Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фэйри «Бэттл» («Битва»)

Самолеты Фэйри "Бэттл" зачастую использовались как буксировщик мишеней

Самолеты Фэйри "Бэттл" зачастую использовались как буксировщик мишеней

Одномоторный легкий бомбардировщик под названием Фэйри «Бэттл» (Битва) , предназначавшийся для замены устаревших бипланов, разрабатывался в соответствии со спецификацией Р.27/32 с 1933 г. Проект, созданный под руководством М. Лобеля, представлял собой цельнометаллический моноплан чистых аэродинамических форм с убирающимся шасси.

Заказ на постройку прототипа фирма получила в июне 1934 г., обойдя трех конкурентов. Первоначально предполагалось применить на самолете две отдельные закрытые кабины, но после требования Министерства авиации увеличить экипаж до 3 чел. был спроектирован новый длинный фонарь-«оранжерея». Предложение установить на самолет мотор «Принс» разработки самой фирмы «Фэйри» заказчик отверг, и машину оборудовали двигателем «Мерлин». Фюзеляжный бомбоотсек отсутствовал — бомбы размещались в двух отсеках в корневой части крыла. В конструкции самолета применили ряд передовых технических решений, в частности, работающую обшивку.

Прототип «Бэттла» вышел на испытания 10 марта 1936 г. Летные его характеристики соответствовали заданию, но, как оказалось впоследствии, были слишком низкими, чтобы обеспечить успешное применение в будущей войне. Заказ на постройку первой партии серийных самолетов был оформлен ещё в середине 1935 г., что позволило начать выпуск машин в апреле 1937 г.

Общий объем производства «Бэттлов» в Великобритании составил 2185 самолетов (1156 выпустила фирма «Фэйри» и 1029 — «Остин Моторс»); ещё 16 экземпляров в 1938 г. собрал бельгийский филиал «Фэйри».

Основные модификации

«Бэттл» Mk.I — двигатель «Мерлин» I (1030 л.с.) на первых 136 экземплярах, затем «Мерлин» II такой же мощности или «Мерлин» III (1440 л.с); некоторые машины получили моторы «Мерлин» V (в ряде публикаций встречается обозначение модификаций «Бэттла» Mk.I, II, III и V — соответственно типу установленных двигателей, но в официальных документах все они именовались Mk.I). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета («Браунинг» в правом крыле и «Виккерс» К на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 454 кг (4 113-кг бомбы в бомбоотсеках или 2 227-кг на внешней подвеске); в перегруз — 681 кг. Экипаж — 3 чел.

«Бэттл» Т — самолеты, переоборудованные в учебные.

«Бэттл» ТТ — буксировщики мишеней. В таком варианте выпущено 226 последних «Бэттлов» и переоборудовано 100 ранее построенных.

Летно-технические характеристики самолетов Фэйри «Бэттл»

  • Двигатель: Роллс-Ройс «Мерлин» II
  • мощность, л.с..: 1030
  • Размах крыла, м.: 16,45
  • Длина самолета, м.: 12,93
  • Высота самолета, м.: 4,57
  • Площадь крыла, кв. м.: 39,20
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3361
  • нормальная взлетная: 4944
  • максимальная взлетная: 5307
  • Максимальная скорость, км/ч: 406
  • Скороподъемность, м/с: 6,7
  • Практический потолок, м.: 7925
  • Дальность полета, км.: 1930

Боевое использование Fairey «Battle» в годы Второй мировой

Бомбардировщики Fairey Battle над Францией, 1940 г.

Бомбардировщики Fairey Battle над Францией, 1940 г.

В 1937-1938 гг. Королевские ВВС сформировали 18 эскадрилий «Бэттлов», сведенных в 1-ю и 6-ю группы Бомбардировочного командования. С началом Второй мировой войны 10 АЭ 1-й группы были переброшены во Францию, составив основу Передовых воздушных сил. Ударных задач не ставилось — экипажи должны были в ходе разведывательных полетов освоить район и отснять территорию противника на 20 км в глубину. Редкие встречи с истребителями противника показали уязвимость «Бэттлов», и на самолетах силами личного состава некоторых эскадрилий провели доработки, смонтировав нижнюю стрелковую установку и бронезащиту.

