Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Дорнье Do-17

Разведывательная модификация бомбардировщика Люфтваффе Дорнье ДО-17FСамолет, ставший, пожалуй, наиболее полным воплощением популярной в 30-е гг. в Германии концепции скоростного бомбардировщика — Schnellbomber. Разработка под руководство К. Дорнье началась в 1932 г. как скоростной пассажирской машины, но в этом качестве самолет оказался непригодным из-за малого миделя фюзеляжа и, как следствие, крайне тесных пассажирских кабин. А вот как бомбардировщик и дальний разведчик машина нашла широкое применение. Самолет Do-17 представлял собой трехместный двухмоторный высокоплан цельнометаллической конструкции с двухкилевым оперением и убирающимся шасси.

Первый прототип Do 17с (впоследствии Do 17V1) с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения BMW IV 7,3 был облетан 23 ноября 1934 г. В общей сложности было построено 3 прототипа и 11 предсерийных машин. Серийный выпуск начался в конце 1936 г. Общий объем производства, продолжавшегося до 1940 г., составил порядка 1700 самолетов.

Технические характеристики самолетов Do 17

Модификация: Do 17Е
Тип двигателей: BMW VI
Взлетная мощность, л.с.: 730
Размах крыла, м.: 18
Длина самолета, м.: 16,25
Высота самолета, м.: 4,32
Площадь крыла, кв. м.: 55
Масса, кг
пустого самолета: 4500
взлетная: 7040
Максимальная скорость, км/ч: 357
Скороподъемность, м/с : 6,1
Время набора высоты 2000 м, мин.: 5,5
Потолок, м.: 5100
Дальность полета, км.
Максимальная: 1500
с максимальной бомбовой нагрузкой: 500

Основные модификации Дорнье До-17

Do 17Е — двигатели BMW IV 7,3 (730 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,92-мм пулемет MG 15 в верхней установке, позже стали монтировать ещё 1 такой же в нижней люковой установке. Масса бомбовой нагрузки — 500 кг (в перегруз — 750 кг). Экипаж — 3 чел. Выпускались варианты Do 17Е-1, Е-2 и Е-3, отличающиеся мелкими усовершенствованиями.

Do 17F — разведывательный вариант. Силовая установка и стрелковое вооружение аналогичны Do 17Е, в бомбоотсеках установлены АФА. Выпускались варианты Do 17F-1 и F-2.

Общий объем выпуска Do 17E/F составил 536 машин, из них 328 Do 17Е и 77 Do 17F произвела фирма-разработчик, остальные — «Хеншель», «Зибель» и «Гамбургер Флюгцойгбау».

Do 17М — 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения Bramo 323А-1 (900 л.с). Стрелковое вооружение — 3 пулемета MG 15 (в носовой, верхней и нижней подвижных установках). Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг. Экипаж — 3 чел. Фирма «Дорнье» изготовила 200 самолетов.

Do 17Р — разведывательный вариант с 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения BMW 132N (865 л.с). Стрелковое вооружение соответствует Do 17М, бомбовое отсутствует. Выпущено 330 самолетов (8 — «Дорнье», 149 — «Гамбургер Флюгцойгбау», 100 — «Хеншель» и 73 -«Зибель»).

Do 17К — экспортный вариант для Югославии на базе Do 17М. Двигатели — 14-цилиндровые воздушного охлаждения GR 14NO (980 л.с), выпускавшиеся в Италии по французской лицензии. Размещение стрелкового вооружения соответствует Do 17М, но применены 7,92-мм пулеметы «Браунинг» бельгийского производства. С октября 1937 г. по апрель 1939 г. из Германии поставлено 37 самолетов Do 17Ka-1, Кa-2 и Ka-3, а в 1939-1941 гг. на предприятии ДФА в Кральево собрано по лицензии 33 самолета Do 17Kb-1, Kb-2 и Kb-3.

Do 17U — самолет-целеуказатель для наводки бомбардировщиков. Двигатели DB 600А. Изготовлено 15 экземпляров — 3 Do 17U-0 и 12 Do 17U-1.

