Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Мартин PBM «Mariner» («Моряк»)

Мартин PBM "Mariner" идет на взлет

Мартин PBM "Mariner" идет на взлет

В 1937 г. фирма «Мартин» со своим проектом «модель 160» участвовала в конкурсе на четырехмоторную летающую лодку для авиации ВМС США. Победителем оказалась фирма «Консолидейтед» со своим самолетом PB2Y «Коронадо», «Мартин» же даже не сумел пробиться в финал конкурса и не получил заказа на постройку прототипа. Однако из-за высокой стоимости PB2Y массово не выпускался. Флоту же требовалась летающая лодка, превосходящая по своим параметрам «Каталину», но более дешевая, чем «Коронадо». В этой ситуации конструкторы «Мартина» оперативно переделали проект в двухмоторную «модель 162». Эта летающая лодка оборудовалась новыми мощными двигателями «Райт» R-2600 «Циклон», обеспечивающими существенное возрастание летных данных по сравнению с «Каталиной» — и при этом за гораздо более низкую цену, чем четырехмоторная машина. 30 июня 1937 г. «Мартин» получил заказ на строительство прототипа XPBM-1.

При создании старательно «вылизанной» в аэродинамическом отношении «модели 162» был применен узкий и высокий фюзеляж, а также крыло типа «чайка», в точках изломов которого установили двигатели. Крыло имело большое удлинение (9,89), а также развитую механизацию, причем частично — с электроприводами. Подкрыльевые поплавки убирались в специальные ниши по направлению к фюзеляжу. Двухкилевое оперение позволило выгодно разместить хвостовую стрелковую точку и существенно расширить сектор обстрела надфюзеляжной башни. При определении состава стрелкового вооружения «модели 162» был сделан вполне логичный выбор в пользу современных механизированных башен разработки самого «Мартина» — хотя они ещё и не были готовы.

Прототип Martin ХPBM-1 впервые поднялся в воздух 18 февраля 1939 г. На нем стояли двигатели R-2600-6 мощностью 1600 л.с. В ходе испытаний самолет показал, без преувеличения, выдающиеся данные. В частности, максимальная скорость составила 341 км/ч (на высоте 3650 м), а дальность полета при взлетном весе 18 360 кг (в т.ч. 454 кг бомбовой нагрузки) достигла 5520 км. На начальном этапе летных испытаний прототип ещё не имел оборонительного вооружения — место носовой башни было закрыто временным обтекателем.

После внесения некоторых изменений (консоли стабилизатора получили поперечное V в примерно 18°, переделали нижнюю часть лодки и др.) в сентябре 1939 г. было санкционировано начало серийного производства новых летающих лодок. В общей сложности до 1949 г. выпущено 1366 «Маринеров».

Основные модификации Martin PBM «Mariner»

