Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фэйри «Альбакор»

Палубный биплан-торпедоносец Фэйри Альбакор

Палубный торпедоносец Фэйри Альбакор

Самолет Фэйри «Альбакор» разрабатывался согласно спецификации М.7/36 как трехместный многоцелевой палубный ударно-разведывательный самолет для замены «Суордфиша». Разработка осуществлялась фирмой «Фэйри», чей конструкторский коллектив во главе с М. Лобелем предложил несколько вариантов проекта самолета-моноплана. Однако Министерство авиации настаивало на том, что палубная машина должна быть бипланом.

В начале 1937 г. был предложен соответствующий вариант — биплан с неубирающимся шасси, закрытой кабиной экипажа и 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Бристоль» «Таурус». Проект получил одобрение, была издана доработанная спецификация S.41/37, а фирма уже в мае 1937 г. получила контракт на постройку 100 серийных машин. Первые две из них, будучи формально серийными, фактически выполняли функции прототипов.

На летные испытания первый «Альбакор» поступил 12 декабря 1938 г., полномасштабное производство развернулось в конце 1939 г. До 1943 г. изготовлено 800 самолетов — все фирмой «Фэйри».

Основная модификация биплана Fairey «Albacore»

«Альбакор» Mk.I — двигатель «Таурус» II (1065 л.с.) или «Таурус» XII (1130 л.с). Стрелковое вооружение -1 7,7-мм пулемет «Виккерс» в правом нижнем крыле, 1 или 2 пулемета «Виккерс» К на верхней выдвижной установке. Боевая нагрузка — 1 760-кг торпеда или до 908 кг бомб (4 227-кг или 6 113-кг). Экипаж — 3 чел.

Летно-технические характеристики Фэйри «Альбакор» Mk.I

  • Двигатель: Бристоль «Тауруо XII
  • мощность, л.с.: 1130
  • Размах крыла (в сложенном состоянии), м.: 15,24 (5,41)
  • Длина самолета, м.: 12,14
  • Высота самолета, м.: 4,62
  • Площадь крыла, кв. м.: 57,9
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3295
  • нормальная взлетная: 4755
  • максимальная взлетная: 5727
  • Максимальная скорость, км/ч: 259
  • Время набора высоты 1830 м., мин.: 8
  • Практический потолок, м.: 6310
  • Дальность полета, км.: 1500

Служба и боевое применение Фэйри «Альбакор»

Взлетает палубный биплан Фэйри Альбакор

Взлет Фэйри "Альбакора" с палубы авианосца

Первой частью, начавшей получать «Альбакоры» в марте 1940 г., стала 826-я АЭ. В бою она дебютировала 31 мая, когда её самолеты бомбили немецкие войска у Остенде. С ноября 1940 г. она вместе с 829-й АЭ, также вооруженной «Альбакорами», вошла в состав авиагруппы «Формидэйбла». С его палубы они обеспечивали прикрытие атлантических конвоев, а также наносили удары по итальянским объектам в Сомали. 29 марта 1941 г. самолеты «Формидэйбла» участвовали в сражении у мыса Матапан, атаковав линкор «Витторио Венето». Средиземное море стало главным ТВД для «Альбакоров». Базируясь на Мальте, такие самолеты осуществляли ночные налеты на объекты на Сицилии, осуществляли минные постановки в североафриканских портах, действовали против вражеского судоходства. «Альбакоры» воевали и в Северной Африке, специализируясь в ночных налетах на позиции противника. Четыре эскадрильи «Альбакоров» (37 машин) с авианосцев «Формидэйбл», «Фюриэс» и «Викториес» участвовали в операции «Торч» — высадке союзников в Северной Африке в ноябре 1942 г.

На Атлантике «Альбакоры» действовали в составе авиагруппы «Викториеса» (827-я и 828-я АЭ). В частности, 30 июля 1941 г. они участвовали в налете на Петсамо и Киркинес. 9 марта 1942 г. 12 «Альбакоров» с «Викториеса» у Нарвика безуспешно пытались торпедировать линкор «Тирпиц». «Альбакоры» служили и в Королевских ВВС. В конце 1941 г. отправили в Сингапур для перевооружения 36-й АЭ. В её составе они в декабре 1941 — феврале 1942 гг. принимали участие в обороне Малайи. В метрополии на них летали 415-я (канадская) и 119-я АЭ Берегового командования, действовавшие над Ла-Маншем.

В составе морской авиации «Альбакоры» уже во второй половине 1943 г. были заменены «Барракудами». В Королевских ВВС 119-я АЭ летала на них до начала 1945 г., когда была перевооружена …«Суордфишами»!

В большинстве источников причиной непродолжительности карьеры Фэйри «Альбакора» называют проблемы с надежностью моторов «Таурус». Действительно, такие проблемы имели место — но к 1941 г. с ними в основном справились. Но «Альбакор» отличался неважной по сравнению с «Суордфишем» маневренностью, необходимой для точного выхода в торпедную атаку, был трудноуправляемым. В итоге, его служба оказалась короче, чем у самолета, который «Альбакор» должен был заменить.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image