Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хэндли-Пэйдж «Галифакс»

четырехмоторный бомбардировщик Хэндли-Пэйдж "Галифакс"

Фото четырехмоторного бомбардировщика Хэндли-Пэйдж "Галифакс"

Один из трёх основных британских четырехмоторных дальних бомбардировщиков времен Второй мировой войны Хэндли-Пэйдж «Галифакс» изначально разрабатывался как двухмоторная машина по спецификациям В.1/35 и Р.13/36. После длительной проработки проекта под руководством Г.Р. Уолкерта фирма в апреле 1937 г. получила контракт на постройку двух прототипов HP.56 под моторы «Роллс-Ройс» «Валчер». Но до реализации его дело не дошло — летом 1937 г., опасаясь проблем с доводкой моторов, «Хэндли-Пэйдж» предложила проект HP.57 — переделку HP.56 под 4 двигателя «Мерлин» (подобную операцию проделали и конструкторы «Авро», переделав «Манчестер» в «Ланкастер»). Предложение было одобрено Министерством авиации Великобритании, и 3 сентября 1937 г. контракт был изменен — теперь требовалось строить четырехмоторную машину. Задолго до начала испытаний, 1 января 1938 г. выдали заказ на поставку первых 100 серийных самолетов.

Будущий «Галифакс» представлял собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом и двухкилевым оперением. Согласно доминирующей во второй половине 30-х гг. в британском авиастроении тенденции, оборонительное вооружение состояло из многочисленных 7,7-мм пулеметов и сосредотачивалось в башнях с силовым приводом, располагавшихся в носовой и хвостовой оконечностях фюзеляжа, а также сверху него. При проектировании самолета большое внимание уделялось технологичности — машина должна была изготавливаться по принципу узловой сборки с привлечением большого числа субподрядчиков.

Первый прототип «Галифакса» впервые поднялся в воздух 25 октября 1939 г. Испытания прошли без сколь-нибудь значительных проблем, и год спустя, в октябре 1940 г., начался серийный выпуск. Производство продолжалось до ноября 1946 г. Общий объем выпуска составил 6178 самолетов. Строился «Галифакс» фирмами «Хэндли-Пэйдж» (1589 машин), «Инглиш Электрик» (2145), «Фэйри» (662), «Руте» (1070) и «Лондон Эйркрафт Продакшн Груп» (710).

Основные модификации Хэндли Пэйдж «Галифакс»

«Галифакс» Mk.I серии 1 — двигатели «Мерлин» X (1130 л.с). Стрелковое вооружение — 6 7,7-мм пулеметов «Браунинг» (2 в носовой и 4 в хвостовой башне). Масса бомбовой нагрузки — 4991 кг (до 3629 кг в фюзеляжном бомбоотсеке и 6 227-кг бомб — в крыльевых бомбоотсеках). Экипаж — 7 чел. Построено 50 единиц.

«Галифакс» Mk.I серии 2 — аналог серии 1 с увеличенной взлетной массой и возросшей до 5897 кг бомбовой нагрузкой. Вооружение дополнено 2 7,7-мм пулеметами «Виккерс» К в боковых окнах. Выпущено 25 самолетов.

«Галифакс» Mk.I серии 3 — развитие серии 2 с измененной топливной системой и увеличенными маслорадиаторами. Изготовили 9 экземпляров.

«Галифакс» Mk.II серии 1 — двигатели «Мерлин» XX (1280 л.с). Вместо боковых пулеметов установлена верхняя башня с 2 7,7-мм «Браунингами». Выпускался с сентября 1941 г. Часть самолетов переделана в морские патрульные GR Mk.II серии 1 с РЛС ASV Mk.III.

«Галифакс» Mk.II серии 1 (специальный) — вместо носовой башни смонтирован 1 7,7-мм пулемет «Виккерс» К в шаровой установке. Часть самолетов не имела верхней башни, позже стали устанавливать башню с 4 7,7-мм «Браунингами».

«Галифакс» Mk.II серии 1А — двигатели «Мерлин» XX или 22 (1460 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм пулемет в носовой установке, по 4 в верхней и хвостовой башнях. Обеспечена возможность подвески тяжелых бомб — 1 3629-кг или 2 1814-кг. Строился с декабря 1942 г. Часть переоборудована в морские патрульные GR Mk.II серии 1А.

«Галифакс» Mk.V — аналог Mk.II с другим типом шасси. Выпускались самолеты серии 1, 1 (специальный) и 1А, часть переоборудована в морские патрульные GR Mk.V и транспортно-десантные A Mk.V (на последних из вооружения сохранялась лишь хвостовая башня).

Общий выпуск самолетов «Галифакс» Mk.II и Mk.V составил 1979 машин.

«Галифакс» Mk.III — двигатели воздушного охлаждения «Геркулес» VI либо XVI (1735 л.с). Вооружение соответствовало Mk.II серии 1А. Строился с августа 1943 г., изготовлено 2092 самолета, включая морские патрульные GR Mk.III, метеоразведчики Met Mk.III и транспортно-десантные A Mk.III (лишь с хвостовой башней).

«Галифакс» Mk.VI — двигатели «Геркулес» 100 (1800 л.с). Стрелковое вооружение аналогично Mk.III, самолеты поздних серий получили в хвостовой башне 2 12,7-мм пулемета. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 5443 кг. Изготовлено 480 самолетов, часть переоборудована в морские патрульные GR Mk.VI и транспортные С Mk.VI.

«Галифакс» Mk.VII — аналог Mk.VI, но с двигателями «Геркулес» XVI. Построено 48 бомбардировщиков В Mk.VII и 347 транспортно-десантных A Mk.VII (лишь с хвостовой башней).