  • PBM-1 — двигатели R-2600-6 (1600 л.с). Стрелковое вооружение — 5 12,7-мм пулеметов «Браунинг» (по 1 в носовой и верхней башнях, боковых блистерах и хвостовой установке; согласно некоторым публикациям, в хвостовой установке стоял 7,62-мм пулемет). Масса бомбовой нагрузки, размещаемой в бомбоотсеках мотогондол, — 907 кг. Экипаж — 7 чел. С августа 1940 г. по апрель 1941 г. выпущено 20 самолетов. Одна из серийных машин переоборудована в прототип дальнего бомбардировщика ХPBM-2 с увеличенным на 80% запасом топлива и возможностью старта с катапульты (со специального судна).
  • PBM-3С — изменены очертания верхней части фюзеляжа, подкрыльевые поплавки увеличены по длине и выполнены неубирающимися, усовершенствовано хвостовое оперение, удлинены мотогондолы (чтобы поместить увеличенные бомбоотсеки), рабочие места экипажа получили бронезащиту. Двигатели — R-2600-12 (1700 л.с). Стрелковое вооружение — 7 12,7-мм пулеметов (по 2 в носовой и верхней башнях, по 1 в боковых блистерах и хвостовой башне). Масса бомбовой нагрузки — 1814 кг. Большинство самолетов комплектовались РЛС AN/APS-15 с антенной в обтекателе над пилотской кабиной. Выпущено 274 самолета.
  • PBM-3S — вариант PBM-3С с уменьшенным составом вооружения (4 12,7-мм пулемета — 2 в носовой части, 1 в хвостовой установке, 1 в левой боковой установке) и без бронезащиты, но с увеличенным запасом топлива (дальность возросла с 3400 до 4800 км). Все PBM-3S комплектовались РЛС AN/APS-15. В 1943 г. изготовлено 94 единицы, ещё 62 переоборудовано из PBM-3С.
  • PBM-3D — вариант PBM-3С с расширенными ударными возможностями (предусмотрена подвеска двух торпед на под крыльевых узлах между мотогондолами и фюзеляжем). Стрелковое вооружение аналогично PBM-3С, но верхняя и хвостовая башни — усовершенствованных моделей. Двигатели — R-2600-22 (1900 л.с), предусмотрена возможность подвески ракетных стартовых ускорителей. Выпушено 259 машин. Два самолета переоборудованы в прототипы ХPBM-5.
  • PBM-3R — невооруженный транспортный вариант. Вместимость — до 33 чел. или 4050 кг груза. Осенью 1942 г. выпущено 50 самолетов.
  • PBM-3В — вариант для поставки в Великобританию. Британское обозначение — «Маринер» GR Mk.I. Переоборудовано 33 самолета из машин модификаций PBM-3С, PBM-3D и PBM-3S.
  • PBM-5 — 18-цилиндровые двигатели «Пратт энд Уитни» R-2800-34 (2100 л.с). Стрелковое вооружение соответствует PBM-3D. Экипаж -9—12 чел. С сентября 1944 г. по июль 1947 г. выпушено 614 самолетов, в т.ч. 41 невооруженный PBM-5G для Береговой охраны (в 1945 г.), а также около 100 противолодочных машин PBM-3S/ S2. Последние помимо РЛС комплектовались приемниками сигналов радиогидроакустических буев и детекторами магнитных аномалий, а PBM-3S2 — ещё и мощным прожектором.
  • PBM-3Е — летающая лодка, лишенная вооружения и приспособленная к быстрой смене комплектов радиоэлектронного оборудования. В послевоенное время выпустили 13 таких машин, применявшихся для испытаний бортового оборудования.
  • PBM-5А — амфибия с убираемым трехстоечным шасси с носовым колесом. Стрелковое вооружение — 6 12,7-мм пулеметов в носовой, верхней и хвостовой башнях. Бомбоотсеки в мотогондолах сохранялись, но самолет предназначался в первую очередь на роль поисково-спасательного. В декабре 1947 г. вышел на испытания прототип, переоборудованный из недостроенного PBM-5. Позже подобным образом получили ещё 4 амфибии, а до марта 1949 г. выпустили 36 новых PBM-5А.
  • Вариант модифицированного гидросамолёта PBM-4 проектировался под 18-цилиндровые моторы «Райт» R-3350-8 (2200 л.с), но в производство его не внедряли, поскольку все такие моторы резервировались для бомбардировщиков Boeing B-29 «Superfortress».

Гидросамолет Мартин PBM "Маринер" использовались как патрульные

Гидросамолет Мартин PBM «Маринер» использовались для патрульных операций.

Лётно-технические характеристики гидросамолёта Мартин PBM-1 Mariner

  • Двигатель: Райт R-2600-6
  • мощность, л.с.: 1600
  • Размах крыла, м.: 35,96
  • Длина фюзеляжа, м.: 23,50
  • Высота самолета, м.: 5,33
  • Площадь крыла, кв. м.: 130,75
  • Масса самолета, кг: пустого: 15060
  • нормальная взлетная: 23280
  • максимальная взлетная: 25 425
  • Скорость, км/ч: максимальная: 330
  • Скороподъемность, м/с: 4,1
  • Потолок, м.: 6040
  • Дальность полета, км.: 4800

Фото одного из лучших гидросамолётов Второй мировой в полете

Фото одного из лучших гидросамолётов Второй мировой в полёте.

