или парами, такая тактика принесла свои плоды — к концу октября 1936 г. итальянские истребители записали на свой счет 45 воздушных побед.

Сержант Гуидо Карестиато у своего Фиат CR.32

Сержант Гуидо Карестиато у своего Фиат CR.32

Поставки CR.32 из Италии продолжались, и к концу сентября «Авиасьон дель Терцио» располагала 36 машинами этого типа. Собственные боевые потери были незначительными: в течение сентября-октября в воздушном бою был сбит лишь один «Чирри». В октябре была сформирована 3-я истребительная эскадрилья, а 1-я с середины сентября носила названия «Ла Кукарача» (La Cucaracha), т.е. «Таракан» — по названию популярной в то время песенки. Наряду с наземным персоналом в составе истребительных частей появились и пилоты-испанцы. Первые четыре были зачислены в состав «Ла Кукарачи» в сентябре, а в их числе был и будущий лучший ас гражданской войны капитан Гарсия Морато (Garcia Morato), записавший на свой счет 40 побед.

В конце октября 1936 г. итальянцы впервые столкнулись с советскими самолетами — к тому времени в Испанию уже прибыли бомбардировщики СБ, истребители И-15 и И-16, штурмовики Р-5ССС. 28 октября группы СБ впервые нанесли бомбовые удары по нескольким целям, в числе которых был и аэродром Таблада. Четыре бомбардировщика появились над аэродромом как раз в то время, когда пилоты «Авиасьон дель Терцио» отмечали очередную годовщину похода Муссолини на Рим. В воздух смог подняться лишь один «Чирри», пилотируемый капитаном Саласой (Salasa) — одним из четырех испанцев, служащих в эскадрилье «Ла Кукарача». Саласа сбил одного СБ, а второго записали на свой счет зенитчики. 1 ноября в результате налета десяти СБ на аэродром Гамональ шесть «Фиатов» получили повреждения. А 4 ноября состоялся один из первых групповых воздушных боев с участием советских самолетов. В тот день девятка «Сверчков» вылетела на прикрытие 12 Ju 52 и пяти Ro.37. На подходах к Мадриду им встретилась пара республиканских бомбардировщиков «Потез» P.54. Пилоты «Ла Кукарачи», предчувствуя легкую добычу, устремились на бомбардировщики врага. И в это время над полем боя появились девять И-15, ведомые Петром Пумпуром. Пилоты «Фиатов», бросив преследовать бомбардировщики, развернулись навстречу новому врагу. Две группы истребителей сошлись в лобовой атаке, и бой сразу же распался на индивидуальные схватки. Обладавшие лучшей маневренностью И-15 обеспечили в этом бою определенные преимущества своим летчикам. В итоге было сбито два CR.32. Пилотировавший одного из них сержант Маджистрини погиб, а командиру эскадрильи капитану Дегуалю удалось спастись с парашютом. Ещё два «Фиата», получив повреждения, потерпели аварию при посадке. Как видим, уже в начальном периоде войны итальянским пилотам-истребителям пришлось столкнуться с отнюдь не слабым противником. Тем не менее CR.32 небезуспешно применялись вплоть до окончания конфликта.

Надпись на фюзеляже "Монико с нами" самолётов "Авиасьон дель Терцио" в память о погибшем тениенте Эрнесто Монико

Надпись на фюзеляже "Монико с нами" самолётов "Авиасьон дель Терцио" в память о погибшем тениенте Эрнесто Монико

В ноябре 1936 г. Германия официально направила в Испанию свои авиачасти — «Легион Кондор». В такой ситуации Муссолини также решил отбросить маскировку, и 31 декабря «Авиасьон дель Терцио» была реорганизована в «Авиацьоне Легионариа», а входящие в её состав части получили нумерацию в рамках общей системы «Реджиа Аэронаутика». К тому времени на счету пилотов CR.32 была 131 воздушная победа (и ещё 14 — с пометкой «вероятно»). 110 из них записали на свой счет итальянские пилоты, 16 — испанцы, воевавшие в «Ла Кукараче», ещё пять было плодом совместных усилий итальянцев и испанцев. Общее количество поставленных в Испанию «Фиатов» к январю 1937 г. достигло 120 единиц. Прибывали и новые пилоты, что позволило провести реорганизацию истребительных частей. В составе «Авиацьоне Легионариа» сформировали полнокровный истребительный стормо. Его I группу (1, 2 и 3-я эскадрильи) возглавил майор Фаньяни (Fagnani), а II (4, 5, 6-я эскадрильи) — тененте колонелло Канавери (Canaveri). В начале января несколько «Фиатов» передали франкистам — вместе с испанскими пилотами, ранее летавшими совместно с итальянцами.

