Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Итальянский воздушный корпус CAI против Королевских ВВС Великобритании

С вступлением Италии во Вторую мировую войну её промышленные центры и другие стратегические стали потенциальными целями для бомбардировщиков противника. И хотя после выхода Франции из войны единственный противник — Англия — не располагала ещё достаточно мощными соединениями бомбардировочной авиации, способными причинить сколь-нибудь заметный ущерб, психологический эффект от изредка появлявшихся над Турином и другими городами британских бомбардировщиков был довольно значителен. Дуче загорелся идеей возмездия — организации налетов «Реджиа Аэронаутика» на объекты на Британских островах. Но поначалу, обратившись с подобным предложением к германской стороне, итальянцы получили отказ: командование Люфтваффе считало, что сможет самостоятельно «разобраться» с противником. Однако вскоре потери, понесенные в ходе «Битвы за Англию», вынудили принять помощь Италии.

Фиат CR.42 Фалько на бельгийском аэродроме

Фиат CR.42 Фалько Итальянского Воздушного Корпуса на бельгийском аэродроме

10 сентября 1940 г. был официально сформирован «Итальянский воздушный корпус» — «Корпо Аэрео Итальяно» (CAI — Corpo Aereo Italiano). В его состав вошли два бомбардировочных стормо — 13-й и 43-й — вооруженные двухмоторными машинами «Фиат» BR.20M (по 37 самолетов), а также 172-я отдельная разведывательная эскадрилья с трехмоторными самолетами «Кант» Z.1007bis (5 машин). Для их прикрытия сформировали новый 56-й истребительный стормо в составе 18-й группы (83, 85 и 95-я АЭ), вооруженной «Фиатами» CR.42, а также 20-й (351, 352 и 353-я АЭ) — тоже с «Фиатами», но монопланами G.50bis. Командовал 56-м стормо колонелло Умберто Чиса (Umberto Chiesa), 18-й группой — майор Ферруччио Возилья (Ferruccio Vosilla), а 20-й — майор Марио Бонцано (Mario Bonzano), известный ас времен войны в Испании. Для обеспечения связи с родиной корпусу придали значительное количество транспортных и связных самолетов — 12 Са.133Т, один SM.82 и 9 Са.164. Большинство частей (бомбардировочные стормо и 18-я истребительная группа) выделила 1-я авиационная эскадра, остальные взяли из 3-й эскадры.

Перед отправкой в Бельгию, определенную для базирования CAI, его части укомплектовали новенькими самолетами, прямо с завода — 50 CR.42 и 45 G.50bis. Все истребители получили радиостанции, хотя качество итальянского радиооборудования вызывало многочисленные нарекания: впоследствии пилоты Люфтваффе с удивлением отмечали, что их итальянские коллеги в полете обмениваются сигналами посредством покачивания крыльев! На самолетах CR.42 установили дополнительные топливные баки. Для компенсации возросшего веса пришлось пойти на ослабление вооружения: один из двух синхронных крупнокалиберных пулеметов был заменен пулеметом винтовочного калибра.

К середине октября 1940 г. части CAI были сосредоточены в Бельгии. Интересно, что Люфтваффе присвоило им собственные номера — для облегчения взаимодействия. Так, 13-й и 43-й стормо стали, соответственно, KG 13 и KG 43 (т.е. 13-й и 43-й бомбардировочными эскадрами), а 18-я и 20-я группы — 18./JG 56 и 20./JG 56 (т.е., 18-й и 20-й отряды 56-й истребительной эскадры). Для базирования истребителей выделили аэродромы Урсель (18-я группа) и Мальдегем (20-я). Бомбардировщики базировались в Мельсбруке (13-й стормо) и Шиври (43-й стормо и 172-я разведывательная АЭ).

Фото разбитого итальянского истребителя Фиат CR.42

Фото разбитого итальянского истребителя Фиат CR.42

Первые боевые вылеты «Корпо Аэрео Итальяно» выполнил в ночь на 25 октября, но истребители в них не участвовали — лишь дюжина BR.20M сбросила бомбы на цели. Дебют истребителей «Реджиа Аэронаутика» над Британией состоялся 29 октября, когда в налете на Рамсгейт 15 бомбардировщиков сопровождал почти полный состав 56-го стормо: 39 «Фалько» и 34 «Фреччиа». Британские истребители в этот раз не встретились, так что обошлось без потерь. Следующая дневная операция была предпринята 11 ноября. В тот день на задание отправились две группы самолетов CAI. Первая состояла из пяти Z.1007bis, сопровождаемых 21 G.50bis. При налете на Грейт Ярмут она потерь не понесла. Меньше повезло второй, состоявшей из десяти BR.20M и 40 CR.42. Её целью был Гарвич. Уже на подходе к Британии, около 13.30, группа была обнаружена радаром, и на перехват подняли две эскадрильи «Харрикейнов» (46-ю и 257-ю). Так начался бой, впоследствии получивший название «Спагетти парти». Итальянские истребители оказывали упорное сопротивление, но летные качества «Харрикейнов» были гораздо выше. В итоге, было сбито три бомбардировщика, а ещё три получили тяжелые повреждения. На землю отправились и три «Фалько» (два пилота попали в плен, третий погиб). В довершение всех бед, многим истребителям не хватило топлива, чтобы дотянуть до своего аэродрома, и 19 из них вынуждены были садиться в поле (пять самолетов получили при этом серьезные повреждения, а два были полностью разбиты). Итальянские пилоты заявили о 10 сбитых британских истребителях (и ещё 9 — с пометкой «вероятно»), но на деле все «Харрикейны» благополучно вернулись на базы.

Два самолета CR.42 были передислоцированы на авиабазу Флиссинген (Нидерланды), где образовали отдельное звено ночных истребителей. В декабре 1940 г. его состав увеличили до пяти машин, но никаких сведений об успешных перехватах вражеских самолетов не имеется.

Последнее столкновение с британскими истребителями имело место 23 ноября, когда 29 «Фалько» отправились на «свободную охоту» в район Маргейта и Фолькстоуна. Их перехватили «Спитфайры» 603-й АЭ. Несмотря на подавляющее превосходство своих машин, британцам не удалось сбить ни одного «Фиата». Но два CR.42 на обратном пути из-за нехватки топлива упали в воду (пилоты погибли) а ещё три по той же причине сели на вынужденную на территории Бельгии. Пилоты 18-й группы заявили пять воздушных побед, но на деле лишь один «Спитфайр» получил повреждения.

Поскольку неспособность итальянских истребителей действовать над Британией стала вполне очевидной, бомбардировщики CAI перешли исключительно к ночным действиям. Последний такой налет имел место в ночь на 3 января 1941 г. А уже 10 января большинство частей «Корпо Аэрео Итальяно» вернулись на родину — их ждало переформирование и отправка в Северную Африку и на Балканы. Лишь 352-я и 353-я эскадрильи со своими «Фиатами» G.50bis оставались в Бельгии до середины апреля 1941 г. Самолеты этого типа выполнили за время пребывания в Бельгии 693 боевых вылета. Было потеряно четыре истребителя, погибли два пилота. Два G.50bis были по ошибке обстреляны немецкими зенитчиками и получили повреждения. Так завершились налеты итальянской авиации на Великобританию. Королевские ВВС впереди ожидала «Битва за Англию».

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image