Боевое использование летающих лодок Мартин PBM Mariner в годы Второй мировой войны

Фото подъема летающей лодки Мартин "Маринер" на плавучую базу для ремонта

Фото подъема летающей лодки Мартин "Маринер" на плавучую базу для ремонта

Гидросамолеты Мартин PBM-1 поступили на вооружение двух эскадрилий — VP-55 и VP-56. Последнюю вскоре реорганизовали в учебную часть. VP-55 (позже переименованная в VP-74) с июля 1941 г. несла службу в рамках «нейтрального патруля», базируясь на Ньюфаундленде и в Исландии. В январе 1942 г. её передислоцировали на Бермудские о-ва, а 30 июня того же года VP-74 добилась первой победы — экипаж Р. Шредера потопил субмарину U185. Начало поставок осенью 1942 г. самолетов PBM-3С позволило к весне следующего года перевооружить VP-32, а также укомплектовать вновь сформированные эскадрильи VP-201 — VP-207. VP-32 действовала над Карибским морем, используя базы в зоне Панамского канала, на Кубе и Пуэрто-Рико. Все 7 вновь сформированных эскадрилий вместе с VP-74 вошли в состав крыла FAW-16, предназначенного для патрулирования побережья Южной Америки от Тринидада на севере до Ресифи (Бразилия) на юге. К ноябрю 1943 г. на «Маринерах» были сформированы эскадрильи VP-208 — VP-216. Эти части, получавшие наряду с PBM-3С также машины модификации PBM-3S, главным образом вошли в состав крыла FAW-12, прикрывавшего подходы к Панамскому каналу, как со стороны Карибского моря, так и с Тихого океана. Кроме того, в 1943-1945 гг. 37 самолетов PBM-3S получила Береговая охрана, эксплуатировавшая их до конца войны.

Для эскадрилий «Маринеров» особенно «урожайным» выдался июль 1943 г., когда дислоцировавшаяся в Бразилии VP-74 отправила на дно субмарины U513 и U199, а жертвами VP-32 стали сразу три подлодки — U159, U759 и U359. 3 августа 1943 г. самолет VP-205 потопил у Тринидада U572 (правда, зенитчики подлодки успели сбить «Маринера»), а PBM-3С из VP-204 и VP-205 совместно с другими самолетами после долгой «охоты» отправили на дно U615. В течение июля—августа 1943 г. «Маринеры» потопили самостоятельно или во взаимодействии с другими силами половину из десяти U-ботов, высланных Дёницем в Карибское море и треть из шести субмарин, отправленных к берегам Бразилии. Полосу успехов «Маринеров» на Атлантике завершил экипаж Г. Паттерсона из VP-74. 27 сентября 1943 г. на подходах к Сан-Сальвадору (Бразилия) он потопил подводную лодку U-161.

Для применения на Тихоокеанском театре военных действий (ТВД) была создана специальная модификация «Маринера» — PBM-3D. Первой получила такие самолеты эскадрилья VP-202. Пройдя переучивание на новую модификацию в Норфолке, она в начале 1944 г. была передислоцирована на Тихий океан. Вскоре к ней присоединились эскадрильи VP-16 и VP-216, экипажи которых прошли целевую подготовку: первая специализировалась в ночных полетах, а вторая освоила топмачтовое бомбометание. Первой крупной операцией с участием «Маринеров» на новом ТВД стала высадка на острове Сайпан. Все три эскадрильи в середине июня 1944 г. передислоцировались на захваченную американцами базу в бухте Танапаг, откуда осуществляли патрульные полеты над окрестными акваториями. Наиболее значительным успехом «Маринеров» в начальный период их службы на Тихом океане стало обнаружение 19 июня 1944 г. экипажем из состава VP-16 на расстоянии примерно 470 миль к западу от Гуама 1-го оперативного флота адмирала Одзавы, следующего к Марианским островам.

1 октября 1944 г. вооруженные «Маринерами» эскадрильи были переименованы из патрульных (VP) в патрульно-бомбардировочные (VPB). Кроме них, такие гидросамолеты начали поступать и в спасательные эскадрильи (VH). А специализированные транспортные PBM-3R эксплуатировались в эскадрильях как на Атлантике (VR-1 и VR-8), так и на Тихом океане (VR-2 и VR-10).

