Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

ВВС Италии во Второй мировой войне. Боевые действия на Балканах

Оккупация Албании Италией привела к обострению отношений с Грецией. Последняя претендовала на Южную Албанию (именуемую греческой стороной Северным Эпиром) и заселенную преимущественно греками. Дуче, со своей стороны, был не прочь «наложить лапу» на всю Грецию и, несмотря на то, что уже увяз в боевых действиях в Северной Африке, вовсю искал повод для начала новой войны. 28 октября 1940 г. Италия предъявила Греции ультиматум, обвиняя её в содействии британской авиации и флоту и требуя оккупации территории страны. Естественно, ультиматум был отвергнут. Началась отвратительно спланированная и плохо руководимая военная кампания против Греции.

Фиаты Cr.42 над Эгейским морем

Фиаты Cr.42 над Эгейским морем

«Реджиа Аэронаутика» выделила для войны против Греции силы в составе двух командований: «Аэронаутика делл Албаниа» и «Аэронаутика делл Эгео». Первое из них располагало двумя стормо и двумя отдельными группами бомбардировщиков, одной группой разведчиков и одной (160-й) группой истребителей. Последняя включала 393-ю и 394-ю эскадрильи в Корице и Дренова (соответственно, 9 Фиатов CR.42 «Фалько» и 14 CR.32), а также 395-ю АЭ в Берате, располагавшую всего четырьмя монопланами G.50. Силы «Аэронаутика делл Эгео» были гораздо скромнее и включали не более 50 самолетов, дислоцированных на Додеканезских островах. В их числе были и две отдельные истребительные эскадрильи — 162 и 163 — вооруженные, соответственно, CR.42 и CR.32. Кроме того, с территории Италии поддержку оказывали самолеты 4-й территориальной зоны (в январе 1941 г. развернутой в 4-ю авиационную эскадру): два полка и две отдельные группы бомбардировщиков, а также 2-ю истребительную группу (150-я и 151-я АЭ на CR.32 и 153-я на G.50bis).

В начале ноября в Албанию перебросили из Северной Италии 24-ю группу на G.50 (354-я и 355-я АЭ) и 150-ю на CR.42 (363, 364, 365-я АЭ, в общей сложности 37 самолетов и 44 пилота)[1]. 5 ноября на базе 395-й АЭ путем добавления 361-й эскадрильи развернули новую 154-ю группу, вооруженную G.50bis. Таким образом, общее количество задействованных против Греции самолетов достигло примерно 430 единиц. ВВС Греции могли противопоставить им лишь около 150 машин, в том числе 45 истребителей, сведенных в четыре миры (эскадрильи): 36 PZL Р.24[2] и девять новых «Блох» MB.151 французского производства.

В первый день войны истребители «Аэронаутика делл Албаниа» занимались, главным образом, перехватом греческих самолетов-разведчиков. Тененте Марио Каранчини (Mario Carancini) из 393-й АЭ смог сбить одного «Хеншеля» Hs-126 из 3-й миры. Два дня спустя группа из пяти CR.42 и пары CR.32 встретила в воздухе два «Хеншеля», и итальянские пилоты без особого труда сбили оба разведчика. 31 октября самолеты 160-й группы штурмовали колонны греческих войск. Для двух CR.32 этот вылет стал последним — они были сбиты зенитным огнем. Оба пилота сумели спастись с парашютами.

Капитан Марио Д'Агостини у своего Фиат CR.32 на острове Родос, 1940 г.

Капитан Марио Д'Агостини у своего Фиат CR.32 на острове Родос, 1940 г.

