Двухмоторный бомбардировщик Армстронг-Уитворт «Уитли» до появления четырехмоторных машин числился тяжелым. Разрабатывался по заданию В.3/34 на основе ранее построенного транспортно-бомбардировочного самолета AW.23 и проекта бомбардировщика AW.30 под обозначением AW.38. Наличие задела упростило задачу конструкторскому коллективу фирмы во главе с Дж. Ллойдом и позволило опередить соперников — фирмы «Виккерс», «Фэйри» и «Хэндли-Пейдж». От проекта AW.23 взяли крыло малого удлинения и двухкилевое оперение, а фюзеляж — полумонокок с работающей обшивкой (первый в британском авиастроении самолет с такой обшивкой) — спроектировали заново. В качестве силовой установки выбрали 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Армстронг-Сиддли» «Тайгер», а оборонительное вооружение должно было состоять из двух 7,7-мм пулеметов «Льюис» в носовой и хвоствой экранированных турелях.
Прототип AW.38 с двигателями «Тайгер» IX (795 л.с.) вышел на испытания 17 марта 1936 г. Самолет оказался устойчивым, простым в управлении и надежным. Но вот летные данные были неудовлетворительны: скорость недотягивала даже до откорректированных в сторону снижения параметров спецификации В.3/34 (309 км/ч вместо требуемых 330), недостаточным был и потолок. Тем не менее, работы по доводке и внедрению «Уитли» продолжили ввиду отсутствия альтернативы: лучшие по характеристикам Виккерс «Веллингтон» и Хэндли-Пейдж «Хэмпден» отставали по срокам.
Второй прототип с двигателями «Тайгер» XI (935 л.с.) был облетан 24 февраля 1937 г., а всего несколько дней спустя завод в Бэгинтоне начал выпускать серийные машины. Общий объем производства составил 1814 единиц.
Основные модификации самолета Армстронг-Уитворт «Уитли»
- «Уитли» Mk.I — двигатели «Тайгер» IX (795 л.с). На первых 12 машинах установлено по 1 пулемету «Льюис» в носовой и хвостовой турелях с педальных приводом, на последующих — по 1 «Виккерс» К в турелях с гидроприводом. Масса бомбовой нагрузки — 1514 кг. Экипаж — 5 чел. Построено 34 машины.
- «Уитли» Mk.II — двигатели «Тайгер» VIII (920 л.с.) с двухскоростными нагнетателями. Вооружение соответствует Mk.I, но часть машин дополнительно получили нижнюю выдвижную стрелковую башню FN 17 с двумя 7,7-мм пулеметами «Браунинг». До августа 1938 г. выпущено 46 самолетов.
- «Уитли» Mk.III — двигатели «Тайгер» VIII. Вооружение как у Mk.II (включая нижнюю башню). Доработан бомбоотсек с целью обеспечения подвески бомб крупного калибра. Масса бомбовой нагрузки — 1816 кг. До марта 1939 г. изготовлено 80 единиц.
- «Уитли» Mk.IV — установлены 12-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Мерлин» IV (1030 л.с). Увеличен запас топлива, изменена конфигурация остекления кабины бомбардира с целью улучшения обзора. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 3178 кг. С апреля 1939 г. изготовлено 33 машины, а ещё 7 построено в варианте Mk.IVA с моторами «Мерлин» X (1145 л.с).
- «Уитли» Mk.V — двигатели «Мерлин» X. Удлинен фюзеляж, установлена пневматическая противообледенительная система, внесены некоторые другие изменения. В хвостовой части установлена новая турель с 4 7,7-мм пулеметами «Браунинг», в носовой турели остался 1 «Виккерс» К, нижняя установка отсутствовала. Масса бомбовой нагрузки — 3178 кг. Выпускался с августа 1939 г. до июня 1943 г., изготовлено 1466 самолетов.
