Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Физелер Fi-156 «Шторх» («Аист»)

Фото Физелер Fi-156 Шторьх

Фото Физелер Fi-156 Шторьх

Физелер Фи-156 «Шторьх» — легкий одномоторный самолет связи с коротким взлетом и посадкой. Разрабатывался под руководством Г. Физелера, Р. Мевеса и Э. Бахема с 1935 г. и изначально предназначался для гражданского применения, но в ходе разработки был трансформирован в военный вариант. Представлял собой трехместный подкосный высокоплан смешанной конструкции (металлический трубчатый набор фюзеляжа с тканевой обшивкой, деревянное крыло) с неубирающимся шасси, снабженным мощной амортизацией. Крыло имело развитую механизацию, гарантировавшую отличные взлетно-посадочные характеристики — разбег составлял всего 50 м, а при встречном ветре был ещё меньше. Для посадки же хватало 20 м! Остекление кабины обеспечивало прекрасный обзор. В целях уменьшения габаритов при хранении и транспортировке наземным транспортом консоли крыла выполнили складывающимися назад. В качестве силовой установки выбрали 8-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Аргус» As-10С.

Прототип Fi-156V1 был облетан 10 мая 1936 г. За ним последовали ещё две опытные машины, причем Fi-156V3 получил военное оборудование и рассматривался как прототип армейского связного самолета.

Машина привлекла внимание рейхсминистерства авиации, объявившего конкурс на новую машину такого класса. Требования предусматривали создание самолета короткого взлета и посадки с хорошим обзором из кабины экипажа — а этим критериям как нельзя лучше соответствовал «Шторх». Из его конкурентов два (Bf 163 и Si 201) сильно отстали по срокам создания, выйдя на испытания тогда, когда Fi-156 уже строился серийно, третий же — автожир FW 186 — вообще был отвергнут из-за присущих конструкции недостатков. «Физелер» же планомерно вел работы по внедрению «Шторха» в серию. В начале 1937 г. построили ещё 2 прототипа, весной за ними последовала пред-серийная партия, а летом начались поставки серийных самолетов.

В общей сложности для люфтваффе до марта 1945 г. выпущено около 2900 серийных машин. Из них 1908 изготовила фирма «Физелер», 784 — завод «Моран» в Пюто (Франция), 78 — «Мраз» в Чозене (Чехия) и 73 — LBB в Чешских Будейовицах.

Основные модификации Физелер Fi-156 «Шторх»:

Fi-156А — двигатель «Аргус» As 10С-3 (240 л.с). Базовый вариант для люфтваффе — самолет связи. Выпущена предсерийная партия — 10 Fi-156А-0, серийно строились и Fi-156А-1.

Fi-156В — вариант, предлагавшийся для гражданского применения и отличавшийся наличием предкрылков. Выпущено 50 самолетов (14 Fi-156В-0 и 36 Fi-156В-1), попавших в люфтваффе.

Fi-156С — выпускался с 1938 г. и стал основным вариантом для люфтваффе. Модификация Fi-156С-1 представляла собой трехместный связной самолет (286 единиц), Fi-156С-2 — двухместный ближний разведчик с 7,92-мм пулеметом MG 15 в верхней линзовой установке (239 машин).

Вариант Fi-156С-3 был унифицированным — способным использоваться как в связном, так и в разведывательном варианте (выпущено 1755 самолетов), a Fi-156С-5 имел подфюзеляжную подвеску для 200-л топливного бака либо контейнера с АФА (354 машины). Большинство Fi-156С-3 и все Fi-156С-5 комплектовались двигателями As 10P (270 л.с).

Модификация Физелер Fi-157C-3 Storch

Модификация Физелер Fi-157C-3 Storch, который использовался в Африканском корпусе в марте-мае 1941 года

Помимо производства в Германии и на оккупированных территориях вариант Fi-156Са-3 выпускался по лицензии в Румынии. На заводе ICAR в Брашове изготовили 80 самолетов, из них 10 с октября 1943 г. до начала 1944 г., а остальные — уже после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, с конца 1944 г. по ноябрь 1946 г.

Санитарный вариант Физелер Фи-157 Шторх

Санитарный вариант Физелер Фи-157 Шторх

Fi-156D — санитарно-эвакуационный вариант, выпускавшийся с конца 1941 г. Изготовлено 117 Fi-156D-1 и 56 Fi-156D-2.

Fi-156Е — вариант с гусеничным шасси. Изготовлена лишь предсерийная партия (10 Fi-156Е-0).

