Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хоукер «Темпест»

Фото тяжелого истребителя Хоукер Темпест Mk.II

Фото тяжелого истребителя Хоукер Темпест Mk.II

Ввод в строй нового истребителя Хоукер «Тайфун» показал, что, несмотря на высокие летные данные, он не в полной мере отвечает условиям воздушных боев. Большинство схваток на Западе проходили на больших высотах, где летные качества «Тайфуна» были далекими от идеала. Причиной тому являлся толстый профиль крыла, обуславливавший быструю потерю скорости при маневрировании на больших высотах. К тому же, на самолете стоял невысотный двигатель. Поэтому в середине 1941 г. С. Кэмм предложил разработать новую модификацию «Тайфуна», снабженную крылом тонкого профиля и увеличенной площади. А поскольку новое крыло имело меньший внутренний объем, пригодный для размещения топлива, пришлось удлинить фюзеляж, дабы поместить там дополнительный топливный бак.

Идея Кэмма была поддержана министерством авиации, издавшим в сентябре 1941 г. соответствующую спецификацию F. 10/41. Самолет, изначально обозначавшийся «Тайфун» Mk.II, проектировался под 24-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Нэпир» «Сэйбр» IV (2340 л.с). В 1942 г. требования к машине несколько подкорректировали, и самолет получил название «Темпест» Mk.I.

Параллельно началась разработка ещё нескольких вариантов под другие силовые установки: «Темпест» Mk.II под 18-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Бристоль» «Центаурус» V (2520 л.с), «Темпест» Mk.NI под «Гриффон» IIB (1735 л.с), «Темпест» Mk.IV под «Гриффон» 61 (2035 л.с). А поскольку все эти моторы ещё находились на стадии отработки, для подстраховки начали разработку варианта «Темпест» Mk.V под мотор «Сэйбр» II (2180 л.с.) — такой же, как и на «Тайфуне».

Прототип этого варианта вышел на испытания 2 сентября 1942 г. Серийное производство началось в июне 1943 г. именно с последней модификации, оказавшейся единственной, успевшей принять участие во Второй мировой войне.

В общей сложности изготовили 4 прототипа и 1394 серийных «Темпеста» (построен 1 прототип Mk.V, 1 Mk.I и 2 Mk.II). Все самолеты, за исключением 50 Mk.II, выпущенных заводом «Бристоль» в Уэстон-Супер-Мар, построил завод «Хоукер» в Лэнгли.

Основные модификации Хоукер «Темпест»

«Темпест» Mk.V — двигатель «Сэйбр» II. Вооружение на большинстве самолетов 1-й серии (состоявшей из 100 самолетов) – 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II в крыле (боекомплект 200 снарядов на ствол). Остальные самолеты получили пушки «Бритиш Испано» Mk.V — более легкие, с укороченными стволами, несколько сниженной начальной скоростью снарядов, но увеличенной скорострельностью. Допускалась подвеска двух авиабомб калибром до 454 кг или двух ПТБ (205-л или 409-л), а при установке подкрыльевых направляющих — 8 76,2-мм НАР. До июня 1945 г. изготовлено 800 самолетов (из них 1 переделан в прототип «Темпест» Mk.VI).

«Темпест» Mk.II — двигатель «Центау-рус» V (2520 л.с), вооружение — 4 пушки «Бритиш Испано» Mk.V. Первый серийный самолет был готов в октябре 1944 г., но изготовление первой серийной партии (50 самолетов, строившихся «Бристолем») растянулось на весь 1945 г. С июня 1945 г. эту модификацию строил завод «Hawker», изготовивший до 1947 г. 402 машины. В 1947 г. обозначение изменено на «Темпест» FB.2 для самолетов, снабженных подкрыльевыми узлами для подвески НАР, и «Темпест» F.2 — для самолетов, не имеющих таких узлов.

«Темпест» Mk.VI — двигатель «Сэйбр» V (2340 л.с). В 1946-1947 гг. построено 142 самолета.

Летно-технические характеристики самолета Hawker «Tempest» Mk.II

  • Двигатель: Бристоль «Центаурус» V
  • мощность, л.с.: 2520
  • Размах крыла, м.:
  • Длина самолета, м.: 10,49
  • Высота самолета, м.: 4,42
  • Площадь крыла, кв. м.:
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4040
  • взлетная: 5360
  • максимальная взлетная: 6240
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 645/0 710/4360
  • Время набора высоты 4572 м, мин.: 4’30»
  • Практический потолок, м.: 11430
  • Дальность полета, км (с ПТБ): 1295 (2640)

Боевое применение самолетов Хоукер «Темпест»

Истребитель Хокер Темпест в полетеВнедрение «Темпестов» Mk.V в строевые части Королевских ВВС велось медленно — к началу высадки в Нормандии в июне 1944 г. на них летали лишь две АЭ -3-я и 486-я (новозеландская). В боевых действиях над Нормандией эскадрильи участвовали с 8 июня, но примерно неделю спустя были переведены на борьбу с самолетами-снарядами Фау V-1. К концу сентября 1944 г. эти задачи выполняли уже 6 эскадрилий «Темпестов», сбивших к концу месяца 787 V-1 из 1771 самолета-снаряда, уничтоженного истребителями.

С конца сентября 1944 г. 5 АЭ «Темпестов», сведенных в 122-е крыло, занимались охотой за реактивными истребителями Мессершмитт Me 262, пытаясь подлавливать их при заходе на посадку (в общей сложности, до конца войны на счету пилотов «Темпестов» было 11 сбитых Me 262). Наиболее интенсивные воздушные бои 122-му крылу пришлось вести в декабре, во время немецкого наступления в Арденнах. Хотя основным истребителем -бомбардировщиком Королевских ВВС считался «Тайфун», «Темпесты» также привлекались для ударов по наземным целям, особенно в январе-апреле 1945 г. К концу войны в Европе на счету пилотов «Темпестов» было 240 подтвержденных и 13 вероятных побед, собственные потери составили немногим более 100 самолетов (2/3 — от зенитного огня).

В послевоенный период «Темпесты» находились на вооружении Королевских ВВС до 1951 г. В частности, они несли оккупационную службу в Британской Рейнской армии, участвовали в боях против повстанцев в Малайе, служили в Индии (до провозглашения её независимости), а также на Ближнем Востоке. Часть самолетов переоборудовали в буксировщики мишеней «Темпест» TT.V (80 единиц) и TT.VI (2).

Индия получила не менее 93 «Темпестов» Mk.II, 59 таких машин поставили Пакистану. Самолеты обеих сторон в 1947-1949 гг. принимали участие в первой индо-пакистанской войне. И в Индии, и в Пакистане «Темпесты» прослужили до середины 50-х гг.

«Темпест» представлял собой вершину развития тяжелых истребителей фирмы «Хоукер», однако объем его производства оказался сравнительно небольшим. К моменту его внедрения в серию уже выпускались новые модификации «Спитфайра», взявшие на себя решение задач, для которых и проектировался «Темпест».

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image