1 ноября на северном участке итало-греческого фронта тройка устаревших CR.32 встретилась с парой ещё более старых разведчиков «Бреге» XIX из состава 2-й миры. Антикварные бипланы не имели шансов уцелеть, и оба были сбиты. На следующий день «Фалько» приступили к эскортированию бомбардировщиков: пять истребителей сопровождали десятку Савойя-Маркетти SM.79 в рейде на Салоники, а четыре других — 10 Кант Z.1007bis «Альционе» в налете на Лариссу. В тот же день дебютировали самолеты 150-й группы. Незадолго до полудня пять самолетов из 365-й АЭ провели два воздушных боя в районе Янины, сбив два греческих PZL Р.24 из 21-й миры. А тремя часами позже 12 «Фалько» 363-й эскадрильи над Салониками схватились с шестью PZL Р.24 22-й миры. Итальянцам удалось повредить один вражеский истребитель, разбившийся при посадке. Но защитить своих бомбардировщиков они не смогли — греки «завалили» два «Канта». 393-я эскадрилья понесла потери на собственном аэродроме — при попытке взлета на перехват греческих Бристоль «Бленхеймов» взрывом бомбы был уничтожен один CR.42, пилот погиб. 4 ноября жертвами двух истребителей 365-й АЭ стала пара «Бреге» XIX.

С 6 ноября в боевые действия в Греции включились части британских ВВС: 30-я и 84-я эскадрильи «Бленхеймов» и звено бомбардировщиков Виккерс «Веллингтон» из 70-й АЭ. Несколько дней спустя к ним присоединились ещё одна эскадрилья «Бленхеймов» (211-я) и 80-я истребительная АЭ с «Гладиаторами». 6 ноября 30-я АЭ бомбила порт Валоны. Взлетевшая на перехват тройка «Фалько» из 394-й эскадрильи повредила три «Бленхейма», но все они сумели вернуться на базу в Элефсисе. Меньше повезло «Веллингтонам», бомбившим Валону на следующий день. Пять CR.42 из 364-й АЭ и два G.50 из 395-й сбили пару «бомберов».

14 ноября греческие войска начали контрнаступление, не только остановившее продвижение итальянцев, но и отбросившее войска дуче обратно в Албанию. Аэродромы «Аэронаутика делл Албаниа» подверглись ударам греческой авиации. В частности, в 9.45 над Корицей появились два «Бленхейма» из 32-й миры и два Фэйри «Бэттла» из 33-й. На перехват поднялась пара истребителей 393-й АЭ, пилотируемых тененте Тестерини (Testerini) и сержантом маджоре Раттичиери (Rattichieri). Их жертвой стал один из «Бленхеймов», получивший повреждения и разбившийся при вынужденной посадке, чуть не дотянув до своего аэродрома. Второго «Бленхейма» сбили зенитчики. Несколькими минутами позже «Фалько» 363-й АЭ провели безрезультатный бой с девяткой Р.24. После полудня истребители CR.42 перехватили тройку «Бленхеймов» — на этот раз из британской 84-й АЭ. Для бомбардировщиков, следовавших без прикрытия, бой имел роковые последствия: две машины были сбиты, а третья повреждена. На следующий день G.50 из 24-й группы сопровождали бомбардировщики, пытавшиеся задержать продвижение греческих войск. «Фалько» же вновь увеличили свой боевой счет: 393-я эскадрилья сбила «Бленхейма», а 363-я — одного «Бэттла», повредив другого. В тот же день имел место бой соттотененте Ди Робиланта (Di Robilant) из 393-й АЭ с четверкой греческих «Бэттлов». Ди Робилант заявил об уничтожении всех четырех бомбардировщиков в скоротечном бою, длившемся каких-нибудь три минуты. Его слова были подтверждены экипажем разведчика Ro.37, которого сопровождал Ди Робилант. Успех пилота был широко разрекламирован итальянской прессой, но вся загвоздка в том, что по греческим данным их ВВС потеряли 15 ноября лишь одного «Бэттла» сбитым и одного поврежденным — ранее в бою с самолетами 363-й АЭ. Следовательно, Ди Робилант не смог даже причинить повреждения «Бэттлам»…

Фиат CR.42 ВВС Италии на острове Скарпанто

Фиат CR.42 ВВС Италии на острове Скарпанто

18 ноября самолеты 393-й АЭ провели над Корицей два боя с Р.24, заявив о шести воздушных победах. В свою очередь, греческие пилоты записали на свой счет два CR.42, хотя на деле ни один итальянский самолет не был сбит. Но и реальные успехи 393-й эскадрильи оказались значительно ниже: греки потеряли два P.24 (пилот одного из них таранил итальянский бомбардировщик), ещё один был поврежден.

