Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

CAMS-37

Летающая лодка CAMS-37

Летающая лодка-биплан с толкающим двигателем CAMS-37

CAMS 37 — одномоторный гидросамолет-биплан цельнодеревянной конструкции. Двигатель с толкающим винтом устанавливался на стойках под верхним крылом.

Разработка, которую возглавил М. Юрель, началась в 1922 г., когда французский флот объявил технические требования к самолету категории R3b — трехместному разведчику с возможностью старта с катапульты. Первоначальный проект CAMS 32 был отвергнут заказчиком из-за чрезмерной массы. Облегченный и несколько уменьшенный вариант получил обозначение CAMS 37.

Два прототипа CAMS 37 — чистый гидросамолет и амфибия — вышли на испытания летом 1926 г. Первый прототип комплектовался 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения «Лоррэн-Дитрих» LD 12Db (400 л.с), второй — «Лоррэн-Дитрих» LD12Eb (450 л.с). По результатам испытаний была заказана первая партия из 15 амфибий CAMS 37А, поставки которых начались в октябре 1928 г.

До 1935 г. выпустили 332 самолета, включая небольшое количество гражданских машин.

Основные модификации летающей лодки CAMS 37

  • CAMS 37А — амфибия с двигателем LD12Eb (450 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,7-мм пулемета «Льюис» (по 2 на носовой и верхней турелях). Масса бомбовой нагрузки — 300 кг (4 75-мм бомбы на подкрыльевых узлах). Экипаж — 3 чел. Изготовлено 110 единиц, в т.ч. 7 машин для Португалии с моторами HS 12 Gb (450 л.с).
  • CAMS 37.2 — аналог CAMS 37А, но в варианте чистого гидросамолета, без колесного шасси. Выпущено 45 машин.
  • CAMS 37А.3 — два самолета с усиленным фюзеляжем.
  • CAMS 37А.6 — пассажирский вариант с закрытой кабиной для перевозки высокопоставленных офицеров.
  • CAMS 37А.7 (CAMS 37Lia) — невооруженный связной вариант. Изготовлено 36 самолетов (в т.ч. переделанных из CAMS 37А).
  • CAMS 37А.9 — пассажирский вариант с металлическим набором фюзеляжа.
  • CAMS 37.10 — гражданский почтовый вариант, приспособленный для старта с катапульты. Изготовлено 2 самолета.
  • CAMS 37.11 (CAMS 37Е) — четырехместный невооруженный учебный гидросамолет-биплан. Выпущено 110 единиц.
  • CAMS 37.12 — гражданский вариант с четырехместной пассажирской кабиной.
  • CAMS 37.13 (CAMS 37bis) — катапультный гидросамолет с металлическим фюзеляжем.

Летно-технические характеристики

  • Двигатель: Лоррэн-Дитрих LD12Eb
  • мощность, л.с.: 450
  • Размах крыла, м.: 14,50
  • Длина самолета, м.: 11,43
  • Высота самолета, м.: 4,21
  • Площадь крыла, кв. м.: 60,77
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2170
  • нормальная взлетная: 3000
  • максимальная взлетная: 3125
  • Максимальная скорость, км/ч: 176
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 8
  • 2000 м.: 19
  • Потолок, м.: 3400
  • Дальность полета, км.: 950

Боевое использование гидросамолетов CAMS 37

Гидросамолеты CAMS-37 неплохо показали себя в качестве патрульных разведчиков

Гидросамолеты CAMS-37 неплохо показали себя в качестве патрульных разведчиков

Поставки CAMS 37 в морскую авиацию начались в 1928 г. Поначалу этими самолетами вооружили береговые эскадрильи 2S1, 3S1 и 4S1, а в 1929 г. в Сен-Назере провели испытания по старту с установленной на берегу катапульты системы «Пеноэ». Это открыло новому гидросамолету путь на корабли. На крейсерах эти самолеты пришли на смену более легким машинам FBA 17. Принятие на вооружение CAMS 37 существенно увеличило возможности воздушной разведки — ведь эта машина более чем в 2,5 раза превосходил FBA 17 по дальности полета (950 км против 360 км). Наличие пулеметов позволяло противостоять вражеским истребителям, отнюдь не лишним в бою могло стать и бомбовое вооружение. Но служба на боевых кораблях оказалась непродолжительной. С 1935 г. CAMS 37 начали переводить в учебные части. В частности, их эксплуатировала эскадрилья 8S1. Несколько CAMS 37.11 из её состава были приписаны к учебному крейсеру «Жанна д’Арк».

К началу Второй мировой войны CAMS 37 служили только во вспомогательных и учебных частях. В составе морской авиации числилось около 30 самолетов этого типа — преимущественно учебных CAMS 37.11. 19 из них находилось в метрополии, но лишь четыре из них были в летном состоянии, остальные требовали ремонта. После объявления мобилизации часть гидросамолетов ввели в строй, что позволило укомплектовать ими развертываемые эскадрильи 2S2 (Рошфор-сюр-Мер) и 2S4 (Ланвеок) — по 6 самолетов. Машины этих частей использовались для патрулирования прибережных вод, но, ввиду изношенности матчасти, первую из них в начале 1940 г. перевооружили сухопутными самолетами, а вторую расформировали в августе 1940 г.

Две машины CAMS 37Lia по состоянию на май 1940 г. находились во Французском Индокитае, в составе 5-й индокитайской эскадрильи (эта часть относилась не к морской авиации, а к ВВС). В войне с Таиландом они не участвовали и были списаны к 1941 г. Один такой гидросамолет имелся в эскадрилье 8S5, базировавшейся на Таити. После перехода этой колонии в июле 1940 г. на сторону голлистов CAMS 37 вошел в состав авиации Свободной Франции, но был списан по износу в январе 1941 г.

Морская авиация Португалии получила 7 самолетов CAMS 37А. В ходе эксплуатации с них демонтировали колесное шасси, превратив амфибии в чистые летающие лодки. В Португалии CAMS 37А числились морскими бомбардировщиками, прослужив в этом качестве до конца 30-х гг.

Самолет CAMS 37 во французской морской авиации стал настоящим «мастером на все руки» — после завершения его карьеры как боевой машины он широко применялся как учебный и связной. Однако к началу Второй мировой войны CAMS 37 был уже крайне устаревшим и заметной роли в ней не сыграл.

Схемы и чертежи летающей лодки CAMS-37

Схемы и чертежи гидросамолета CAMS 37

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image