В ноябре 1936 г. — январе 1937 г. основные боевые действия велись в районе Мадрида. В этот период активность авиации существенно ограничивали неблагоприятные погодные условия, иногда приводившие к потерям. Так, 29 января четыре «Сверчка» 5-й эскадрильи потеряли ориентировку из-за плохой погоды и сели на республиканской территории в районе Хаена и Андухара. Один самолет был разбит, а его пилот сержант Тромботто (Trombotto) погиб. Ещё две машины получили повреждения.

В апреле 1937 г. истребительные части «Авиацьоне Легионариа» прошли очередную реорганизацию, получив номера в рамках общей системы нумерации «Реджиа Аэронаутика». В частности, бывшие 4-я, 5-я и 3-я эскадрильи стали соответственно 24, 25 и 26-й. Они вошли в состав 16-й группы, получившей название «Кукарача». Возглавил её майор Джузеппе Касеро (Giuseppe Casero). 2-я, 1-я и 6-я эскадрильи стали 18, 19 и 20-й. Их объединили в 23-й группе «Ассо ди Бастони» (Asso di Bastoni — «Трефовые тузы»). Командование «тузами» принял майор Андреа Цотти (Andrea Zotti), будущий ас, имевший за плечами опыт службы в качестве пилота-инструктора в Китае. 3 мая была сформирована ещё одна группа — 6-я, получившая первоначально название «Леонелло» — по фамилии своего командира Эугенио Леонелло (Eugenio Leonello), но вскоре за ней закрепилось имя «Дьяволи Нери» (Diavoli Neri — «Черные дьяволы»). Поначалу в её состав вошли лишь две эскадрильи — 31-я и 32-я. 1 ноября группу пополнила 33-я эскадрилья. Все три группы составили 3-й истребительный стормо «Авиацьоне Легионариа». Помимо его, в Испании находилось ещё несколько итальянских частей, вооруженных CR.32. Прежде всего, это т.н. «тревожные звенья» (Sezioni Allarme), сформированные на важнейших аэродромах для обеспечения ПВО. На Балеарских о-вах в июле 1937 г. сформировали 10-ю отдельную истребительную группу в составе 101-й и 102-й эскадрилий.

Бипланы Fiat Cr.32 "Чирри" из состава "Авиасьон дель Терцио"

Бипланы Fiat Cr.32 "Чирри" из состава "Авиасьон дель Терцио"

Весной 1937 г. франкисты развернули наступление на севере Испании, имевшее целью овладение столицей Страны басков — Бильбао. Воздушное прикрытие здесь обеспечивала 16-я группа. Республиканцы смогли поначалу противопоставить «Фиатам» лишь одну эскадрилью И-15 с испанскими пилотами. Поэтому воздушные бои вплоть до начала лета не отличались особой интенсивностью. Лишь в июне отмечаются массовые схватки в воздухе. Например, 4 июня 10 «Сверчков» из 26-й эскадрильи встретились с 16 республиканскими И-15. Обе стороны заявили многочисленные победы. Так, итальянцы заявили об уничтожении семи вражеских самолетов. Два из них записал на свой счет командир эскадрильи капитан Виола (Viola), а один — известный ас сержант маджоре (старший сержант) Гуидо Пресель (Guido Presel). На деле же был потерян лишь один И-15.

5 июня 26-я эскадрилья штурмовала аэродром Соморростро, уничтожив на земле шесть И-15. Два из них пришлись на долю Преселя. Но пока пилоты «Сверчков» увлеченно обстреливали наземные цели, над аэродромом появился единственный И-15 — его перегонял после ремонта из Сантандера пилот Рафаэль Магринья (Rafael Magrina). Мгновенно оценив ситуацию, он зашел со стороны солнца, пристроившись в хвост самолету тененте Риччи (Ricci). Заметивший это Пресель бросился на выручку командиру, пытаясь маневрированием отвлечь противника — патронов у него, увы, уже не оставалось… Магринья сбил итальянского аса, на счету которого было 14 индивидуальных воздушных побед и 10 — в группе. Посмертно Пресель был удостоен высшей итальянской военной награды — Золотой медали за храбрость.

