Одной из наиболее известных и широко распространенных летающих лодок межвоенного периода была знаменитая Дорнье Валь (Кит), применявшаяся как в военной, так и в гражданской авиации во многих странах мира.
Прообразом «Валя» стал гидроплан Gs.I, впервые поднявшийся в воздух 31 июля 1919 г. На нем была отработана компоновочная схема, ставшая впоследствии «визитной карточкой» больших летающих лодок «Дорнье»: моноплан-парасоль с крылом, поднятым над фюзеляжем и тандемным расположением двигателей. Поддерживающих поплавков не было — устойчивость гидроплана на воде обеспечивали боковые спонсоны фюзеляжа («жабры»). Конструкция планера была цельнометаллической.
На испытаниях машина показала высокие летные характеристики, но в апреле 1920 г. была затоплена, чтобы предотвратить конфискацию союзнической контрольной комиссией. Два экземпляра более совершенной модификации Gs.II, постройка которых началась в 1920 г., были разобраны по требованию контрольной комиссии. После этого Дорнье переносит работы в филиал своей фирмы в Италии. Там 6 ноября 1922 г. впервые поднялся в воздух гидросамолет Do J «Валь» — военная модификация, оборудованная двумя моторами «Испано-Сюиза» HS 8Fb (300 л.с). Эта машина была не прототипом, а первым экземпляром в серии из шести единиц, заказанных ВМС Испании.
В дальнейшем помимо Италии самолеты «Валь» строили в Германии, Нидерландах, Испании, Японии. Общее количество выпущенных машин оценивается примерно в 250 единиц.
Основные модификации Dornier J Wal
- Дорнье Do J Bos — вариант для СССР. Двигатели -12-цилиндровые жидкостного охлаждения BMW VI 6,0 (600 л.с). На первых двух машинах установлены моторы «Лоррэн-Дитрих» LD 12Еb (450 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,62-мм пулемета (по 2 на носовой и верхней турелях). Масса бомбовой нагрузки — до 820 кг (на первых двух — 320 кг). Экипаж — 4 человека. Поставлено из Италии 22 самолета — 2 в 1926 г. и 20 в 1928 г. Кроме того, в конце 20-х — начале 30-х гг. поставлено не менее -4 гражданских «Валей» — также с моторами BMW VI 6,0.
- Дорнье Do J для Испании — поставлено 15 самолетов из Италии (с различными мотоустановками), 19 (в т.ч. 3 гражданских) собрано по лицензии с 1928 г. Двигатели — «Элизальде» А.5 (лицензионный вариант LD 12ЕЬ, 450 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета «Виккерс». Экипаж — 4 человека.
- Дорнье Do J для Нидерландов — двигатели «Лоррэн-Дитрих» LD 12ЕЬ (450 л.с). Поставлено 40 самолетов — 5 из Италии в 1926 г., 35 собрано по лицензии фирмой «Авиоланда» в 1927-1931 гг.
- Дорнье Do J F — вариант для Нидерландов с двигателями «Лоррэн-Дитрих» «Курлис» (600 л.с). В 1931-1932 гг. фирма «Авиоланда» выпустила 6 экземпляров.
- Дорнье Do J для Югославии — поставлено в общей сложности 11 самолетов в различных вариантах: 2 с моторами BMW VI в 1927 и 1932 гг., 6 Do J Gas в 1931 г. с моторами «Гном-Рон» GR 9А «Юпитер» (480 л.с), 3 с моторами HS 12Ydrs (860 л.с.) в 1936 г. Три самолета Do J Gas впоследствии получили моторы HS 12Ydrs, а ещё три — «Роллс-Ройс» «Кестрел». Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета «Дарн». Масса бомбовой нагрузки югославских «Валей» достигала 1000 кг.
