Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

CAMS 55

Двухмоторная летающая лодка второй мировой CAMS-55

Двухмоторная летающая лодка Второй мировой войны CAMS-55

В середине 20-х гг. в конструкторском бюро CAMS под руководством М. Юреля была спроектирована цельнодеревянная транспортная летающая лодка CAMS 51 — двухмоторный биплан с двигателями, установленными тандемом между верхним и нижним крыльями. Построили три экземпляра, в т.ч. прототип морского разведчика CAMS 51R3, но, несмотря на то что на самолете был установлен мировой рекорд высоты полета с грузом 2000 кг, в полномасштабное производство самолет не попал. Однако потенциал, заложенный в конструкции, позволил создать удачный почтово-пассажирский гидросамолет CAMS 53, выпускавшийся с 1928 г. (построено около 30 самолетов). На его базе создали военный вариант CAMS 55, отличающийся наличием вооружения, составом бортового оборудования, а также характерной формой остекления носовой кабины, обеспечивающей хороший обзор вниз.

ВМС Франции первоначально заказали предсерийную партию из четырех единиц, изготовленную в течение 1928 г. Два самолета, оборудованные 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 9Акх (480 л.с), получили обозначение CAMS 55J, а ещё два, получившие 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Lbr (600 л.с), — CAMS 55H.

Испытания не выявили однозначного преимущества какого-либо варианта, и впоследствии серийно строились гидросамолеты с обоими типами силовой установки.

Поставки серийных машин с завода в Шартрвилле начались в 1930 г. До середины 1935 г. изготовили 112 единиц CAMS 55.

Основные модификации гидросамолетов CAMS-55

  • CAMS 55.1 — двигатели HS 12Lbr (600 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,7-мм пулемета «Льюис», установленных по 2 на носовой и верхней турелях. Последнюю выполнили перекатывающейся от борта к борту, что позволило увеличить углы обстрела при достаточно широком фюзеляже. Масса бомбовой нагрузки — 300 кг (4 75-мм бомбы на подкрыльевых узлах). Экипаж — 5 чел. Выпущено 43 самолета.
  • CAMS 55.2 — моторы GR 9Акх (480 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение, а также состав экипажа аналогичны CAMS 55.1. Изготовлено 29 единиц.
  • CAMS 55.10 — двигатели GR 9KBr (530 л.с). Вооружение и состав экипажа соответствуют предыдущим модификациям. Выпущено 32 самолета, 16 из которых получили цельнометаллические подкрыльевые поплавки вместо деревянных, а 4 последние машины построили в «колониальном» исполнении, отличающемся более мощной радиостанцией.

Существовали в единственном экземпляре модификации CAMS 55.3, 55.6, 55.11 и 55.14. В основном они отличались введением металлического набора лодки-фюзеляжа и подкрыльевых поплавков, а также другими усовершенствованиями. Ещё несколько вариантов CAMS 55 (в т.ч. четырехмоторных) не были реализованы даже в прототипах.

Летно-технические характеристики CAMS 55

  • Двигатели: Гном-Рон GR 9KBr
  • мощность, л.с.: 530
  • Размах крыла, м.: 20,40
  • Длина самолета, м.: 15,03
  • Высота самолета, м.: 5,41
  • Площадь крыла, кв. м.: 113.5
  • Масса, кг:
  • пустого самолета.: 4642
  • нормальная взлетная: 6530
  • максимальная взлетная: 6900
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 216
  • Крейсерская: 151
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м.: 7,5
  • 2000 м.: 18
  • Потолок, м.: 3400
  • Дальность полета, км.: 1300

Боевое использование летающих лодок CAMS 55

Поставки CAMS 55 в строевые части начались в 1930 г. Первой их получила эскадрилья 3Е1 в Вере, затем — 4Е1 в Карубе (Тунис). Впоследствии CAMS 55 поступили в эскадрильи 1Е1, 3Е2 и 3ЕЗ. Но уже с 1936 г. CAMS 55 в боевых частях начали заменять новыми гидропланами Бреге Br.521 «Бизерта». Из эскадрилий дальней разведки CAMS 55 передавали в ближнеразведывательные части — например, в мае 1934 г. они заменили одномоторные летающие лодки CAMS 37 в 4S1.

К августу 1939 г. в составе морской авиации Франции числилось 29 CAMS 55, но все они служили только в учебных и вспомогательных частях. Однако в результате мобилизационного развертывания такие гидросамолеты вновь появились в боевых эскадрильях. По состоянию на 20 сентября пять CAMS 55.10 имелось в эскадрилье 1S1 (Шербур), три — в 2S1 (Ланвеок), два CAMS 55.1 и один 55.10 — в 3S4 (Берре), два CAMS 55.1 — в 8S5 (Папеэте, о. Таити). Гидропланы выполняли обычный для самолетов этого класса спектр задач, осуществляя патрулирования морских акваторий, а также поисково-спасательное обеспечение. Несмотря на физический износ, CAMS 55 продолжали нести службу вплоть до поражения Франции. 10 мая 1940 г. в боевых частях в метрополии числилось ещё 18 таких машин — все модификации 55.10 (6 в 2S1, 9 в 4S1 и три в 3S4). К августу 1940 г. все остававшееся в строю CAMS 55 были списаны. Исключение составили два самолета, находившиеся на Таити. После перехода этой колонии на сторону голлистов они вошли в состав эскадрильи 20S авиации Свободной Франции и были списаны лишь в январе 1941 г.

Неплохие для начала 30-х гг. характеристики CAMS 55 к сентябрю 1939 г. были уже явно недостаточными. Несмотря на это, летающие лодки CAMS 55 успели поучаствовать во Второй мировой войне, хотя и на второстепенных ролях.

Схемы и чертежи летающей лодки ВВС Франции CAMS-55

Чертежи летающей лодки Второй мировой CAMS-55

Чтобы посмотреть картинку в большем размере — кликните на ней мышкой. Для того, чтобы скачать чертежи CAMS-55 кликните правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить как».

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image