К маю 1940 г. во Франции оставалось 8 эскадрилий «Бэттлов» (две к тому времени были перевооружены «Бленхеймами»), насчитывавших примерно 110 исправных самолетов. 10 мая «Бленхеймы» атаковали с бреющего полета скопления немецких войск в Люксембурге. Результат оказался плачевным — из 36 самолетов, отправившихся на задание, вернулись только 20 машин. Ещё более значительными были потери в последующие дни: так, 14 мая «Мессершмитты» перехватили группу из 62 «Бэттлов», сбив 35 из них. После этого две эскадрильи пришлось расформировать, чтобы пополнить остальные.

Учтя уроки первых дней блицкрига, эскадрильи «Бэттлов» перевели на действия ночью, что позволило несколько снизить потери. Время от времени приходилось действовать и днем — 10 июня был нанесен удар по мостам на Сене, а 13-го 38 самолетов бомбили немецкие танки. Этот вылет стал последней крупной операцией «Бэттлов» — 15 июня все уцелевшие машины были перегнаны в Англию. В первой линии Бомбардировочного командования оставили 4 эскадрильи — 12, 103, 142 и 150-ю, до октября 1940 г. привлекавшиеся для ударов по портам Франции, Бельгии и Нидерландов. Последней британской эскадрильей, летавшей на «Бэттлах», была 98-я, подчиненная Береговому командованию. С сентября 1940 г. по июль 1941 г. она дислоцировалась в Исландии, летая на противолодочное патрулирование и сопровождение конвоев. В дальнейшем, вплоть до конца войны, «Бэттлы» использовались в учебных целях. Для этого 739 таких самолетов передали Канаде, 334 — Австралии, около 150 — Южно-Африканскому Союзу. Последний ранее получил и боевые «Бэттлы» — 11-я и 12-я АЭ воевали на них с июня 1940 г. по август 1941 г. против итальянцев в Восточной Африке.

Летом 1940 г. «Бэттлами» вооружили 4 польские эскадрильи в Англии — 300, 301, 304 и 305-ю (Польша заказала 100 таких самолетов в начале 1939 г., но до оккупации Германией получить не успела). Первые две из них в течение полутора месяцев принимали участие в ударах по портам Ла-Манша.

Бельгия вооружила «Бэттлами» 5-ю и 7-ю АЭ 3-го авиаполка. На 10 мая 1940 г. в строю находилось 14 самолетов, 5 из которых были уничтожены вражеской бомбардировкой в первые же минуты войны. Ещё 6 «Бэттлов» сбил противник в тот же день, когда они пытались атаковать мосты на канале Альберта. Три последних самолета были уничтожены 18 мая.

В конце 1939 г. 12 «Бэттлов» поставили в Грецию. С октября 1940 г. они бомбили вторгнувшиеся итальянские войска, а когда в середине ноября греки перешли в контрнаступление, поддерживали свои части. Последние греческие «Бэттлы» были уничтожены Люфтваффе 20 апреля 1941 г. при бомбардировке аэродрома Танагра.

30 самолетов в 1939-1940 гг. получила Турция. Один самолет, совершивший вынужденную посадку в Ирландии, был интернирован и включен в состав военной авиации этой страны.

Фэйри «Бэттл»как боевой самолет Второй мировой стал анахронизмом ещё до начала войны — попросту, в то время не существовало двигателя, способного обеспечить одномоторной трехместной машине с почти полутонной бомб и необходимым запасом топлива достаточно высокие летные качества. Просчеты, допущенные составителями спецификации Р.27/32, впоследствии привели к огромным потерям эскадрилий Передовых воздушных сил.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image