«Галифакс» С Mk.VIII и A Mk.IX — послевоенные модификации, соответственно, невооруженная транспортная (100 самолетов) и транспортно-десантная, с 2 12,7-мм пулеметами в хвостовой башне (145 машин).

Летно-технические характеристики самолетов «Галифакс» Mk.I

  • Двигатели: Роллс-Ройс «Мерлин» X
  • мощность, л.с.: 1130
  • Размах крыла, м.: 30,12
  • Длина самолета, м.: 21,36
  • Высота самолета, м.: 6,32
  • Площадь крыла, кв. м.: 116,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 15 237
  • нормальная взлетная: 24, 675
  • максимальная взлетная: 24 948
  • Максимальная скорость, км/ч: 426
  • Скороподъемность, м/с: 3,8
  • Практический потолок, м.: 5486
  • Дальность полета с максимальной бомбовой нагрузкой, км.: 1610

Боевое использование Хэндли-Пэйдж «Галифакс» в годы Второй мировой войны

Дальний четырехмоторный бомбардировщик Хэндли-Пэйдж "Галифакс"

Дальний четырехмоторный бомбардировщик Хэндли-Пэйдж "Галифакс"

Первой частью, начавшей освоение «Галифаксов» на рубеже 1940/1941 гг., стала 35-я АЭ. В ночь на 10 марта 1941 г. она дебютировала, нанеся удар по Гавру, но по-настоящему интенсивной боевая работа стала только летом. Предпринятые несколько попыток применить «Галифаксу» днем привели к большим потерям, и самолеты использовались почти исключительно ночью. К концу 1941 г. на «Галифаксах» летали всего три АЭ, но нарастание темпа серийного производства отобразилось и на расширении масштабов применения бомбардировщика. В первом «рейде 1000 бомбардировщиков» на Кёльн в ночь на 31 мая участвовало уже 118 «Галифаксов» 4-й группы — в ней такие машины вытесняли старые «Уитли». «Галифакс» первым применил новую британскую 3629-кг авиабомбу — случилось это несколько ранее, в апреле 1942 г., во время налета на Эссен. Также «Галифаксы» осенью 1942 г. первыми начали получать РЛС H2S. Помимо 4-й группы в Бомбардировочном командовании «Галифаксами» частично вооружили 6-ю (канадскую) группу и 35-ю АЭ Сил целеуказания (впоследствии реорганизованных в 8-ю группу).

В июле 1942 г. «Галифаксы» стали первыми (и единственным) британскими четырехмоторными бомбардировщиками, направленными на Ближний Восток и в Северную Африку. Самолеты 10-й и 76-й АЭ, базируясь в Палестине, выполнили в ночь на 12 июля первый свой налет на Тобрук. Впоследствии эти части слились в 462-ю (австралийскую) эскадрилью, действовавшую в Северной Африке и Италии до марта 1945 г. (в марте 1944 г. поменяла номер на 614-й).

Осенью 1943 г. начались поставки в строевые части «Галифаксов» Mk.III. Первыми их получили 446-я (австралийская) и 433-я (канадская) эскадрильи, а уже к июлю 1944 г. самолеты с «Геркулесами» полностью вытеснили из строевых частей машины с «Мерлинами» — те использовались в Береговом командовании в качестве патрульных, а также как транспортные. В конце 1943 г. — начале 1944 г. «Галифаксы», помимо других операций, участвовали в 16 крупных налетах на Берлин. С марта 1944 г. усилия Бомбардировочного командования сосредоточились на подготовке высадки в Нормандии и поддержке последующего продвижения войск союзников, но с августа воздушное наступление против Германии возобновилось. Кроме того, «Галифаксы» начали привлекаться к дневным налетам на пусковые позиции самолетов-снарядов V-1. В конце года части 4-й группы начали получать «Галифаксы» Mk.VI. И хотя в Бомбардировочном командовании к тому времени безраздельно доминировали «Ланкастеры», «Галифаксы» участвовали в боевых действиях до последних дней войны. 24 и 25 апреля 1945 г. они наносили удары по Фризским о-вам, а 3 мая совершили последний вылет — демонстративный налет (со сбросом бомб) на Фленсбург, где в то время находилось последнее правительство Третьего рейха.

После Второй мировой войны бомбардировочные модификации Хэндли-Пэйдж «Галифакс» были быстро сняты с вооружения Королевских ВВС, а вспомогательные эксплуатировались до 1952 г.

64 «Галифакса» Mk.VI в период с октября 1945 г. по август 1947 г. были переданы Франции. Они использовались в качестве морских патрульных и транспортных. 6 таких же самолетов приобрел Пакистан, где они служили до 1954 г. Египет купил 9 машин A Mk.IX, уже на месте вооружив их дополнительными пулеметами и дооборудовав бомбодержателями. Последние из них эксплуатировались до 1956 г.

Самолеты Hadley Page «Halifax» Бомбардировочного командования выполнили за годы войны около 83 тысяч боевых вылетов, сбросив 224 тысячи тонн бомб. Потери составили 1833 самолета. Показатели вполне приличные, но самолет проигрывал «Ланкастеру» по нескольким параметрам, и прежде всего — по конструкции бомбоотсека, не позволявшего размещать бомбы самых крупных калибров. «Галифаксы» Mk.I и II отличались ещё и неважной путевой устойчивостью: в случае асимметрии тяги (например, при выходе из строя одного из двигателей) самолет легко сваливался в плоский штопор. Этот недостаток удалось устранить на самолетах Mk.V (и всех с «Геркулесами»), увеличив площадь килей.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image