Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Советские лётчики в Испании

Помимо укрепления своих границ, наше государство продолжало отстаивать принципы интернационализма и поддержки национально-освободительного движения в мире. Во второй половине 1930-х гг. СССР неоднократно оказывал военную помощь дружественным странам перед лицом военной агрессии со стороны Германии и Японии, подписавших в ноябре 1936 г. «Антикоминтерновский пакт» (в 1937 г. к нему присоединилась фашистская Италия).

Первым объектом нападения военно-политического блока стала республиканская Испания, где в феврале 1936 г. на парламентских выборах победил Народный фронт, взявший курс на демократические реформы в стране. При открытой поддержке Германии, Италии и Португалии оппозиционные силы (в первую очередь консервативно настроенный генералитет испанской армии во главе с генералами Ф.Франко и Э.Мола) активно выступили против республиканского правительства, начав в Испании гражданскую войну. Для организации военной помощи франкистам (националистам) был налажен «воздушный мост», по которому шла переброска войск, вооружения и военной техники.

В создавшейся обстановке СССР снял с себя ранее принятые обязательства о невмешательстве в испанские дела. В Испанию стала поступать советская военная техника (по линии ВВС — самолеты и комплектующее оборудование), а также был командирован летно-технический состав.

Первые советские пилоты прибыли на испанскую землю в середине сентября 1936 года. В первую группу бомбардировщиков СБ (командир — полковник А.Е. Златоцветов) входили: 30 самолетов, 15 летчиков, 15 штурманов, 10 стрелков-радистов, 5 мотористов, 15 авиатехников, 1 оружейный мастер, 1 техник по вооружению, 1 укладчик парашютов и 31 рабочий-сборщик с завода №22. Ожидалось также прибытие еще 15 экипажей из состава ВВС Белорусского и Киевского военных округов[1]. Первая группа истребителей И-15 (40 машин) прибыла в Испанию 28 октября 1936 года. Вскоре ее усилили истребители И-16 тип 5 (31 самолет).

Советским летчикам-истребителям в первое время настоятельно не рекомендовалось пересекать линию фронта (в начале 1937 г. действие запрета было снято).

Командир группы истребителей П.И.Пумпур

Командир группы истребителей П.И.Пумпур

В конце октября — начале ноября 1936 г. бомбардировочная авиация республиканцев (с участием советских пилотов) атаковала вражеские аэродромы. 3 ноября группа истребителей И-15 (11 самолетов, командир — П.Пумпур) была задействована в интересах ПВО испанской столицы г. Мадрид, — которая с начала октября неоднократно подвергалась воздушным налетам авиации франкистов и их союзников.

В период 4-12 ноября нашим летчикам в воздушных боях удалось сбить 8 вражеских самолетов, потеряв 5 своих (2 — в авиакатастрофе). На стороне франкистов в боевых действиях участвовали немецкие летчики из вновь сформированного «Легиона Кондор» и итальянские военные пилоты.

Несмотря на все попытки, войскам генерала Франко не удалось овладеть Мадридом. При этом авиация националистов продолжала бомбить жилые кварталы испанской столицы. Активные действия истребительной авиации республиканцев вынудили противника с 26 ноября перейти к ночным бомбардировкам города.

Малочисленная зенитная артиллерия республиканцев в основном решала задачи по прикрытию наиболее важных военных объектов, включая аэродромы, промышленные предприятия, выпускающие вооружение и военную технику, крупные транспортные узлы и т.д. В помощь испанским зенитчикам из СССР прибыла группа специалистов ПВО, оказавшая существенную помощь в организации обороны от воздушного нападения и борьбы с неприятельской авиацией.

Генерал-майор М.П. Ботин (послевоенное фото)

Генерал-майор М.П. Ботин (послевоенное фото)

Во второй половине декабря 1936 г. зенитная батарея, прикрывавшая военный аэродром (г. Альбасета) и приведенная в сжатые сроки в боевую готовность советскими военспецами (руководитель — лейтенант М.П.Ботин), успешно отразила воздушный налет противника. Позднее, с организацией поставок техники из СССР началось формирование зенитных батарей для ПВО важнейших центров и объектов Испанской республики (в первую очередь, г. Мадрид) и группировки войск Центрального фронта. До марта 1937 г. в Испанию было доставлено 243 орудия (в т. ч. часть зенитных)[2]. Первая партия зенитной техники поступила в конце января того же года. В Альбасете был сформирован центр по подготовке кадров для зенитной артиллерии республиканской армии.