В сентябре 1944 г. главной базой для «Маринеров» стали острова Палау — летая отсюда, самолеты принимали участие в операции по освобождению Филиппин. Именно в этот период были одержаны первые победы над японскими субмаринами. 1 октября PBM-3D из состава VPB-16 у островов Палау повредил субмарину 1-177, на следующий день добитую эсминцами. Наибольших успехов в атаке морских целей достигла эскадрилья VPB-20. 27 ноября 1944 г. экипаж лейтенанта Дж. Муоло из этой эскадрильи прикрывал корабли, находящиеся в бухте Ормок (Филиппины) и ведущие обстрел береговых целей. Авиаторы обнаружили и незамедлительно атаковали японскую подлодку, нанеся ей повреждения. Дело довершили эсминцы, добив субмарину. Жертвой оказалась армейская транспортная подлодка Yu-2. А 19 января 1945 г. самолет У.О. Глэйза нанес удар по самой большой цели, которая попадалась «Маринерам», — авианосцу «Дзуньё». С бреющего полета Глэйз сбросил две 250-фн и одну 500-фн бомбы, добившись двух прямых попаданий. В ночь на 21 января PBM-3D, пилотируемый экипажем Фрэнка А. Юрека, к западу от атолла Улити обнаружил и нанес бомбовый удар по японской субмарине, наутро добитой тремя эскортными эсминцами. Жертвой оказалась Y-48, пошедшая ко дну со всем экипажем.

В операции по захвату Окинавы приняли участие девять эскадрилий «Маринеров» — пять патрульно-бомбардировочных (VPB-18, -21, -26, -27 и -208), а также четыре спасательных (VH-1, -3, -4 и -6). На их вооружении, наряду с PBM-3D, уже имелись и новые PBM-5. Именно «Маринер» обнаружили идущее к Окинаве японское соединение во главе с линкором «Ямато». Это событие имело место 7 апреля 1945 г., причем две летающие лодки из VPB-21 не только обнаружили японские корабли, но и навели на них американские самолеты, а затем занялись спасением сбитых пилотов.

После окончания Второй мировой войны в составе ВМС США осталось 6 эскадрилий, вооруженных PBM-5, — по три на Атлантике и Тихом океане. Во время гражданской войны в Китае они несли патрульную службу у берегов этой страны. В ходе войны в Корее регулярные и резервные эскадрильи, вооруженные PBM-5S/S2, по ротации направлялись на японские авиабазы, совершая оттуда дневные и ночные патрульные полеты над водами, омывавшими Корейский полуостров. Последние PBM-5S и PBM-5А были сняты с вооружения в июне 1956 г., а в учебных частях «Маринеры» эксплуатировались ещё около двух лет.

Великобритания получила 32 самолета «Маринер» GR Mk.I (передано 33 машины, но одна потерпела катастрофу при перелете через Атлантику). В октябре 1943 г. 10 таких самолетов передали в 524-ю эскадрилью для войсковых испытаний, но их результаты признали неудовлетворительными, и уже в декабре эскадрилья избавилась от «Маринеров». Впоследствии Королевские ВВС использовали такие машины лишь в качестве транспортных. 17 «Маринеров» GR Mk.I после окончания войны в Европе вернули американцам и после обратной конверсии по американским стандартам, были переданы в части морской авиации и переоборудованы в транспортные. Они успели даже поучаствовать в войне на Тихом океане в составе транспортной эскадрильи VR-6 и поисково-спасательной VH-3.

Летающая лодка Martin PBM-5S Mariner оснащалась РЛС

Летающая лодка Martin PBM-5S Mariner оснащалась РЛС.

12 «Маринеров» в мае 1944 г. поступили на вооружение 41-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС. Главной их задачей стали транспортные перевозки между Австралией и Новой Гвинеей. Большинство этих машин было сдано на склад в 1946 г., но несколько единиц в составе 114-го отдельного звена в качестве поисково-спасательных эксплуатировались до 1948 г.

17 PBM-5 с баз хранения американского флота были переданы в 1956-1957 гг. Нидерландам. Гидросамолеты поступили в 321-ю эскадрилью, дислоцированную на острове Биак у Новой Гвинеи. Голландцы эксплуатировали «Mariner» до 1960 г.

12 «Маринеров» служило в Латинской Америке. В частности, девять самолетов получила Аргентина. А три машины модификации PBM-3S2 в 1956 г. получила морская авиация Уругвая. Последний из них был снят с вооружения в феврале 1964 г.

Martin PBM «Маринер» являлся одним из лучших гидросамолетов времен Второй мировой войны. Построенный в довольно большом количестве, он существенно превосходил своего непосредственного конкурента — гидросамолет «Консолидейтед» PBY «Каталина». Изделие фирмы «Мартин» имело более современную конструкцию и лучшие летные характеристики, в т.ч. скорость полета и полезную нагрузку. Тем не менее, «Маринер» не снискал славы «Каталины», оставаясь все годы войны в тени более знаменитого «одноклассника».

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image