9 июня Бильбао пал, и бои переместились вновь в район Мадрида. 6 июля 1937 г. республиканские войска начали крупное наступление, вылившееся в кровопролитное сражение у г. Брунете. Первоначально здесь действовала 23-я группа, имевшая к началу боев 29 «Фиатов» (из них 17 исправных) и дислоцировавшаяся на аэродроме Торрихос-Барсиенсе. 9 июля с Северного фронта перебросили и 16-ю группу.

Уже в первый день боев у Брунете пилотам 19-й и 20-й эскадрилий пришлось четырежды подниматься в воздух для отражения налетов республиканской авиации. Истребители «Авиацьоне Легионариа» в тот день заявили об уничтожении одного СБ, трех одномоторных бомбардировщиков и дюжины истребителей — 7 И-15 и 5 И-16. Один из И-16 стал первой победой майора Цотти. Собственные потери составили один CR.32, пилотировавший его соттотененте (младший лейтенант) Верчеллио (Vercellio) погиб. На следующий день 14 «Фиатов» отражали налет девятки P-Z, прикрываемых 17 истребителями (9 И-15 и 8 И-16). Итальянцы сумели сбить три P-Z и семь истребителей, один из которых на счету Цотти. Как видим, массовые воздушные бои с участием десятков самолетов с обеих сторон становились в Испании обычным делом.

Фото Фиат CR.32 из состава 16-й истребительной группы "Ла Кукарача"

Фото Фиат CR.32 из состава 16-й истребительной группы "Ла Кукарача"

Битва у Брунете завершилась 27 июля 1937 г. переходом обеих сторон к обороне. За самоотверженность в этих боях 23-я группа получила высокую награду от Франко — «Коллективную военную медаль».

6-я группа летом 1937 г. участвовала в боях на Сантандерском фронте. Именно там отличился командир 32-й эскадрильи капитан Эрнесто Ботто (Ernesto Botto). Его боевое крещение состоялось 16 июля, когда пятерка «Сверчков» схватилась с 13 И-16. К численному преимуществу республиканских истребителей добавилось и тактическое — пилоты И-16 зашли сверху. Несмотря на это, в ожесточенной 20-минутной свалке было сбито два И-16 без потерь со своей стороны. Победы разделили на всех участников боя — схватка была настолько беспорядочной, что установить, кто же конкретно отправил на землю вражеские самолеты, не представлялось возможным. А 6 августа Ботто записал на свой счет первые индивидуальные победы, сбив два И-16, пытавшихся перехватить разведчик Ro.37. В общей же сложности к концу лета 6-я группа сбила 15 вражеских самолетов.

С конца августа 1937 г. все три группы 3-го стормо участвовали в воздушном сражении над Арагоном — в этом районе республиканские войска в ночь на 24 августа начали наступление, пытаясь сдержать продвижение франкистов. С 25 по 29 августа 23-я группа провела шесть крупных воздушных боев, записав на свой счет 32 воздушные победы[3]. Четыре из них пришлись на долю майора Цотти. Собственные потери составили три CR.32, два пилота погибли, а один попал в госпиталь. 16-я группа за тот период лишь однажды имела шанс помериться силами с врагом — 28 августа над Фуэнтес де Эбро её пилоты сбили семь истребителей противника (республиканцы, правда, подтвердили потерю лишь одного И-15). В то же время были сбиты три «Сверчка», а их пилоты попали в плен.

Итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81 в сопровождени истребителей CR.32 бомбит Мадрид

Итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81 в сопровождени истребителей CR.32 бомбит Мадрид

Ещё один крупный воздушный бой с участием истребителей «Авиацьоне Легионариа» состоялся 12 октября 1937 г. над Медианой на Арагонском фронте. В тот день 18 «Фиатов» из 6-й группы (по девять из 31-й и 32-й эскадрилий) встретились в воздухе с 13 И-15 и 19 И-16, в большинстве пилотируемыми советскими летчиками. Результат оказался плачевным для итальянцев — было уничтожено пять CR.32, причем два из них столкнулись в воздухе. Один пилот погиб, ещё четверо попали в плен. Три «Фиата» вернулись на аэродром сильно поврежденными. Капитан Ботто сбил один И-16, добившись пятой индивидуальной победы. Но минуту спустя он был ранен. Хотя капитан и сумел дотянуть до аэродрома Сарагоса-Санхурхо, но в итоге правую ногу пришлось ампутировать. Полгода проведя в госпитале, Ботто в мае 1938 г. с триумфом прибыл в Италию, где Муссолини наградил его Золотой медалью за храбрость. Отважный пилот на протезе сумел вернуться к летной работе, и даже возвратился вновь в Испанию. После этого 6-я группа приняла название «Гамба ди Ферро» (Gamba di Ferro) — «Железная нога», в честь Эрнесто Ботто.