Общее его руководство было возложено на полковника Я.А.Тыкина (старшего советника по ПВО республиканской Испании) и на его помощника по ЗА — Ю.Г.Богдашевского. Пять вновь сформированных зенитных батарей позднее убыли в распоряжение командующего Центрального фронта, шестая (отдельная[3], командир — М.В.Антоненко) — в г. Мадрид. Для организации ПВО испанской столицы была создана специальная зенитная артиллерийская группа (начальник — лейтенант М.П.Ботин). В ее состав входили: немецкая (командир — И.В.Желтяков), французская (командир — Е.П.Елкин), чехословацкая (командир И.А.Семенов), а также 2 испанские (руководители: И.Д.Макаров и К.Н.Букликов) батареи.

Зенитная артиллерия Центрального фронта была объединена в руках старшего советника по ПВО фронта полковника Н.Н.Нагорного (будущего начальника штаба Войск ПВО территории страны).

Юридический статус советских специалистов-зенитчиков по согласованию с высшим военным руководством республиканской Испании устанавливался на первом этапе продолжительностью до шести месяцев — в качестве командиров подразделений, а затем в качестве советников при командирах, назначаемых из числа офицеров-зенитчиков республиканской армии[4].

Личный состав зенитных батарей был интернациональным, включая даже русских эмигрантов, добровольно воевавших на стороне республиканской Испании. К февралю 1937 г. было завершено обучение и слаживание боевых расчетов; зенитные батареи убыли к местам своих дислокаций.

В сражении на р. Хараме (6-28 февраля 1937 г.) зенитная артиллерия республиканских войск продемонстрировала свои боевые возможности. 17 февраля при попытке воздушного налета на резерв республиканских войск неприятельская авиация подверглась интенсивному обстрелу с земли, два «юнкерса» были сбиты. Через день огнем зенитной батареи республиканцев (Южный фронт) на высоте 2000 метров уничтожен гидросамолет противника[5].

И-15 на аэродроме Ла-Сенера

И-15 на аэродроме Ла-Сенера

12 февраля произошел крупный воздушный бой, в котором одновременно участвовало с обеих сторон от 37 до 54 самолетов. По советским данным противник потерял 7 своих истребителей[6]. Последующие дни ознаменовались ожесточенным противоборством в воздухе. 18 февраля в воздушных боях над Мадридом потери составили 7 неприятельских боевых машин.

Всего за период сражения франкистская авиация лишилась более 30 своих самолетов (республиканская — до 6 аппаратов). Воздушные победы одержали советские летчики: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А.Тарасов, Д.Лесников, Н.Виноградов, К.Дубков, Н. Никитин, И.Лакеев, П.Кузнецов, А.Минаев и др.

В ходе Гвадалахарского сражения (8-23 марта 1937 г.) из-за значительного количества «нелетных» дней боевая работа авиации носила лишь эпизодический характер. К началу боевых действий соотношение воздушных сил противоборствующих сторон составляло 80 самолетов республиканцев (Центральный фронт) против 62 франкистов (в основном итальянской конструкции). Республиканская авиация в ходе сражения преимущественно работала по наземным войскам противника. Для дневных ударов привлекались ночные штурмовики ССС (Р-5ССС), а с 18 марта -прибывшие на Центральный фронт Р-Зеты (P-Z)[7]. В течение 12 марта на гвадалахарском направлении было совершено 142 самолето-вылета, в ходе которых было сброшено 492 бомбы и выпущено 200 тыс. пуль[8].

16 марта состоялся крупный воздушный бой, в котором участвовали 17 И-15 и 41 самолет противника. Потери франкистов и их союзников составили 3 «Фиата» и 1 Ju-86. С нашей стороны — один И-15 (лейтенант Г.Реутов). Второй крупный воздушный бой состоялся 20 марта. Противник потерял 1 бомбардировщик и 3 истребителя против одного И-15 республиканской авиации.

В ходе сражения авиации Центрального фронта удалось завоевать оперативное господство в воздухе.

В апреле 1937 г. сильные бои разгорелись под Мадридом и Теруэлем (провинция Арагона).

