Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фэйри «Сифокс» («Морской лис»)

Корабельный поплавковый разведчик-биплан Фэйри "Сифокс"

Корабельный поплавковый разведчик-биплан Фэйри "Сифокс"

Корабельный катапультный разведчик Фэйри «Сифокс» («Морской лис») был разработан под руководством авиаконструктора М. Лобеля в соответствии со спецификацией S. 11/32. Представлял собой одномоторный двухместный биплан цельнометаллической конструкции с двухпоплавковым шасси. Проектировщики заложили в самолет ряд передовых технических решений — в частности, фюзеляж был выполнен как цельнометаллический монокок. Кабина пилота была открытой (как и на большинстве самолетов того времени), но кабину наблюдателя выполнили закрытой, а оборонительную пулеметную установку — убираемой в фюзеляж. Для ведения огня фонарь откидывался, а пулеметная установка поднималась.

Первоначально предполагалось применить на «Сифоксе» звездообразный мотор воздушного охлаждения «Бристоль» «Акила» (500 л.с), но после того, как программу его доводки свернули, пришлось выбирать альтернативную силовую установку. Выбор сделали в пользу нового 16-цилиндрового Н-образного мотора воздушного охлаждения «Нэпир» «Рэпьер» — гораздо менее мощного и также страдавшего «детскими болезнями». Тем не менее 27 мая 1936 г. на испытания вышел первый прототип «Сифокса», а 5 ноября того же года начались летные тесты второй машины (первоначально она летала с колесным шасси, но позже также получила поплавковое). В апреле 1937 г. начались поставки серийных машин, а уже в следующем году производство «Сифоксов» завершилось. Всего завод в Хэмбле построил 64 серийные машины.

Вопреки встречающемуся в ряде публикаций утверждению, самолет «Сифокс» не имеет ничего общего с сухопутным бипланом «Фэйри» «Фокс», созданным десятилетием ранее. Чтобы не возникало подобных сомнений, с принятием гидроплана на вооружение ввели правило писать «Сифокс» слитно вместо общепринятого раздельного написания («Си Фокс»).

Основная модификация поплавкового биплана Фэйри

Фэйри «Сифокс» — двигатель «Нэпир» «Рэпьер» VI (395 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «Виккерс» на верхней установке. Бомбовое вооружение не предусматривалось. Экипаж — 2 человека.

Лётно-технические характеристики Фэйри «Сифокс»

  • Двигатель: Нэпир «Рэпьер» VI
  • мощность, л.с.: 395
  • Размах крыла, м.: 12,20
  • Длина самолета, м.: 10,26
  • Высота самолета (на поплавковом шасси), м.: 3,89
  • Площадь крыла, кв. м.: 41,2
  • Масса, кг:
  • пустого самолета (на колесном шасси): 1588
  • взлетная (на колесном шасси): 2722
  • взлетная (на поплавковом шасси): 2903
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • с колесным шасси: 222
  • с поплавковым шасси: 208
  • Потолок, м.: 5180
  • Дальность полета, км.: 965

Боевое использование гидросамолётов Fairey Seafox в годы Второй мировой войны

Подавляющее большинство «Сифоксов» использовались в соответствии с прямым предназначением — как корабельные разведчики. Единственной частью берегового базирования, эксплуатировавшей такие гидросамолеты достаточно длительное время, была 773-я эскадрилья на Бермудских островах.

Корабельные «Сифоксы» имелись в составе 700, 702, 703, 713, 714, 716 и 718 эскадрилий.

Фото катапультного гидросамолёта Fairey Seafox в большом размере

Фото катапультного гидросамолёта Fairey Seafox в большом размере.

Преимущественно они приписывались к легким крейсерам («Эмерад», «Нептун», «Орион», «Эйджекс», «Аретьюза»). После начала Второй мировой войны такие гидросамолеты получили некоторые вспомогательные крейсера, переделанные из мобилизованных пассажирских лайнеров, — «Претория Кастл», «Асту-риас», «Алькантара». В начальный период войны корабельные «Сифоксы» вместе со своими крейсерами активно привлекались для охоты за немецкими рейдерами. Наиболее примечательным эпизодом стало участие в бое с «карманным линкором» «Адмирал граф Шпее» у Ла-Платы 13 декабря 1939 г. — первом крупном морском сражении Второй мировой войны. В нем участвовал «Сифокс» 718-й эскадрильи с крейсера «Эйджекс», экипаж которого успешно корректировал артиллерийский огонь (благодаря чему двумя попаданиями была выведена из строя систем управления огнем на немецком рейдере). Как известно, итогом боя стало самозатопление «Адмирала графа Шпее». В мае 1941 г. несколько «Сифоксов» участвовало в обороне Крита.

Разведывательный гидросамолет Фэйри "Сифокс" установлен на корабельной катапульте.

Разведывательный гидросамолет Фэйри «Сифокс» установлен на корабельной катапульте.

В боевых частях «Сифоксы» служили примерно до середины 1942 г., когда были заменены амфибиями «Уолрэс» и американскими гидросамолетами «Кингфишер». В учебных целях «Сифоксы» применялись до июля 1943 г.

Будучи весьма передовым в технологическом отношении самолетом, Fairey Seafox страдал недобором мощности из-за неудачного выбора силовой установки, что в конечном итоге и предопределило его относительно непродолжительную карьеру в годы Второй мировой.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image