19 ноября над Албанией появились Глостер «Гладиаторы» британской 80-й АЭ, переброшенные из Египта. Их пилоты сразу же продемонстрировали весьма агрессивную манеру ведения боя. Лидируемая тройкой Р.24 девятка «Гладиаторов» перехватила четыре CR.42 из 160-й группы и два G.50 из 24-й. По одной итальянской машине каждого типа было сбито. На помощь своим с Корицы поднялось восемь «Фалько» — все боеспособные на тот момент самолеты 160-й группы. Итог оказался плачевным — британцы сбили ещё три CR.42. Пилоты двух из них погибли, третий, получивший ранения в обе ноги, смог уцелеть. Англичане отделались лишь одни раненым летчиком. В последующие дни итальянские истребители активности не проявляли, «зализывая раны». Лишь 22 ноября, вылетев на сопровождение бомбардировщиков, пилоты 160-й группы сбили некстати подвернувшийся греческий Хеншель Hs-126.

После боев 19 ноября итальянские истребители старались действовать над территорией Греции относительно большими группами. Но и это не всегда помогало, поскольку противостоявшие им британские пилоты придерживались такой же тактики. Например, 27 ноября на патрулирование района Валоны поднялась девятка «Фалько» из 364-й эскадрильи. Около 11.00 комэск капитан Никола Магальди (Nicola Magaldi) заметил группу бомбардировщиков, опознанных как вражеские. Капитан, а с ним два его ведомых устремились на перехват, потеряв контакт с остальной группой. И тут охотники превратились в дичь: как снег на голову им свалилась девятка «Гладиаторов». Итог боя оказался плачевным — Магальди погиб, а сержант Негри (Negri) едва смог дотянуть до аэродрома на поврежденном истребителе. Но и количественное превосходство итальянцев отнюдь не гарантировало успеха. Утром 28 ноября десять CR.42 из 364-й и 365-й АЭ встретились в воздухе с двумя тройками британских истребителей из 80-й эскадрильи. На этот раз пилоты «Гладиаторов» применили разомкнутый боевой порядок: вторая тройка шла примерно в 5 км сзади и чуть выше первой, игравшей роль своеобразной приманки. Расчет оказался верным — пока первое звено завязало с итальянцами «собачью свалку», второе вышло на благоприятную позицию для атаки. В итоге было сбито три «Фалько», в том числе и самолет ведущего группы капитана Джорджио Граффера (Giorgio Graffer). Вторая машина, пилотируемая сержантом Миньяни (Mignani) столкнулась с «Гладиатором». Оба пилота — итальянский и английский — погибли. Пилот третьего сбитого CR.42 уцелел, и ночью пешком смог добраться до своих. Ещё два итальянских летчика получили ранения. Досталось и англичанам: из пяти уцелевших «Гладиаторов» лишь один вернулся на базу без повреждений.

