Первый бомбардировщик люфтваффе Дорнье До-11 разрабатывался с 1931 г. в швейцарском филиале фирмы «Дорнье» под обозначением Do F. При этом использовался опыт создания опытного четырехмоторного бомбардировщика Do Р и трехмоторного Do Y, поставленного в небольшом количестве ВВС Югославии. Официально машина проектировалась как грузовой самолет, но в конструкцию изначально закладывалась возможность быстрой переделки в бомбардировщик. Do F представлял собой двухмоторный высокоплан цельнометаллической конструкции (крыло обшито полотном) с довольно объемистым угловатым фюзеляжем. Техническим новшеством было убираемое шасси – Do-11 стал первым в мире серийным бомбардировщиком с таким шасси.
Прототип Do 11а впервые поднялся в воздух 7 мая 1932 г. На нем стояли британские 9-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Бристоль» «Юпитер» (550 л.с). Для серийных машин выбрали мотор «Сименс « Sh-22В, представлявший собой развитие «Юпитера». Его опробовали на прототипе Do-11с, а в конце 1932 г. на заводе в Фридрихсхафене начался серийный выпуск. До 1934 г. изготовили 152 самолета Do 11 (30 из них выпустила по лицензии фирма BFW).
Основные модификации Dornier Do-11
Do 11С — двигатели «Сименс» Sh 22В (650 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,92-мм пулемета MG 15 (по 1 на носовой и верхней турелях и нижней установке). Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг. Экипаж — 4 чел.
Do 11D — силовая установка и вооружение соответствуют Do 11С, но серьезной переделке подвергся планер (уменьшен размах крыла, увеличен руль направления, под хвостовой частью установлен небольшой киль). Выпущено 77 единиц, кроме того, в этот вариант переделывались ранее построенные Do 11С.
Летно-технические характеристики самолета Do 11C
- Двигатели: Sh 22В
- мощность, л.с. 650
- Размах крыла, м.: 28,0
- Длина самолета, м.: 18,64
- Высота самолета, м.: 5,40
- Площадь крыла, кв. м.: 111
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5930
- взлетная: 8125
- Максимальная скорость, км/ч: 260
- Скороподъемность, м/с: 2,3
- Практический потолок, м.: 4000
- Дальность полета, км.: 950
Боевое использование Дорнье До-11
Поставки Do 11 велись довольно медленно из-за проблем с выпуском двигателей. Первым эксплуатантом самолетов стали Германские железные дороги, объявившие о намерении наладить с их помощью сеть воздушных грузовых линий. При этом каждый Do 11 комплектовался бомбодержателями, прицелами и пулеметными установками, хранившимися в ящиках под видом запчастей — это позволяло в случае необходимости быстро переоборудовать самолет в бомбардировщик. С официальным объявлением о создании люфтваффе в 1935 г. камуфляж был сброшен, и самолеты Do 11 вошли в состав бомбардировочных групп «Мерзебург» и «Фассберг», вскоре реорганизованных соответственно в I/KG 153 и I/KG 154. Однако уже в течение 1936 г. все Do 11 были заменены в боевых частях более совершенными машинами и переданы в школы.
В 1937 г. 12 самолетов Do 11D продали Болгарии. Здесь самолеты, получившие название «Прилеп» («Летучая мышь») до 1939 г. служили в боевых частях, а затем до конца 1943 г. эксплуатировались как учебные.
Самолет Дорнье До-11 оказался на редкость неудачной машиной — управлемость его была отвратительной, а механизм уборки/выпуска шасси ненадежным, что вынуждало в строевых частях законтривать шасси в выпущенном положении. Не добавляли машине популярности среди экипажей и недовведенные двигатели. Вследствие этого служба машины оказалась непродолжительной, а фирма «Дорнье» занялась разработкой её упрощенного варианта Do-13 (Do-23).
Оставьте свой отзыв