В мае 1937 г. Министерство авиации Великобритании подготовило спецификацию S.24/37, предусматривающую создание трехместного палубного многоцелевого самолета (торпедоносца, пикирующего бомбардировщика, разведчика) нового поколения, призванного заменить только ещё строившийся «Альбакор».
Согласования и корректировки спецификации заняли довольно длительное время — окончательная их редакция была готова лишь в феврале будущего года. Из проектов семи фирм, предоставленных на конкурс, заказчик выбрал проект «Фэйри» «тип 100» — единственный, предусматривавший применение убираемого шасси. Характерными его чертами были высокорасположенное крыло и сложная кинематика основных стоек шасси, убираемых в крыло. Фирме выдали контракт на постройку двух прототипов, но их изготовление велось медленно — возможно, руководство сознательно тормозило работы, чтобы не ставить под угрозу реализующийся с опозданием заказ на «Альбакоры».
В итоге, первый прототип с мотором «Мерлин» 30 был облетан 7 декабря 1940 г. — на полгода позже контрактных сроков, второй — 29 июня 1941 г. Испытания выявили проблемы с балансировкой — изначально «тип 100» проектировался под мотор воздушного охлаждения, а установить пришлось более длинный двигатель жидкостного охлаждения. Пришлось переделать хвостовое оперение, перенеся стабилизатор на киль, и доработать механизацию крыла.
Испытания завершились в феврале 1942 г., после чего было дано добро на запуск «Барракуды» в производство. Первый серийный экземпляр был готов уже в мае 1942 г. Общий объем выпуска, осуществлявшегося фирмами «Фэйри», «Блэкберн», «Болтон-Пол» и «Уэстленд» составил 2602 машины.
Основные модификации Fairey «Barracuda»
- «Барракуда» Mk.I — двигатель «Мерлин» 30 (1260 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета «Виккерс» К на верхней установке. Боевая нагрузка — 1 торпеда или до 908 кг бомб (4 227-кг или 6 113-кг). Экипаж — 3 чел. Построено 30 самолетов (25 — «Фэйри» и 5 — «Уэстленд»).
- «Барракуда» Mk.II — двигатель «Мерлин» 32 (1640 л.с). Вооружение соответствует Mk.I. Некоторые самолеты оборудовались РЛС ASV Mk.HN с антеннами на верхней поверхности крыла, в конце 1944 г. часть машин оборудована РЛС ASH с антенной в обтекателе на левой консоли крыла. Выпущено 1688 машин (675 — «Фэйри», 702 — «Блекберн», 300 — «Болтон-Пол», 13 — «Уэстленд»).
- «Барракуда» Mk.III — противолодочный вариант Mk.II, оборудованный РЛС ASV Мк.Х с антенной в обтекателе под хвостовой частью фюзеляжа. Построено 852 самолета (460 — «Фэйри» и 392 -«Болтон-Пол»).
- «Барракуда» TR Mk.V — двигатель «Роллс-Ройс» «Гриффон» 37 (2020 л.с). Увеличен размах крыла. На верхней установке смонтирован 1 12,7-мм пулемет «Браунинг». Установлена РЛС ASH. С ноября 1945 г. по октябрь 1947 г. фирмой «Фэйри» изготовлено 30 самолетов.
Летно-технические характеристики самолетов «Барракуда» Mk.I
- Двигатель: Роллс-Ройс «Мерлин» 30
- мощность, л.с.: 1260
- Размах крыла, м.: 14,99
- Длина самолета, м.: 12,13
- Высота самолета, м.: 3,73
- Площадь крыла, кв. м.: 38,45
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4535
- нормальная взлетная: 5465
- максимальная взлетная: 5969
- Максимальная скорость, км/ч: 402
- Время набора высоты 1500 м, мин.: 5’2″
- Практический потолок, м.: 6490
- Радиус действия, км:
- с 908 кг бомб: 322
- с торпедой: 434
- при полете на разведку: 483
Служба и боевое применение Фэйри «Барракуда» в годы Второй мировой войны
Самолеты «Барракуда» Mk.I применялись лишь в качестве учебных. Первой строевой частью, перевооруженной машинами Mk.II весной 1943 г. стала 827-я АЭ. К концу года «Барракуды» получили 11 эскадрилий, 7 из них базировались на авианосцах. Боевой дебют нового самолета состоялся в составе 810-й АЭ, приписанной к авианосцу «Илластриес»: в сентябре 1943 г. её машины обеспечивали высадку союзников в Салерно (Италия).
Наиболее громкой операцией с участием «Барракуд» стал удар по линкору «Тирпиц» 3 апреля 1944 г., в котором участвовали 40 самолетов с «Викториеса» и «Фюриэса». Ценной потери одной машины «Барракуды», действовавшие как пикировщики, добились 14 попаданий, выведя линкор из строя на 2 месяца. В дальнейшем «Тирпиц» ещё несколько раз подвергался налетам «Барракуд», но лишь однажды, 24 августа, удалось добиться одного попадания. Помимо этого, с февраля 1944 г. «Барракуды» постоянно наносили удары по вражеским судам и кораблям в Северном море и норвежских портах.
В начале 1945 г. три флотских АЭ «Барракуд» были переданы в подчинение Береговому командованию Королевских ВВС. Базируясь на береговых аэродромах, они осуществляли противолодочное патрулирование.
С марта 1944 г. «Барракуды» действовали на Дальнем Востоке. Первыми туда прибыли самолеты 810-й и 847-й АЭ на авианосце «Илластриес». В апреле они бомбили цели на Суматре, в июне атаковали Порт-Блэр на Андаманских о-вах. В августе 1944 г. по объектам на Суматре нанесли удар «Барракуды» с «Индомитэйбла» и «Викториеса». Периодически британские авианосцы с «Барракудами» появлялись на Дальнем Востоке и позже. Последняя боевая операция была проведена 1 сентября 1945 г., когда самолеты этого типа атаковали японские плавсредства у Гонконга. К тому времени на авианосцах Британского Тихоокеанского флота находилось 4 АЭ «Барракуд».
После Второй мировой войны уже к концу 1946 г. «Барракуды» были переведены в учебные части. Последние из них эксплуатировались до 1953 г.
В июле 1945 г. — мае 1946 г. на «Барракудах» летала голландская 860-я АЭ. С января 1946 г. по 1948 г. 12 «Барракуд» Mk.III эксплуатировала канадская 825-я АЭ (авианосец «Уорриор»). В 1948 г. 10 самолетов Mk.II с РЛС ASH передали Франции, где они эксплуатировались с береговых баз.
Самолет Фэйри «Барракуда» представлял собой вариацию на тему «скрещения ежа с ужом» — торпедоносца с пикирующим бомбардировщиком. Такое совмещение функций отнюдь не пошло на пользу боевым качествам машины, что и обусловило скорый закат её карьеры.
Оставьте свой отзыв