Do 17Z — применена новая кабина увеличенных размеров с большой площадью остекления. На варианте Do 17Z-0 устанавливались двигатели Bramo 323А-1, стрелковое вооружение аналогично Do 17М. На Do 17Z-1 добавлен четвертый пулемет MG 15, стреляющий вперед. Масса бомбовой нагрузки — 500 кг. Do 17Z-2 получил моторы Bramo 323Р (1000 л.с.) и 2 дополнительных пулемета MG 15 в боковых окнах, масса бомбовой нагрузки — 1000 кг. Do 17Z-3 — разведчик-бомбардировщик с сохраненным задним бомбоотсеком и возможностью подвески 500 кг бомб. В 1938-1940 гг. выпустили около 500 Do 17Z в бомбардировочных вариантах и 22 Do 17Z-3; кроме того, в небольшом количестве строились ночные истребители Do 17Z-10.

Боевое использование Дорнье ДО-17

Поставки Do 17 в строевые части начались в первые месяцы 1937 г. и шли весьма интенсивно. К концу 1938 г. Do 17Е вооружили 11 групп в составе 4 эскадр. При этом уже в 1938 г. началась постепенная передача Do 17Е в школы — на смену им поступали Do 17М, а с начала 1939 г. — Do 17Z. Дебютировали «Дорнье» в гражданской войне в Испании, правда, там они использовались, главным образом, как разведчики: в январе 1937 г. на Пиренеи прибыли 5 Do 17Е, весной того же года — 15 Do 17F, в июле — ещё 12 Do 17E/F, а осенью 1938 г. — 10 Do 17Р. После службы в легионе «Кондор» уцелевшие самолеты передали франкистам.

К началу Второй мировой войны Люфтваффе располагало 9 бомбардировочными группами Do 17, насчитывавшими 370 самолетов. 212 из них относились к новейшей модификации Do 17Z, остальные — Do 17Е и М. Все они были брошены в бой против Польши. Первую для Do 17 боевую задачу в начавшейся войне выполнил один из отрядов III/KG 3. Самолеты около 5.30 1 сентября нанесли удар по предмостным укреплениям у Тчева. Основной задачей первого дня войны стали бомбежки польских аэродромов. Впоследствии Do 17 переключились на работу по промышленным объектам и административным центрам. Так, самолеты из эскадры KG 77 бомбили Лодзь, Томашув, Скерневице, Кельце и Ченстохову. На второй неделе боев в Польше главными целями для Do 17 стали железные дороги в восточной части страны. 25 сентября эскадра KG 77 в полном составе (около 100 самолетов) приняла участие в большом налете на Варшаву. 27 сентября самолеты Do 17 выполнили последние вылеты в Польше, целью которых была крепость Модлин. В общей сложности в ходе Польской кампании было потеряно 53 Do 17-28 бомбардировщиков и 25 разведчиков.

К операции по захвату Дании и Норвегии бомбардировщики Do 17 ввиду недостаточной дальности полета не привлекались — здесь действовали только разведчики. В блицкриге на Западе в мае-июне 1940 г. участвовали все 12 имеющихся к тому времени групп Do 17Z. Поначалу они действовали по аэродромам и узлам коммуникаций. Лишь 25 мая самолеты KG 77 впервые нанесли удар по французским соединениям, пытавшимся атаковать под Амьеном. В последующие дни Do 17Z бомбили Дюнкерк, наносили удары по аэродромам в районе Парижа.

В «битве за Британию» участвовало 8 групп Dornier Do 17Z -эскадры KG 2 и KG Зв полном составе, а также I и HI/KG 76. На первом этапе «Дорнье» действовали, главным образом, над Ла-Маншем, пытаясь парализовать судоходство. Непосредственно над Британией они наиболее активно действовали в августе-сентябре 1940 г., нанося удары, главным образом, по аэродромам.

3 группы Do 17Z (I и III/KG 2, III/KG 3) участвовали в операции «Марита» против Югославии и Греции в апреле 1941 г. Самолеты бомбили Белград и другие югославские города, а 17 апреля их главными целями стали греческие порты и аэродромы. Балканская кампания обошлась Люфтваффе в 29 потерянных Do 17Z и Do 17Р.

ВВС Югославии к моменту нападения Германии располагали 60 исправными Do 17К, сведенными в 63-ю и 64-ю группы 3-го БАП. За время войны они выполнили 140 боевых вылетов, из них 9 — по вражеским аэродромам и 131 — по скоплениям войск.