Греческие истребители, измотанные несколькими неделями боев, благодаря появлению британцев смогли взять краткий «тайм-аут». Но 3 декабря шесть Р.24 вновь появились над Корицей. Против них итальянцы выслали сразу 18 «Фалько» 160-й группы. Её пилоты заявили четыре воздушных победы, но на деле 23-я мира потеряла лишь один Р.24, остальные сумели оторваться от противника. А на следующий день состоялся ещё один крупный бой с участием «Гладиаторов». На этот раз к девятке самолетов 80-й АЭ присоединилась четверка истребителей только что переброшенной из Египта 112-й АЭ. Британцы применили уже отработанную тактику: шесть «Гладиаторов» служили приманкой, а ещё семь шли двумя группами сзади и выше, чтобы в подходящий момент атаковать противника с пикирования. Поначалу все шло по плану — полтора десятка CR.42 из 150-й группы уже устремились в атаку на «приманку», когда командир группы тененте колонелло Роландо Прателли (Rolando Pratelli) заметил «засаду» и немедленно скомандовал выход из боя. В завязавшуюся схватку встряли и десять G.50 из 154-й группы. Несмотря на численное превосходство, итог оказался не в пользу «Реджиа Аэронаутика»: два «Фалько» были сбиты, ещё пять получили повреждения. Англичане отделались тремя поврежденными «Гладиаторами». При этом машина командира 80-й АЭ сквадронлидера Хики (Hickey) ремонту не подлежала — хотя пилот и сумел дотянуть до базы.

Фиат G.50bis над Албанским фронтом

Фиат G.50bis над Албанским фронтом

К началу декабря 1940 г. основным типом истребителей «Реджиа Аэронаутика» на Балканах стал G.50: 154-я группа располагала 32 такими машинами, а 24-я — 26. «Фиаты» CR.42 были оттеснены на второе место — не в последнюю очередь из-за значительных потерь. Тем не менее, именно «Фалько» продолжали нести основную тяжесть боев, иногда демонстрируя высокую эффективность: так, 7 декабря тройка самолетов 365-й АЭ над Валоной перехватили три «Бленхейма» британской 84-й эскадрильи. Два бомбардировщика были сбиты, а третий поврежден. 18 декабря над Валоной британцы потеряли ещё одного «Бленхейма» — на него набросились сразу шесть CR.42 и три G.50bis. А 21 декабря 21 «Фалько» (15 из 150-й и шесть из 160-й групп), прикрывая бомбардировщики Z.1007bis над Тепелиной вступили в бой с традиционными противниками — десяткой «Гладиаторов» из 80-й АЭ. Итог боя — 3:2 не в пользу итальянцев… «Реджиа Аэронаутика» взяла реванш на следующий день -«Фреччиа» из 154-й группы сумели сбить сразу шесть «Гладиаторов» без потерь со своей стороны. После этого боя 80-ю эскадрилью отвели на отдых и пополнение, а на фронте её сменила перевооруженная «Гладиаторами» греческая 21-я мира. Последней же в 1940 г. победой «Реджиа Аэронаутика» на Балканах стал «Бленхейм» из 211-й АЭ, сбитый 31 декабря соттотененте Фиссоре (Fissore) на G.50bis.

В первые месяцы 1941 г. на итало-греческом фронте продолжалась уже ставшая привычной рутина: небольшие группы бомбардировщиков с обеих сторон систематически пытались наносить удары по вражеским объектам, истребители им противодействовали. Иногда предпринимались и попытки вылетов на «свободную охоту», причем обе стороны в таком случае старались действовать группами из не менее чем десяти истребителей. Именно в таких операциях чаще всего случались встречные бои, в которых истребители получали шанс полной мерой продемонстрировать свое мастерство и качества техники. Наметилась и постепенная тенденция оттеснения CR.42 на второй план более скоростными G.50. Последние показали гораздо лучшее соотношение побед/потерь — то есть, хотя пилоты «Фреччиа» сбивали примерно столько же вражеских самолетов, как и «Фалько», но сами становились жертвами британских и греческих истребителей намного реже. Началось также применение CR.42 в качестве штурмовиков — в таком случае они действовали под прикрытием G.50.

«Сезон охоты» был открыт 6 января, когда «Фалько» 150-й группы и «Фреккиа» 154-й перехватили над Валоной три «Бленхейма» 211-й эскадрильи. Один британский «бомбер» был сбит — его записали на счет тененте Басси (Bassi) из 154-й группы. Две другие вражеские машины получили серьезные повреждения. А 22 января пилотам 154-й группы удалось сбить самолет командира 211-й АЭ сквадронлидера Гордон-Финлейсона (Gordon-Finlayson). Экипаж последнего спасся.