Гидросамолет Дорнье Do J Валь ВВС Италии
Летно-технические характеристики летающих лодок Дорнье Валь Do J
- Двигатель: Лоррэн-Дитрих LD 12Еb
- мощность, л.с:. 450
- Размах крыла, м.: 22,50
- Длина самолета, м.: 17,25
- Высота самолета: 5,20
- Площадь крыла, кв. м.: 96
- Масса, кг: пустого самолета: 3300
- нормальная взлетная: 6280
- максимальная взлетная:
- Максимальная скорость, км/ч: 188
- Крейсерская скорость: 132
- Практический потолок, м.: 3435
- Дальность полета, максимальная, км.: (2200)
Боевое использование Dornier Wal
В Советском Союзе большинство военных гидросамолетов «Валь» (обозначавшихся в документации аббревиатурой ДВ) попало на Черноморский флот, за исключением двух экземпляров, в 1928—1931 гг. служивших на Балтике. В морской авиации последние из них эксплуатировались до 1937 г. Гораздо дольше ДВ летали в полярной авиации. Туда попали как гражданские машины, так и несколько экземпляров, переданных военными. С началом Великой Отечественной войны часть из них использовалась в военных целях. В частности, 1 августа 1941 г. на Севере сформировали 2-ю особую авиагруппу гражданской авиации, в состав которой помимо самолетов других типов вошло два ДВ (в сентябре их количество возросло до 4). Самолеты вооружили двумя пулеметами 7,62-мм ШКАС (по одному на носовой и верхней турелях) и использовали для перевозки грузов, ледовой разведки, противолодочного патрулирования. Осенью 1941 г. два ДВ были потеряны, а остальные к концу года сняли с эксплуатации. Четыре ДВ служили и в сформированной на Тихоокеанском флоте в ноябре 1941 г. 132-й смешанной эскадрилье.
В морской авиации Испании к началу гражданской войны числилось 15 Do J. Республиканской авиации досталось 5 боевых машин и 2 бывшие гражданские. Из-за значительного износа моторов они мало применялись в боевых операциях. Лишь в начале войны они привлекались к патрулированию побережья, а также ночным бомбардировкам. На стороне франкистов оказалось 10 Do J. Их оборудовали более мощными итальянскими двигателями «Изотта-Фраскини» «Ассо» и свели в 70-ю группу в Кадисе. С октября 1936 г. гидросамолеты участвовали в блокаде республиканских портов, действуя преимущественно как разведчики — без бомбовой нагрузки. Впоследствии Do J базировались в Алькудии и на о. Майорка. В 1940 г. все Do J (14 самолетов) сосредоточили в 54-й эскадрилье на Канарских островах. Последний «Валь» в Испании списали в сентябре 1950 г.
К моменту нападения Германии 6 апреля 1941 г. морская авиация Югославии имела в строю 9 гидросамолетов Дорнье «Валь» — 5 в 21-й эскадрилье в Гжановаце и 4 в 26-й на о. Крапанье (ещё две летающие лодки находились в ремонте). Ещё с конца марта помимо разведывательных полетов они привлекались для постановки мин. В первые дни войны Do J потерь не понесли, но 9 апреля базу 26-й эскадрильи штурмовали итальянские самолеты, уничтожившие два гидроплана. Оставшиеся две машины 10 апреля присоединились к 21-й эскадрилье. Когда 15 апреля остатки югославской морской авиации начали эвакуацию в Грецию и Египет, все Do J были брошены как не представляющие боевой ценности. Их захватили итальянцы, но ремонтировать устаревшие машины не имело смысла, и бывшие югославские «Вали» пустили на слом.
Голландские летающие лодки Дорнье «Валь» служили в авиации Ост-Индии. По состоянию на 1940 г. в строю находилось 18 таких гидросамолетов, но к началу войны на Тихом океане все машины с двигателями LD 12Еb были списаны. Продолжали эксплуатироваться лишь пять гидропланов Dornier Do J F, базировавшиеся в Морокрембангане и использовавшиеся как транспортные и учебные. Четыре машины были потеряны в начале февраля 1942 г. — одна 3 февраля сбита японским истребителем, ещё три уничтожены на воде. Последний Do J F разбился 3 марта 1942 г. при попытке эвакуации в Австралию.
Помимо указанных государств, гидросамолеты «Дорнье» «Валь» эксплуатировались военной авиацией Аргентины, Чили, Колумбии, Японии (в опытном порядке), но в этих странах они были сняты с вооружения до Второй мировой войны.
Дорнье «Валь» отличался прочной и долговечной конструкцией, хорошими мореходными данными и неплохими для рубежа 20 — 30-х гг. летными характеристиками. Но к началу Второй мировой войны он уже не мог использоваться как боевая машина.
Оставьте свой отзыв