ОКА-38 «Аист» — советская копия Fi-156А, разработанная под руководством O.K. Антонова. Двигатель -6-цилиндровый МВ-6 (240 л.с). Прототип испытывался осенью 1940 г., весной 1941 г. велась подготовка к серийному выпуску на заводе № 465 в Каунасе, но из-за начала войны ни одну машину изготовить так и не успели.

«Мраз» К-65 «Чап» — вариант, выпускавшийся в Чехословакии после войны («Чап» означает «Аист» по-чешски). Соответствовал поздним Fi-156С. В 1946-1949 гг. выпущено 138 машин.

«Моран-Солнье» MS.500/502 «Крике» — самолеты послевоенного французского производства. MS.500 комплектовался мотором As 10Р, MS.502 — 9-цилиндровым звездообразным двигателем «Сальмсон» 9Аb (235 л.с). Изготовлено 925 самолетов, в т.ч. 347 MS.500.

Летно-технические характеристики самолета Fi-156С-2

  • Двигатель: «Аргус» As 10С-3
  • мощность, л.с.: 240
  • Размах крыла, м.: 14,25
  • Длина самолета, м.: 9,90
  • Высота самолета, м.: 3,05
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,20
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 930
  • взлетная: 1325
  • Скорость, км/ч:
  • максимальная: 175
  • крейсерская: 150
  • Скороподъемность, м/с: 4,65
  • Практический потолок, м.: 4600
  • Дальность полета, км.: 385

Использование Fieseler Fi-156 «Storch» в годы войны

Серийные «Шторхи» начали поступать в люфтваффе зимой 1937/38 г. четыре (по другим данным — 6) самолета Fi-156А-1 отправили в Испанию, где их использовали в качестве связных в штабном отряде легиона «Кондор».

К началу Второй мировой войны люфтваффе располагали около 300 «Шторхов». По 1-2 такие машины придавалось каждой группе боевой авиации, имелись они и в отрядах взаимодействия с армией. В Польской кампании приняло участие около 40 Физелер Fi-156, большинство из которых обеспечивало связью штабы корпусов и дивизий.

Физелер Fi-156C

Основной связной самолёт Люфтваффе Физелер Fi-156C на аэродроме

10 мая 1940 г., в первый день блицкрига на Западе, более 100 Fi-156 использовалось для проведения посадочных воздушных десантов в Бельгии и Люксембурге. Потери оказались весьма значительными – 21 самолет (для сравнения: за всю кампанию в Польше люфтваффе лишились семи «Шторхов»). Помимо этого, Fi-156 вели разведку, доставляли донесения и курьеров, эвакуировали раненых, спасали сбитых летчиков. Подобные же задачи решали экипажи «Шторхов» во время Балканской кампании и в ходе боев в Северной Африке.

В ходе войны против СССР «Шторхи» решали в основном те же задачи, что и в предыдущих кампаниях. Помимо этого, их применяли для прокладки проводных линий связи (главным образом, в равнинных районах Украины), а в тылу — для борьбы с партизанами. Хорошие взлетно-посадочные качества Fi-156 делали их незаменимыми при проведении различных спецопераций, наиболее известной из которых стало спасение Муссолини в сентябре 1943 г. — когда высокогорный отель, где он содержался под стражей, был захвачен десантниками, доставленными на планерах, на крохотную площадку у отеля приземлился «Шторх», вывезший самого дуче и командовавшего операцией О. Скорцени. Довольно часто Fi-156 применялись в качестве личных самолетов высокопоставленных немецких военачальников — Э. Роммеля, А. Кессельринга и других.

Самолет Физелер Fi-156 "Шторьх" на котором Отто Скорцени вывез итальянского диктатора Бенито Муссолини

Самолет Физелер Fi-156 «Шторьх» на котором Отто Скорцени вывез итальянского диктатора Бенито Муссолини

Вплоть до последних дней войны «Шторхи» люфтваффе выполняли связные полеты в окруженные немецкие гарнизоны (например, в Будапешт и Бреслау). Весной 1945 г. Fi-156 в качестве разведчиков включались в противотанковые отряды.

«Шторхи» довольно широко экспортировались в другие страны накануне Второй мировой войны. Так, Испания получила несколько Fi-156А-1, оставшихся после вывода легиона «Кондор», а впоследствии купила ещё 7 Fi-156С-1. Они эксплуатировались как в метрополии, так и в Марокко, прослужив до 1956 г.

В декабре 1938 г. один Fi-156 был передан Италии, где использовался в качестве персонального самолета маршала И. Бальбо. На рубеже 1940-1941 гг. поступило ещё 12 Fi-156С. Часть из них попала в Ливию, где служила в 1-й группе колониальной авиации, часть применялась в ходе кампании ВВС Италии на Балканах. В конце 1942 г. было приобретено 12 Fi-156С-3 а в 1943 г. — ещё 3 такие машины. Самолеты, остававшиеся в строю на момент перемирия, впоследствии эксплуатировались как в ВВС Итальянской социальной республики, так и в итальянских ВВС на стороне союзников.