9 февраля произошел первый за полтора месяца бой итальянских истребителей с британскими «Гладиаторами». Над Тепелиной 16 CR.42 из 150-й группы встретились с пятеркой самолетов 80-й АЭ. Несмотря на трехкратное численное превосходство, успех не сопутствовал «Реджиа Аэронаутика». Опытные британские пилоты сбили четыре «Фалько» ценой потери одного «Гладиатора» (второй британский истребитель получил повреждения и совершил вынужденную посадку в поле). Правда, в тот же день за коллег «отыгрались» пилоты 24-й группы. 12 G.50bis, сопровождая бомбардировщики SM.79, успешно отбили атаку дюжины греческих истребителей (4 «Гладиаторов» и 8 Р.24), сбив три из них. 10 февраля 15 «Фалько» вылетели в сопровождении G.50bis из 154-й группы на штурмовку наземных целей. И в этот раз эскорт успешно справился с заданием, не позволив греческим «Гладиаторам» пробиться к штурмовикам. А 23 февраля пилоты 154-й группы сумели увеличить свой боевой счет, сбив над Клеиссурой два греческих истребителя — «Гладиатора» и Р.24.

Во второй половине февраля 1941 г. британская авиация в Греции получила количественное и качественное усиление. В Грецию прибыла вооруженная «Харрикейнами» 33-я АЭ, начала получать такие машины и 80-я эскадрилья. Истребителям «Реджиа Аэронаутика» становилось все труднее противостоять вражеской авиации. 27 февраля 13 CR.42 из 150-й группы перехватили девять «Бленхеймов». Воспользовавшись тем, что эскорт из девятки «Харрикейнов» отстал, итальянцы сумели повредить пять бомбардировщиков. Но тут подоспевшие британские истребители в мгновенье ока сбили два «Фалько» (пилоты погибли), а ещё несколько машин повредили. В последний день февраля над Албанией разгорелся ожесточенный воздушный бой, завершившийся не в пользу итальянцев. 12 G.50 и 15 CR.42 из 24-й и 160-й групп сопровождали бомбардировщики SM.79 и  Fiat BR.20M «Чиконья», когда были атакованы восемью «Харрикейнами» и 18 «Гладиаторами» из 33, 80 и 112-й эскадрилий. В бою, распавшемся на ряд отдельных схваток, британцы сбили четыре BR.20M, два «Фалько» и две «Фреччиа», что, впрочем, не помешало им заявить аж 27 воздушных побед! Со своей стороны пилоты «Реджиа Аэронаутика» претендовали на два сбитых «Гладиатора» и один «Спитфайр» (вероятно, за него приняли «Харрикейн»), но на деле все британские истребители благополучно вернулись на базу.

Стремясь переломить ход боев в свою пользу, итальянское командование запланировало на начало марта 1941 г. крупномасштабное наступление. К тому времени «Аэронаутика делл Албаниа» была существенно усилена: сюда перебросили вооруженную «Макки» МС.200 22-ю группу, такие же самолеты получила взамен «Фалько» и 150-я группа. Кроме них, в Албании оставались 24-я и 154-я группы на G.50, а также 160-я на CR.42. В общей сложности они располагали 160 истребителями. Примерно столько же было у итальянцев и бомбардировщиков, но большинство из них дислоцировались в Италии. В Албанию перебросили лишь 101-ю группу пикировщиков Ju-87 Stuka.