Очередная эскалация войны в воздухе началась в декабре 1937 г., когда франкисты развернули очередное наступление на Мадрид. В течение зимы шли ожесточенные бои на Теруэльском фронте. Итальянские пилоты-истребители дебютировали здесь 4 января 1938 г., когда 24 CR.32 из 23-й группы, ведомые майором Цотти, перехватили девять P-Z, сопровождаемых 28 И-15 и И-16. Несмотря на столь многочисленный эскорт, итальянцы сумели сбить четыре и повредить два P-Z, прежде чем в дело вмешались республиканские истребители. Майор Цотти сошелся в лобовой атаке с И-15 лейтенанта Капустина и сбил его, причем пилот спасся на парашюте. Самолет Цотти получил семь пулевых пробоин, но майор сумел благополучно вернуться на аэродром. В последующие дни в битву у Теруэли включились 6-я и 16-я группы.

В 1938 г. основную тяжесть воздушных боев принимают на себя франкистские истребительные части, вооруженные теми же «Фиатами» CR.32. Возросла численно и качественно истребительная авиация Легиона «Кондор», получившая наряду с бипланами Хейнкель He-51 (кстати, показавшими себя хуже, чем CR.32) новые истребители «Мессершмитт» Bf-109. Но и итальянцы продолжали находить возможность отличиться. Весной 1938 г. группы 3-го стормо действовали на Теруэльском фронте и поддерживали наступление на Валенсию. Летом основные их усилия были сосредоточены на Средиземноморском побережье. Перечислить все боевые эпизоды с участием «Сверчков» не представляется возможным, поэтому остановимся на наиболее характерных. Если испанские и германские истребители в это время в основном привлекались для сопровождения собственных бомбардировщиков, то на итальянцев возлагались задачи ПВО. Как правило, истребители патрулировали воздушное пространство группами не менее 10 самолетов. Например, 18 июля 12 «Фиатов» 23-й группы барражировали в районе южнее Барракаса. Они встретили 24 И-15, штурмовавших войска франкистов. Прикрывало штурмовиков такое же количество И-16. Республиканские истребители применили отработанную тактику эшелонирования по высоте, пытаясь ограничить самолетам противника пространство для маневра и загнать их вниз, под огонь И-15. Итальянцы же, напротив, держались сомкнутой группой. В итоге три И-16 и три И-15 были сбиты, а ещё три И-16, получив повреждения, совершили вынужденные посадки. В числе последних был и лейтенант Сергей Грицевец, будущий советский ас. Собственные потери итальянцев составили две машины.

Трофейный Fiat CR.32bis испытывался советскими летчиками на аэродроме Лос-Альканзарес

Трофейный Fiat CR.32bis испытывался советскими летчиками на аэродроме Лос-Альканзарес.

23 июля Цотти, повышенный в звании до тененте колонелло, сдал командование 23-й группой. В своем отчете он приводит интересную статистику. За период с 23 апреля 1937 г. по 23 июля 1938 г. группа потеряла 42 самолета — 27 в бою и 15 в летных происшествиях. В то же время, в качестве пополнения было получено 33 машины CR.32, и по состоянию на 23 июля в группе насчитывалось 24 истребителя. Общий налет за указанный период составил 13790 часов. Группа выполнила 337 боевых заданий, сбив 143 вражеских самолета (ещё 19 побед засчитали как вероятные). Погибло семь пилотов, пять попали в плен, и пять получили ранения.

В августе 1938 г. все три группы 3-го стормо вместе с двумя испанскими истребительными авиагруппами, также летавшими на CR.32, и германской группой «Мессершмиттов» участвовали в боях на р. Эбро, отбивая наступление республиканцев. Примерно 180 франкистским истребителям противостояли 120 республиканских — две эскадрильи И-15 и семь И-16. В сентябре итальянские истребители переключились с задач ПВО на сопровождение бомбардировщиков. Так, 5 сентября «Фиаты» 16-й и 23-й групп сопровождали бомбардировщики Савойя-Маркетти S.81 в налете на цели в районе Гандеса. В завязавшемся бою с обеих сторон участвовало около 100 истребителей. Республиканцы потеряли пять И-15 и четыре И-16, с итальянской стороны потерь не было, хотя некоторые «Сверчки» вернулись на аэродром с пробоинами.