На Мадридском участке Центрального фронта республиканские войска в первой половине месяца предприняли попытку овладеть пригородом испанской столицы — парком Каса-де-Кампо, который франкисты превратили в хорошо укрепленный район (10-11 тыс. человек, 150 пулеметов, около 40 орудий)[9]. Республиканской авиации были поставлены задачи по бомбардировке неприятельских позиций и поддержке наступавших войск.

В первый день наступления (9 апреля) было выполнено 56 боевых вылетов, в ходе которых на вражеский укрепрайон сброшено 368 бомб[10]. В последующие дни налеты продолжились, обеспечив воздушную часть проводимой операции.

16 апреля началась Теруэльская операция на Северном фронте. В ходе нее республиканские ВВС совершили более 650 самолето-вылетов с бомбардировочными целями.

В конце апреля произошла замена военных советников в руководстве республиканских ВВС. Должность командующего истребительной авиагруппы Центрального фронта, вместо комбрига П.И.Пумпура (убывшего в СССР), занял полковник Н.Федосеев (погиб в авиакатастрофе 16 мая 1937 г.). На Северный фронт (в качестве советника командующего ВВС) прибыл полковник Ф.К.Арженухин, будущий начальник штаба ВВС РККА (1939-1940 гг.).

В сражении под Брунете (6-25 июля 1937 г.) республиканцы задействовали 133 самолетов. 1-ю истребительную эскадрилью И-15 возглавлял И.Т.Еременко, командирами эскадрилий И-16 были: А.Минаев (позднее — В.Веревка, Б.Смирнов), Г.Плещенко и И.Лакеев[11].

Скоростные бомбрадировщики на аэродроме в Испании

Скоростные бомбрадировщики на аэродроме в Испании

Руководство отряда отдельной скоростной бомбардировочной советской эскадрильи осуществлял полковник А.С.Сенаторов.

Противник располагал значительными воздушными силами — 318 самолетов (преимущественно новых конструкций), что позволило ему вскоре захватить господство в воздухе на операционном направлении.

В ходе Брунетской операции республиканские ВВС выполнили 2993 боевых вылета. Потери противника составили 42 самолета[12].

С целью сохранения Северного фронта командование республиканских войск в августе — сентябре 1937 г. провело Сарагосскую (Арагонскую) наступательную операцию. Группировка республиканских ВВС насчитывала 123 самолета (23 СБ, 40 Р-Зет, 10 Р-5ССС и 50 истребителей)[13].

26 августа эскадрилья старшего лейтенанта А.К.Серова в районе Вильямайора перехватила неприятельскую авиагруппу, сбив 3 вражеских самолета. Через день состоялся крупный воздушный бой, в котором с обеих сторон участвовало 48 самолетов. Потери противника составили 4 «Фиата».

Следующий крупный воздушный бой произошел 1 сентября. По отечественным данным, было сбито 11 «Фиатов» и 4 «Хейнкеля». Потери республиканцев -3 истребителя И-15[14].

До окончания операции (6 сентября) действия авиации носили преимущественно бомбардировочный характер.

В ночь на 25 октября 1937 г. в небе над Барселоной советским летчиком капитаном Е.Н.Степановым был совершен один из первых в мировой практике ночных воздушных таранов. Звено истребителей И-15 (капитан Е.Н.Степанов и лейтенант И.А.Финн) в районе города атаковало 3 итальянских бомбардировщика «Савойя-Маркетти» S.M.81. Увидев, что, несмотря на попадания, неприятельские самолеты продолжают приближаться к границам города, Степанов направил свой истребитель на ближайший из них. После удара в хвостовое оперение бомбардировщик резко пошел вниз и разбился со всем экипажем (6 чел.) в пригороде Барселоны[15]. За этот подвиг отважный советский летчик был награжден орденом Красного Знамени. Звания Героя Советского Союза он удостоился в период вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол (Монгольская Народная Республика) в августе 1938 года.

Большая часть республиканских ВВС была задействована в сражении за Теруэль (15 декабря 1937 г. — 22 февраля 1938 г.). Однако первоначальный успех не получил закрепления, и республиканское командование было вынуждено 22 февраля оставить этот стратегически важный пункт в провинции Арагон.

Советские летчики-добровольцы продолжали участвовать в боевых действиях вплоть до середины октября 1938 года. С их последующим убытием на родину в Испании продолжали оставаться военные советники.