Итальянское наступление началось 9 марта. Поначалу истребители «Реджиа Аэронаутика» не могли похвастаться особыми успехами. Уже в первый день 15 «Гладиаторов» британской 112-й АЭ, патрулировавших район Клеиссура-Тепелина, вступили в бой с МС.200 22-й группы, сопровождавшими бомбардировщики. Несмотря на явное качественное преимущество итальянских истребителей, бой завершился вничью — 1:1. 11 марта роли поменялись — теперь МС.200 и G.50bis из 22-й и 24-й групп атаковали «Бленхеймы» 211-й АЭ, следовавшие под прикрытием «Гладиаторов». И вновь результат оказался плачевным: пилоты британских бипланов сбили две «Фреччии» и одну «Саетту», ещё два G.50bis получили повреждения. 13 марта 14 «Гладиаторов» и шесть «Харрикейнов» перехватили у Клеиссуры итальянские бомбардировщики, следовавшие под прикрытием МС.200 и CR.42. И хотя эскорт смог не пропустить британцев к своим бомбардировщикам, за это пришлось заплатить парой сбитых «Фалько». А 14 марта и вовсе случился конфуз: пара CR.42, пытавшаяся атаковать у о. Корфу британские торпедоносцы «Суордфиш» из флотской 815-й АЭ, столкнулась в воздухе. Один пилот погиб, второй смог спастись с парашютом. А в ночь на 16 марта сержанту маджоре Франческо Пенья (Francesco Penna) из 160-й группы удалось одержать, вероятно, последнюю на Балканах воздушную победу на CR.42, сбив над Тираной британского «Веллингтона».

Макки MC.200 на балканском аэродроме

Макки MC.200 на балканском аэродроме

В середине марта к операции против Греции подключилась ещё одна группа, вооруженная МС.200 -153-я, действовавшая с баз в Италии. 21 марта её самолеты штурмовали аэродром Парамития, уничтожив на земле одного «Бленхейма» из 211-й АЭ, а в последующие дни летали на сопровождение собственных бомбардировщиков. Особо результативными действия 153-й группы назвать нельзя. Так, 27 марта в бою с четырьмя «Гладиаторами» 112-й АЭ пилоты «Макки» сумели повредить лишь одну вражескую машину.

6 апреля 1941 г. война на Балканах вступила в новую стадию: видя неспособность своего союзника справиться даже с таким относительно слабым противником, как Греция, боевые действия начала Германия. Целью операции «Марита» была оккупация Югославии и Греции и обеспечение, тем самым, южного фланга перед готовящимся вторжением в СССР. «Реджиа Аэронаутика» сосредоточила перед началом операции весьма крупные силы истребителей, причем в большинстве своем — лучших на тот момент МС.200. Так, в Албании 22-я группа (Тирана) располагала 36 такими машинами. Ещё 20 имелось в 150-й группе, рассредоточенной поэскадрильно на аэродромах Тираны, Вало-ны и Аргирокастро. Две группы, дислоцированные в Берате, летали на G.50bis — 24-я (26 самолетов) и 154-я (27). Наконец, 160-я группа (Тирана и Дренова) продолжала эксплуатировать бипланы CR.42. 4-я авиационная эскадра выделила для операции «Марита» 8-ю группу в Ориа (14 МС.200), 153-ю в Бриндизи, Барии и Гротталье (38 МС.200 и 9 CR.42), 356-ю АЭ 21-й группы в Барии (6 МС.200) и 372-ю отдельную АЭ (Гротталье, 12 МС.200). Наконец, на северном участке фронта против Югославии действовала 2-я авиационная эскадра. В ней числилось два истребительных стормо — 4-й и 54-й — полностью вооруженных МС.200. В первом из них имелись 9-я и 10-я группы (по 23 самолета), во втором — 7-я и 16-я (по 22). Таким образом, всего было задействовано почти 300 истребителей — 216 МС.200, 53 G.50bis и 29 CR.42.

С началом операции «Марита» на Балканах совершенно поменялся характер боевых действий — вместо вялотекущей позиционной борьбы, длившейся в течение шести месяцев на итало-греческом фронте, пришел стремительный «блицкриг». Главную работу выполнили Люфтваффе, «Реджиа Аэронаутика» оставалась, так сказать, «на подтанцовке». Уже 17 апреля Югославия капитулировала. «Реджиа Аэронаутика», выполнив в этой кампании несколько сотен боевых вылетов, потеряла всего 13 самолетов, в т.ч. три истребителя (один G.50bis и два Макки МС.200). Счет собственных побед был таким же скромным — четыре самолета противника сбито наверняка и один вероятно.