- «Уитли» GR Mk.VII — самолет для Берегового командования с РЛС ASV Mk.II, увеличенным запасом топлива и экипажем из 6 чел. В 1941-1942 гг. выпущено 146 самолетов.
Летно-технические характеристики самолета Армстронг-Уитворт «Уитли» Mk.I
- Двигатели: Армстронг-Сиддли «Тайгер» IX
- мощность, л.с.: 795
- Размах крыла, м.: 25,60
- Длина самолета, м.: 21,10
- Высота самолета, м.: 4,50
- Площадь крыла, кв. м.: 102,42
- Масса, кг:
- пустого самолета: 6423
- нормальная взлетная: 9747
- максимальная взлетная: 10 575
- Максимальная скорость, км/ч: 309
- Скороподъемность, м/с: 5,5
- Практический потолок, м.: 5855
- Дальность полета, км.: 2010
Боевое использование Armstrong Whitworth «Whitley» в годы Второй мировой войны
Поставки «Уитли» в строевые части начались в марте 1937 г. Первыми их получила 10-я АЭ. К началу Второй мировой войны на таких самолетах летали 8 эскадрилий, сведенных в 4-ю группу Бомбардировочного командования. Они эксплуатировали машины всех модификаций от Mk.I до Mk.IVA. Боеготовыми считались 5 АЭ. В целом «Уитли» составляли примерно 1/6 всего парка самолетов первой линии Бомбардировочного командования.
Первый боевой вылет «Уитли» 51-й и 56-й АЭ совершили в ночь на 4 сентября 1939 г., сбросив листовки. В течение нескольких месяцев к подобным операциям сводилась вся активность эскадрилий 4-й группы. Лишь с декабря 1939 г. «Уитли» начали наносить бомбовые удары по базам немецких гидросамолетов, а в ночь на 20 марта 1940 г. совершили первый налет на береговую цель.
После начала немецкого блицкрига на Западе эскадрильи «Уитли» бомбили железнодорожные мосты и станции, а 16 мая осуществили первый налет на промышленные объекты Германии — нефтеперегонные заводы. 11 июня 1940 г. был выполнен первый налет на Италию — Милан и Геную (правда, на цели вышли только 13 «Уитли» из 36). В ночь на 26 августа 14 «Уитли» в числе других бомбардировщиков бомбили Берлин.
С весны 1941 г. на смену двухмоторным самолетам в Бомбардировочном командовании приходят новые четырехмоторные машины, постепенно вытесняя «Уитли» в учебные и вспомогательные части. Последней крупной операцией для них стал налет на Остенде в ночь на 30 апреля 1942 г. «Уитли» Mk.V, взятые из учебных подразделений, приняли участие в первых массированных налетах на Германию весной и летом 1942 г. (в т.н. «рейдах 1000 бомбардировщиков») — на Кельн, Эссен, Бремен, Дуйсбург, Оберхаузен, Штутгарт и Дортмунд.
В составе Берегового командования «Уитли» до сентября 1942 г. привлекались для противолодочного патрулирования, записав на свой счет 2 потопленные субмарины (3 сентября 1941 г. — U-705 и 30 ноября —U-206).
С середины 1940 г. переоборудованные Армстронг-Уитворт «Уитли» применялись для тренировки и высадки парашютистов, а с начала 1942 г. — для буксировки десантных планеров.
Последние «Уитли» Mk.V сняли с вооружения в 1945 г., а самолеты всех других модификаций — годом ранее.
«Уитли» даже на момент принятия на вооружение не отвечал требованиям времени — и будь в Великобритании альтернатива он, возможно, вообще не попал бы в серию. Но альтернативы не оказалось и «Уитли» пришлось несколько лет нести службу в первой линии в качестве ночного бомбардировщика. Его летные данные удалось улучшить, установив моторы «Мерлин». В таком исполнении «Уитли» стал одной из основных машин Бомбардировочного командования в самый трудный для Великобритании период войны.
Оставьте свой отзыв