По данным испанского историка Р. Миральеса, в годы гражданской войны в Испании на стороне республиканцев сражались 772 советских летчика, из них 99 погибли.

А.К. Серов А.С. Сенаторов Е.Н. Степанов
А.К. Серов А.С. Сенаторов Е.Н. Степанов

По данным российской стороны, наши потери составили 93 человека летно-технического состава и авиационных советников. 35 советских летчиков-добровольцев и военных советников ВВС, принимавших участие в боевых действиях во время Гражданской войны в Испании, были удостоены звания Героя Советского Союза: комбриги П.И.Пумпур, Я.В.Смушкевич; полковник Б.А.Туржанский; майор Э.Г.Шахт; капитаны И.Т.Еременко, С.Ф.Тархов; старшие лейтенанты В.М.Бочаров, С.И.Грицевец, А.И.Гусев, С.П.Денисов, И.И.Душкин, И.И.Евсевьев, К.И.Колесников, И.И.Копец, П.Т.Коробков, А.С.Осипенко, Г.М.Прокофьев, И.И.Проскуров, П.В.Рычагов, А.С.Сенаторов, А.К.Серов, П.Ф.Шевцов, В.И.Шевченко; лейтенанты Н.Ф.Баланов, Н.С.Герасимов, К.И.Ковтун, И.А.Лакеев, А.Г.Романов, И.А.Хованский, С.А.Черных, Н.И.Шмельков; младший командир П.П.Десницкий; В.С.Горанов, П.А.Джибелли, В.С.Хользунов[16].

А.И. Гусев И.А.Лакеев В.И. Шевченко
А.И. Гусев И.А. Лакеев В.И. Шевченко

 

Полковник Я.А. Тыкин Ю.Г.Богдашевский Ф.К. Арженухин
Полковник Я.А. Тыкин Ю.Г. Богдашевский Ф.К. Арженухин

В общей сложности Советский Союз передал республиканской Испании 648 самолетов различных типов (И-15, И-16, Р-5 и др.), включая около 70 бомбардировщиков СБ.

Опыт применения авиации и противовоздушной обороны в Испании был позднее тщательно изучен командованием РККА. 10 марта 1937 г. наркомом обороны СССР К.Е. Ворошиловым утвержден «План использования в боевой подготовке ВВС РККА выводов из боевой работы авиации в Испании»[17].

Этот документ предполагал оперативное внесение существенных изменений в тактику воздушного боя, стрельбу и наблюдение за воздухом, технику пилотирования, штурманскую и бомбардировочную подготовку, базирование авиации на земле и в ряд других важных вопросов.

П.В. Рычагов Я.В. Смушкевич А.С. Осипенко
П.В. Рычагов Я.В. Смушкевич А.С. Осипенко

К началу 1938 г. организационно-методические указания наркома обороны и его заместителя по ВВС были внесены в качестве дополнений в «Наставление по оперативному применению ВВС РККА», а также в существующие приказы. Соответствующие программы и инструкции издавались и рассылались по войсковым частям. Создавалась специальная тренировочная аппаратура, пересматривались методы подготовки летчиков. В этих же целях проводились опытные учения в авиационных частях, специальные сборы в округах, флотах[18]. Позднее новые положения теории применения авиации нашли отражение в проекте Полевого устава РККА (ПУ-39), вышедших в 1940 г. боевых уставах бомбардировочной и истребительной авиации (БУБА-40, БУИ-40) и других нормативных документах.

Эффективные действия истребительной авиации и зенитной артиллерии республиканцев в сочетании с невысоким качеством бомбометания мятежников приводили к тому, что важнейшие административно-политические центры, такие как Мадрид, а также имеющие стратегическое значение транспортные узлы, продолжали эффективно функционировать на всем протяжении войны, несмотря на систематические массированные авиаудары. К тому же война показала большую «живучесть» и относительную легкость восстановления многих производственных и транспортных объектов. В связи с этим в рядах командного состава РККА установилось мнение о нецелесообразности использования бомбардировочной авиации для решения глубоких самостоятельных задач. Отмечалось, что бомбардировщики могут эффективно действовать только при условии их поддержки истребителями. Следовательно, радиус действия последних вынуждал бомбардировочную авиацию решать лишь фронтовые задачи. К тому же, отмечая возросшую силу современной наземной обороны, советское военное руководство посчитало необходимым сосредоточивать всю авиацию над полем боя для непосредственной поддержки пехотных войск, иметь авиацию в качестве «маневренного мощного артиллерийского резерва», как это было в Испании[19].