Параллельно с агрессией против Югославии развивались и боевые действия против Греции. «Первую скрипку» и здесь начали играть Люфтваффе, но итальянские авиачасти также не дремали. Так, 14 апреля истребители штурмовали греческие аэродромы: МС.200 из 22-й группы нанесли удар по Парамитии, а G.50bis 24-й группы — по Иоаннине. 19 апреля 13 МС.200 из 150-й группы штурмовали аэродромы Кацика и Янина. Было заявлено об уничтожении на земле четырех «Гладиаторов» и одного двухмоторного самолета, но на деле все пораженные цели оказались либо макетами, либо давно списанными самолетами. В течение нескольких дней сопротивление греческой армии и поддерживающих её частей британских ВВС было сломлено, а их остатки эвакуировались на Крит.

В общей сложности за шесть месяцев Балканской кампании «Реджиа Аэронаутика» потеряла в бою 65 самолетов, ещё 495 было повреждено. По итальянским данным, за тот же период было сбито 223 вражеских самолета наверняка и 55 — вероятно. Значительных успехов добилась 154-я группа — её пилоты записали на свой счет 61 победу (9 из них — с пометкой «вероятно»). На счету 150-й группы — 50 подтвержденных и 17 вероятных воздушных побед, а также 35 вражеских самолетов, уничтоженных на земле.

После капитуляции Греции и Югославии часть итальянской авиации осталась в этих странах в составе оккупационных войск. Так, 363-я эскадрилья (самолеты МС.200) с 1 июня 1941 г. базировалась в Араксосе (Греция), прикрывая с воздуха конвои и корабли, осуществлявшие минные постановки в Ионическом море. В июле у истребителей 150-й группы (363, 364 и 365-я АЭ) появились новые задачи — в Черногории набирало силу партизанское движение. Пилоты группы снова пересели с «Саетт» на бипланы «Фалько», лучше подходящие для противопартизанских действий. Постоянно базируясь в Тиране, 150-я группа командировала эскадрильи на несколько недель на аэродром Скутари на севере Албании, откуда совершались вылеты в район Подгорица-Цетинье. В течение июля 363-я АЭ выполнила 37 боевых вылетов, а в августе 364-я и 365-я АЭ — 44 вылета. Привлекали пилотов-истребителей и к ещё одной несвойственной задаче — перегонке трофейных югославских самолетов в Италию. Поскольку, как правило, это были машины отнюдь не новые, даже такие рутинные операции были сопряжены с риском. Например, 16 июля сержант Пьетро Сеччи (Pietro Secchi) перегонял разведчик «Бреге» XIX. Во время полета начались перебои в работе двигателя, и Сеччи пришлось садиться на вынужденную. В итоге сержант попал в плен к черногорским партизанам… Но осенью «балканским» истребителям «Реджиа Аэронаутика» пришлось вспомнить о своем главном амплуа — британская авиация активизировала налеты на объекты на территории Греции и на суда, следующие у греческих берегов. В сентябре 1941 г. в Тотои на базе личного состава 150-й группы даже сформировали временное звено ночных истребителей, вооруженное семью «Фиатами» CR.42. Основу же вооружения истребительных частей «Реджиа Аэронаутика» в Греции составляли более современные монопланы МС.200.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. 150-я группа непродолжительное время летала на монопланах Макки МС.200, но ввиду многочисленных технических проблем сдала эти машины на хранение и получила бипланы «Фиат» CR.42. []
  2. PZL Р.24 — моноплан-парасоль польского производства с неубирающимся шасси, примерно равноценный по своим характеристикам CR.42. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image