Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хоукер «Тайфун»

Фото истребителя-бомбардировщика Хоукер Тайфун

Фото истребителя-бомбардировщика Хоукер Тайфун

Успех истребителя Хоукер «Харрикейн» был в определенной степени неожиданным даже для его создателя С. Кэмма — ведь он рассматривал «Харрикейна» лишь как промежуточное решение до принятия на вооружение истребителя с более высокими летными качествами.

Уже в конце 1936 г. с министерством авиации были согласованы требования к такой машине, сформулированные в спецификации F. 18/37. Она предусматривала создание цельнометаллического одноместного истребителя, способного развить скорость 640 км/ч и вооруженного 4 20-мм пушками или 12 7,7-мм пулеметами. Предусматривалось установить на самолет новый 24-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. К разработке таких моторов приступили фирмы «Роллс-Ройс» («Валчер») и «Нэпир» («Сэйбр»). Соответственно авиаконструктор Кэмм проектировал новый истребитель в двух вариантах: R (позже получивший название «Торнадо») под мотор «Валчер» и N («Тайфун») — под «Сэйбр».

Прототип «Тайфуна» впервые поднялся в воздух 24 февраля 1940 г. — спустя почти пять месяцев после облета «Торнадо», но последний в серию так и не попал. Причиной стала загруженность «Роллс-Ройса» производством и модернизацией «Мерлина» — наиболее востребованного в Великобритании авиамотора. Из-за этого программу создания «Валчера» пришлось свернуть. Доводка «Тайфуна» тоже замедлилась после «шока Дюнкерка» — Королевским ВВС требовались прежде всего уже проверенные «Харрикейны» и Супермарин «Спитфайры».

Второй прототип, получивший вооружение из 4 20-мм пушек, вышел на испытания лишь 3 мая 1941 г., а 27 мая поднялась в воздух первая серийная машина. Хотя пушечное вооружение к тому времени однозначно доказало свое превосходство над пулеметами, из-за недоведенности механизма подачи снарядов пришлось выпустить серию «Тайфунов» с пулеметным вооружением.

Производство самолетов продолжалось до мая 1945 г. Построено 3317 «Тайфунов», причем завод «Хоукер» в Лэнгли выпустил, помимо прототипов, лишь 15 серийных машин в ноябре-декабре 1941 г. Остальные были построены заводом фирмы «Глостер» в Хакклкоте.

Основные модификации Хоукер «Тайфун»

  • «Тайфун» Mk.IA — двигатель «Сэйбр» I (2100 л.с). Вооружение — 12 7,7-мм пулеметов «Браунинг» в крыле. Построено 110 машин, часть из которых впоследствии перевооружена пушками.
  • «Тайфун» Mk.IB — двигатель «Сэйбр» I. Вооружение — 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II. Самолеты могли нести две авиабомбы калибром до 454 кг, либо 8 76,2-мм НАР, или же два 175-л ПТБ. В ходе выпуска вносились изменения в конструкцию. В частности, самолеты получили каплевидный фонарь вместо фонаря «автомобильного типа» (с боковой дверкой), существенно улучшивший обзор. Устанавливались более мощные двигатели «Сэйбр» IIА и IIВ (2180 л.с), а в самом конце серийного выпуска — «Сэйбр» IIС (2260 л.с.) с четырехлопастным винтом вместо трехлопастного.

В серийное производство не внедрялись ночной истребитель «Тайфун» NF Mk.IB с РЛС Al Mk.VI, а также разведчик «Тайфун» FR Mk.IB с АФА в левой консоли крыла (вместо ближней к фюзеляжу пушки).