К началу операции «Барбаросса» количество групп, вооруженных Dornier Do 17Z, сократилось до трех. Все они вошли в состав сил, выделенных для участия в этой операции, действуя в полосе группы армий «Центр». На 22 июня 1941 г. в них числилось 98 самолетов (62 исправных). В первых боевых вылетах во время операции «Барбаросса» группы Do 17Z действовали по советским аэродромам. Основным вариантом боевой нагрузки при этом были 2-кг осколочные авиабомбы SD 2. 6 августа 1941 г. 8-й авиакорпус, включавший вооруженные Do 17Z группы I/KG 2 и III/KG 3, передали в подчинение командования 1-го воздушного флота. Теперь вектор их применения с западного направления был изменен на северо-западное — бомбардировщики поддерживали наступление 18-й армии, стремившейся перерезать железнодорожную магистраль Москва-Ленинград. Удары наносились не только по объектам инфраструктуры, но и по наземным частям. Но постепенно Do 17Z заменялись более современными самолетами. В начале ноября I/KG 2 вывели с фронта для перевооружения, III/KG 3 последовала за ней в конце декабря 1941 г. В дальнейшем на Восточном фронте на Do 17Z действовал лишь хорватский отряд 10.(Kroat)/KG 3. В немецких частях Люфтваффе самолеты Do 17 применялись впоследствии лишь в качестве буксировщиков планеров.

Болгария в 1940-1942 гг. получила 24 Do 17Р и 6 бывших югославских Do 17К. Самолеты участвовали в прикрытии конвоев в Эгейском море, патрулировали подступы к Дарданеллам и вели разведку минных полей. После перехода Болгарии в сентябре 1944 г. на сторону антигитлеровской коалиции «Дорнье» участвовали в боях против вермахта, выполнив около 350 боевых вылетов.

Хорватия, помимо отправленного на Восточный фронт отряда, вооруженного Do 17Z, эксплуатировала «Дорнье» и в частях, дислоцированных на собственной территории. С июля 1942 г. Германия передала Хорватии 11 бывших югославских Do 17К, в феврале-марте 1943 г. — 30 Do 17Е, а в декабре 1944 г. — 7 Do 17Z и 2 Do 17М. Самолеты активно участвовали в противопартизанских операциях, последние боевые вылеты состоялись 24 апреля 1945 г.

В январе 1942 г. 15 самолетов Do 17Z-1/2/3 получила Финляндия. Самолетами вооружили группу LeLv 46. С апреля 1942 г. группа приступила к боевым вылетам, действуя на Карельском участке фронта. Самолеты наносили удары по железнодорожным станциям Мурманской железной дороги, советским аэродромам и другим объектам.

10 самолетов Do 17М в конце 1942 г. получила Румыния — ими вооружили действовавшую под Сталинградом 2-ю разведывательную эскадрилью. В начале 1943 г. Германия передала румынам для компенсации потерь ещё несколько таких же самолетов. Бывшие югославские Do 17К использовались в Италии (2) и Венгрии (1), но лишь в качестве опытных самолетов. Две такие же машины, перелетевшие в Египет с югославским золотым запасом, были включены в состав британских Королевских ВВС.

Разработкой Do 17 конструкторы фирмы «Дорнье» поставили новую планку в области двухмоторных бомбардировщиков, наглядно показав, что создание тяжелого самолета с летными характеристиками истребителя является вполне реальной задачей. В пологом пикировании самолет мог разогнаться до 600 км/ч — и его прочная конструкция это вполне выдерживала. Правда, не обошлось при этом и без перекосов: в жертву скорости принесли грузоподъемность, оборонительное вооружение и дальность полета (в разведывательных модификациях последний параметр удалось увеличить за счет установки дополнительных баков в бомбоотсеке). Дальнейшее совершенствование шло по линии улучшения указанных параметров. И вот тут оказалось, что резервы для модернизации Do 17 практически отсутствуют. Хотя в модификации Do 17Z-2 удалось увеличить бомбовую нагрузку вдвое по сравнению с исходным вариантом и существенно усилить оборонительное вооружение, но выжать больше из конструкции не удалось, и Do 17 был снят с производства.

Дорнье Do 17, особенно в его поздних модификациях, был самолетом популярным как среди летного, так и среди наземного персонала Люфтваффе. Достаточно сказать, что Do-17Z был наиболее надежным германским бомбардировщиком. Увы, ему не хватало грузоподъемности Не-111 и скорости Ju-88.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image