Итальянский истребитель Фиат G.50 из состава 23-й эскадрильи "Авицьоне Легионариа"

Итальянский истребитель Фиат G.50 из состава 23-й эскадрильи «Авицьоне Легионариа».

27 сентября 6-я группа была расформирована. Это стало следствием Мюнхенского кризиса. Отношение Италии к этому соглашению было далеко неоднозначным, и Муссолини предпринимал шаги к укреплению собственной авиации. Пилоты 6-й группы, сдав свои самолеты испанцам, возвратились на родину. Оставшиеся же две группы продолжили свой боевой путь. За период с 18 сентября по 15 ноября они провели девять воздушных боев, записав на свой счет 57 сбитых истребителей и два бомбардировщика (правда, впоследствии было подтверждено лишь 16 побед). Собственные потери составили три CR.32. Два пилота погибли, один попал в плен.

23 декабря франкисты начали решающее наступление на р. Эбро. Итальянские истребители действовали на центральном участке фронта. В начале 1939 г. в Испанию прибыли 12 новых истребителей-монопланов «Фиат» G.50 «Фреччиа». Ими вооружили т.н. «экспериментальный отряд» (Reparto Sperimentale) при 23-й группе. Командование над ним принял капитан Марио Бонцано (Mario Bonzano), ранее командовавший 18-й эскадрильей. Но в бою опробовать новые «Фиаты» не пришлось — к тому времени республиканская авиация была практически парализована. При этом три самолета были потеряны по техническим причинам.

В боях над Испанией итальянские пилоты приобрели бесценный опыт и снискали славу. Имена асов — Эрнесто Ботто, Андреа Цотти, Гуидо Преселя и многих других — не сходили со страниц прессы. Итальянские истребители CR.32 в боях над Испанией показали свое превосходство над самолетами французского и советского производства. Но при этом война существенно подорвала ресурсы «Реджиа Аэронаутика» — в Испанию было отправлено в общей сложности 713 самолетов, в том числе 418 истребителей. Требовалось количественное и качественное усиление — и как раз в то время, когда завершались бои в Испании, разворачивалось производство новых истребителей G.50, Макки МС.200 и Фиат CR.42.

Война в Испании дала хороший повод для сравнения CR.32 с другими самолетами-истребителями, прежде всего, с советскими. Итальянская машина отличалась неплохой маневренностью, а больший по сравнению с И-15 вес оборачивался преимуществом: «Фиат» имел большую скорость пикирования. Существенными плюсами «Сверчка» была дальность полета, превышавшая таковую у И-15 и И-16 примерно в полтора раза, и хорошая боевая живучесть, обеспеченная цельнометаллической конструкцией. Последнюю отлично продемонстрировал случай, когда итальянский истребитель в бою столкнулся с И-16 и вернулся на аэродром без половины нижнего крыла. И-16 этого столкновения не пережил…

В 1937 г. два трофейных «Фиата» были доставлены в СССР. Один из них удалось восстановить до летного состояния и испытать в полете. Летные качества CR.32, определенные в учебных боях с истребителем И-16 и бомбардировщиком СБ, оценили довольно низко. А вот многие конструктивные решения самолета вызвали интерес: эффективные амортизаторы стоек шасси и тормоза колес, наличие бортового компрессора, подкачивающего воздух в баллон пневмосистемы, противопожарное оборудование, пневмоприводы перезарядки и спуска пулеметов.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Ro.1 — лицензионный вариант голландского разведчика «Фоккер» C.V, производившийся фирмой IMAM. []
  2. Под этим испанским псевдонимом скрывался Париде Лимонези (Paride Limonesi) из 1-го истребительного стормо. Помимо него, в отряд входило ещё 11 пилотов и 6 человек механиков и мотористов — все добровольцы. Наземный персонал был пополнен испанцами. []
  3. Правда, последующее сравнение со статистикой потерь республиканской авиации подтверждает только 10 из них. Таким образом, далеко не в последний раз имеем возможность убедиться в том, что статистика воздушных побед — понятие весьма относительное. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image