Финляндия получила в 1939 г. 2 Fi-156С-1 (экспортированных под обозначением Fi-156К-1). Один из них разбился в октябре 1944 г., а второй прослужил в ВВС до января 1940 г.

Некоторое количество самолетов Fi-156С и D получила Болгария (встречаются цифры 6, 8, 12 и даже 19 единиц). Самолеты, получившие местное название «Дрозд», использовались как связные и санитарные, обеспечивая действия болгарских оккупационных войск в Югославии. Последние из них прослужили до 1947 г.

В Румынии первый «Шторх» модификации Fieseler Fi-156С-1 появился в ноябре 1940 г. — Гитлер подарил его местному диктатору Антонеску. В 1941-1944 гг. ВВС Румынии получили 41 такой самолет — главным образом, модификаций С-1, С-2 и С-3, а также несколько машин Fi-156D. С конца 1943 г. начали поступать и лицензионные Fi-156Са-3. Самолеты использовались на советско-германском фронте, а после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции — для обеспечения войск, воевавших против вермахта.

9 Fi-156С с ноября 1942 г. немцы передали Словакии. В том же году начались поставки Венгрии, получившей в общей сложности более 30 самолетов (встречается цифра 37 единиц). В этой стране «Шторхи» именовались «Голья» — тот же «Аист», только по-венгерски.

Прототип Fi-156V2 в начале 1941 г. отправили для нужд авиации Японии. Там «по мотивам» «Шторха» спроектировали собственный самолет аналогичного назначения — «Кокусай» Ки 76, серийно строившийся с весны 1943 г.

Одной из первых обратила внимание на «Шторх» Швеция, купившая 2 Fi-156А-1 в 1938 г. Впоследствии было приобретено 6 Fi-156С-2, а в 1943 г, — ещё 6 Fi-156С-3. Пополнялись ВВС Швеции и за счет интернированных на её территории самолетов люфтваффе. В итоге, в стране эксплуатировалось в общей сложности 22 «Шторха». К началу 1960 г. в строю оставалось ещё 16 машин, но к концу года все они были списаны. В ВВС Швеции Fi-156 обозначались S14.

Один Fi-156 в сентябре 1939 г. был куплен швейцарской фирмой. В 1943 г. его конфисковали ВВС, тогда же пополнившиеся двумя интернированными на территории страны самолетами люфтваффе. В ВВС Швейцарии «Шторхи» служили до 1950 г.

Буквально накануне германского вторжения, в начале 1941 г., 24 (по другим данным, 36) самолетов Fi-156С-2 получила Югославия. Большинство из них было уничтожено, но две машины впоследствии эксплуатировались ВВС Хорватии.

Странами-победительницами довольно широко использовались трофейные «Шторхи» — только Великобритании досталось 145 таких самолетов (64 из них передали Франции, 17 — Норвегии, по 1 — Бельгии и Нидерландам). Несколько самолетов эксплуатировалось в Европе и американскими войсками — в частности, один из них был личным самолетом Д. Эйзенхауэра. 7 Fi-156 служило в ВВС и морской авиации Польши, ещё несколько эксплуатировались гражданскими структурами этой страны. Эксплуатировались «Шторхи» и в СССР — как в ВВС, так и в гражданской авиации.

В Чехословакии самолеты К-65 служили как в ВВС, так и в корпусе национальной безопасности, эксплуатировались в аэроклубах.

ВВС Франции ещё в ходе войны начали собирать трофейные Fi-156 в состав группы «Периге», успевшей принять участие в уничтожении последних немецких гарнизонов на Атлантическом побережье страны. Самолеты MS.500/502 широко применялись как в метрополии, так и в колониях, прежде всего, в Индокитае. Помимо связи, их активно использовали в качестве самолетов передовых авианаводчиков, для сопровождения речных судов и других целей. После вывода французских войск 5 MS.500 получил Южный Вьетнам, 10 (по другим данным, 15) — Лаос и 7 — Камбоджа. Французские «Крике» участвовали также в боевых действиях в Алжире и были окончательно сняты с вооружения в 1965 г.

Физелер Fi-156 «Шторьх», вероятно, можно считать одним из наиболее удачных самолетов, созданных в Третьем рейхе. Помимо отличных взлетно-посадочных характеристик, он отличался феноменальной маневренностью, неприхотливостью в эксплуатации и независимостью от аэродромной инфраструктуры. Недаром он стал образцом для подражания во многих странах.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image