Технические характеристики самолета Хоукер «Тайфун» Mk.IB

  • Двигатель: Нэпир «Сэйбр» II
  • мощность, л.с.: 2180
  • Размах крыла, м.: 12,67
  • Длина самолета, м.: 9,74
  • Высота самолета, м.: 4,67
  • Площадь крыла, кв. м.: 25,90
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3992
  • взлетная: 5216
  • максимальная взлетная: 5850
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 663/5880
  • Время набора высоты 4572 м, мин.: 5’50»
  • Практический потолок, м.: 10730
  • Дальность полета, км. (с ПТБ): 820* (1580)

* с двумя 227-кг авиабомбами.

Боевое использование Хоукер «Тайфун»

Техническое обслуживание самолета Хоукер "Тайфун"

Техническое обслуживание самолета Хоукер "Тайфун"

Первой эскадрильей, получившей «Тайфуны» в сентябре 1941 г., стала 56-я АЭ. Начало эксплуатации самолета сопровождалось многочисленными проблемами, связанными, главным образом, с винтомоторной установкой. Поэтом к апрелю 1942 г. было перевооружено ещё только две АЭ, а три эскадрильи получили «Тайфуны» в течение лета. В тот период главной задачей новых истребителей стало противодействие налетам Люфтваффе на порты Южной Англии и корабли в Ла-Манше. Первая воздушная победа была зафиксирована только в августе 1942 г. До середины 1943 г. на счету истребителей «Тайфунов» было уже 60 побед, 40 из них — над Фокке-Вульф Fw 190. Британский истребитель показал себя достойным противником «Фокке-Вульфа» в боях на малых высотах.

С сентября 1942 г. самолеты 181-й и 182-й АЭ начали систематически привлекаться для нанесения бомбо-штурмовых ударов по целям во Франции, Бельгии и Голландии. Атакам подвергались вражеские аэродромы, заводы, объекты железнодорожной сети, а с конца 1943 г. приоритетными целями стали стартовые позиции самолетов-снарядов V-1. С октября 1943 г. помимо бомб «Тайфуны» начали применять НАР. Теоретически на любом «Тайфуне» бомбодержатели можно было в зависимости от задания заменять направляющими для НАР, но на практике в каждой эскадрилье часть самолетов постоянно несла бомбодержатели, а часть — направляющие. Поначалу применялись бомбы калибров 250 и 500 фунтов (113 и 227 кг), а с апреля 1944 г. — и 1000-фунтовые (454-кг).

К июню 1944 г. Королевские ВВС насчитывали 20 эскадрилий «Тайфунов», 18 из них привлекли к операции «Оверлорд». Ещё до начала высадки «Тайфуны» наносили удары по германским РЛС на побережье Франции. Впоследствии главным способом боевого применения таких самолетов стали действия «по вызову» — одиночные «Тайфуны» патрулировали определенные районы. При обнаружении противника они обозначали цели дымовыми сигналами и вызывали наряд самолетов с бомбами и НАР. В частности, 7 августа 1944 г. «Тайфуны» нанесли удар по германским танковым частям, выдвигающимся к Нормандии, записав на свой счет 84 уничтоженных и 56 поврежденных танка. Впоследствии, перебазировавшись на аэродромы Голландии, эскадрильи «Тайфунов» вплоть до конца войны действовали в качестве истребителей-бомбардировщиков. Однако послевоенная служба их оказалась очень короткой — уже в сентябре 1945 г. «Тайфуны» были сняты с вооружения, и к 1947 г. отправлены на слом.

Задуманный как «чистый» истребитель, призванный заменить «Харрикейны» и «Спитфайры», «Тайфун» довольно ограниченно использовался в своей первой ипостаси — гораздо шире он применялся в качестве истребителя-бомбардировщика. После высадки союзников в Нормандии «Тайфун» в Королевских ВВС стал своего рода аналогом Ил-2. Характерно, что «Тайфун» сошел со сцены даже раньше, чем «Спитфайр», которого он должен был заменить — в классе тяжелых истребителей-бомбардировщиков его вытеснил более совершенный «Темпест», создававшийся изначально как модификация «Тайфуна».

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image