Исходя из этого крупные авиационные соединения — авиационные армии особого назначения (АОН), едва сформированные в конце 1936 г. в составе тяжелой бомбардировочной авиации, предназначенной для решения самостоятельных оперативно-стратегических задач, в 1938 г. были разукрупнены. Вместо них были созданы полки по родам авиации, сведенные затем в авиационные бригады[20]. В целом произошло «распыление» ВВС по армиям и военным округам, что существенно затрудняло их массированное применение.

В Испании был приобретен заметный опыт и в вопросах организации противовоздушной обороны. Вопреки господствовавшему мнению, выявилось, что даже одна отдельно расположенная зенитная батарея среднего калибра способна решать не только огневые, но и тактические задачи. Последнее нашло отражение в боевых действиях на Хараме (февраль — март 1937 г.) и на Гвадалахарском участке (март 1937 г.)[21]. В годы Великой Отечественной войны зенитно-артиллерийские батареи (взводы) использовались самостоятельно и довольно успешно прикрывали пункты управления, переправы, различные объекты и т. п. В то же время мелкокалиберная зенитная артиллерия требовала массированного применения, так как ее дробление не приводило к поражению хорошо защищенных современных по тому времени самолетов.

Стало очевидно, что для достижения наибольшей результативности в борьбе с авиацией противника необходимо сочетать зенитный огонь всех калибров, за счет чего достигалось поражение самолетов на максимально широком диапазоне высот[22].

Значительно возросла роль ПВО в операциях наземных войск, что подтвердило разгром итальянского экспедиционного корпуса под Гвадалахарой (1937 г.). Авиация республиканцев в значительной мере повлияла на исход сражения. Исходя из этого в целях защиты пехоты от воздушных налетов штурмовой авиации командным составом РККА рекомендовалось придавать отдельные батареи ПВО пехотным соединениям[23].

Пумпур, Денисов, Баланов, Ляпидевский

Группа лётчиков, слева-направо: П.И. Пумпур, С.П. Денисов, Н.Ф. Баланов, А.В. Ляпидевский

В Испании впервые были опробованы методы взаимодействия истребителей с системой ПВО при обороне населенных пунктов ночью. Борьба ПВО и истребителей с авиацией противника на ночных учениях начала практиковаться в РККА с летних учений 1938 года[24]. В дальнейшем приобретенный опыт был успешно реализован при обороне Москвы в 1941-1942 годах.

В целом война в Испании показала, что зенитная артиллерия представляла собой серьезную угрозу для авиации.

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с. : ил.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 36. []
  2. История второй мировой войны 1939-1945. Т. 2. С. 53. []
  3. Для создания отдельной зенитной батареи был выделен личный состав 5-го коммунистического полка республиканской армии. []
  4. Ботин М.П. С тобой, Испания. — М.: Воениздат, 1976. С. 88. []
  5. Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 117. []
  6. Там же.С. 109. []
  7. Там же.С. 121. []
  8. Там же.С. 124. []
  9. Шталь А.В. Малые войны 1920-1930-х годов. — М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 279 []
  10. Абросов С.В. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. С. 137. []
  11. Там же.С. 169. []
  12. Там же.С. 196. []
  13. Там же.С. 207. []
  14. Там же. С. 212. []
  15. Там же. С. 227. []
  16. Там же. С. 530-531. []
  17. РГВА. Ф. 29. Оп. 54. Д. 97. Л. 13-23. []
  18. Там же. Л. 24-25. []
  19. Любарский С. Некоторые оперативно-тактические выводы из опыта войны в Испании. — М., 1939- С. 65. []
  20. История военной стратегии России. — М., 2000. С. 215. []
  21. РГВА. Ф. 37977. Оп. 4. Д. 192. Л. 2. []
  22. Там же. Ф. 35082. Оп. 1. Д. 577. Л. 6, 21-24 []
  23. Там же. Ф. 37946. Оп. 1. Д. 5. Л. 501-502. []
  24. Там же. Ф. 37791. Оп. 1. Д. 972. Л. 5-7. []

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image