Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Накадзима A6M2-N

Фото трехпоплавкового гидросамолета Накадзима A6M2-N на берегу

Фото трехпоплавкового гидросамолета Накадзима A6M2-N на берегу

В 1940 году, готовясь к широкомасштабной войне на Тихом океане, Управление авиации Императорского флота Японии признало необходимым создать поплавковый истребитель, предназначавшийся для прикрытия десантных сил до того, как на захваченные аэродромы сможет перебазироваться сухопутная авиация. Разработку нового самолета в соответствии с тактико-техническими требованиями 15-Си в сентябре 1940 г. поручили фирме «Каваниси». Однако уже тогда было ясно, что новый самолет — будущий N1K1 — достигнет боевой готовности в лучшем случае года через два. А большая война ожидалась гораздо раньше. В такой ситуации было принято решение адаптировать для базирования на воде удачный истребитель «Мицубиси» А6М2. Но конструкторский коллектив фирмы-разработчика был загружен разработкой новой палубной модификации — A6M3. Поэтому в феврале 1941 г. создание гидроварианта, получившего обозначение A6M2-N, поручили фирме «Накадзима», которая получила тактико-техническое задание 16-Си.

Разработку гидросамолета, получившего внутрифирменное обозначение AS-1, возглавил инженер С. Мицутаке. Поскольку едва ли не главным требованием заказчика были сжатые сроки создания самолета, конструкторы постарались обойтись минимумом изменений. От базового А6М2 были взяты фюзеляж и крыло. В их конструкции устранили элементы, ненужные гидросамолету, такие, как колесное шасси (ниши шасси зашили металлическими листами), посадочный гак, механизм складывания крыла и противокапотажную раму за пилотской кабиной. Под фюзеляжем установили главный поплавок цельнометаллической конструкции, взятый почти без изменений от разведывательного гидросамолета Накадзима E8N1. Поплавок крепился к фюзеляжу большим наклонным пилоном и находящимся за ним V-образным подкосом, причем точка крепления пилона находилась в том месте, где у палубного «Зеро» подвешивался подвесной топливный бак — здесь конструкция фюзеляжа была усиленной. Вместо ПТБ у A6M2-N в поплавке размещался топливный бак емкостью 325 л. Под консолями крыла на тонких пилонах крепились два небольших стабилизирующих поплавка. Ввиду необходимости улучшения путевой остойчивости при старте с воды пришлось увеличить площадь вертикального оперения. Для этого под хвостовой частью фюзеляжа установили дополнительный киль, форму и площадь которого подобрали экспериментальным путем в ходе испытаний прототипов. Интересно, что самолет не был приспособлен для старта с корабельных катапульт — подобное просто не требовалось тактико-техническим заданием.

Вооружение и силовая установка A6M2-N полностью соответствовали базовому палубному варианту. Испытания гидроистребителя начались 7 декабря 1941 г. Летные характеристики вполне прогнозируемо оказались хуже, чем палубного варианта. И хотя вес A6M2-N увеличился по сравнению с А6М2 всего на 167 кг, максимальная скорость из-за вызванного установкой поплавков увеличения лобового сопротивления упала почти на 100 км/ч. Почти вдвое — с 3230 до 1778 км — уменьшилась максимальная дальность полета.

В феврале 1942 г. изготовили второй прототип, а уже в марте началось серийное производство — выпустили 10 серийных машин. Но официальное решение о принятии на вооружение последовало лишь после полного завершения программы испытаний 2 июля 1942 г. К тому времени поставили уже 34 серийных гидроистребителя. В процессе производства в конструкцию гидроплана пришлось вносить изменения, вызванные опытом эксплуатации. В частности, оказалось, что применяемый для обшивки алюминиево-магниевый сплав легко коррозирует при контакте с морской водой. Пришлось применить сплав другой марки, более стойкий. Также подвергли усилению мотораму, ударные нагрузки на которую при приводнении оказались выше расчетных. К концу серийного производства внесли изменения в конструкцию хвостового оперения, увеличив высоту киля и сделав его очертания более угловатыми, а также увеличили площадь подфюзеляжного киля.

Серийное производство A6M2-N продолжалось до июля 1943 г. На заводе в Коидзуми построили 254 (по другим данным — 262) самолета. В системе кодов союзников обозначался «Руфь».

Основная модификация поплавкового истребителя

Накадзима A6M2-N («морской истребитель-гидроплан тип 2 модель 11») — 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Накадзима» «Сакае» 12 (940 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм крыльевые пушки «тип 99-1 модель 3» (боекомплект 60 снарядов на ствол) и 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97» (500 патронов на ствол); возможна подвеска 2 30-кг или 60-кг бомб под крылом.

Предполагалось создание поплавкового варианта самолета A6M3 — A6M3-N. Но этому помешало начало выпуска гидроистребителя Каваниси N1K1 «Кефу» и снижение потребности в самолетах такого рода в связи с переходом Японии от наступления к стратегической обороне.

Гидроистребитель Накадзима A6M2-N в полете

Гидроистребитель Накадзима A6M2-N в полете.

Летно-технические характеристики Накадзима A6M2-N

  • Двигатель: Накадзима «Сакае» 12
  • мощность, л.с.: 940
  • Размах крыла, м.: 12,00
  • Длина самолета, м.: 10,131
  • Высота самолета, м.: 4,305
  • Площадь крыла, кв.м.: 22,438
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1921
  • взлетная: 2460
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 436
  • Крейсерская: 300
  • Время набора высоты 5000 м., мин.: 6,75
  • Практический потолок, м.: 7960
  • Дальность полета (максимальная), км.: 1150 (1780)

Боевое использование гидросамолетов Nakajima A6M2-N в годы Второй мировой войны

Боевой дебют A6M2-N состоялся на Алеутских островах — в начале июля 1942 г. на о. Кыска доставили 6 таких гидропланов из состава кокутая «Токо». 11 июля они добились первой победы, сбив бомбардировщик В-17. В августе прибыло ещё 6 A6M2-N, выделенных вместе с ранее прибывшими машинами в 5-й кокутай (с 1 ноября 1942 г. — 452-й кокутай). Помимо борьбы с воздушным противником «Руфи» из этой части с января 1943 г. привлекались для налетов на американские объекты (в частности, аэродром на о. Амчитка). Ритм боевых действий на Алеутах подчинялся поставкам новых A6M2-N: после прибытия очередной партии интенсивность боевой работы возрастала, но, как правило, в течение нескольких дней «Руфи» выбивались вражескими истребителями, зенитками и корабельной артиллерией (при обстреле гидроаэродромов). После этого наступало вынужденное затишье в ожидании поставки новой партии самолетов. В обшей сложности на Алеутах японцы потеряли 43 боевых A6M2-N. В мае 1943 г. персонал 452-го кокутая эвакуировали в Японию, а с августа и почти до конца войны эта часть несла службу на Курильских островах.

Техническое обслуживание моторной установки Nakajima A6M2-N

Техническое обслуживание моторной установки Nakajima A6M2-N

Практически одновременно с Алеутами — в начале июля 1942 г. -началась боевая работа A6M2-N на Соломоновых островах. Первоначально туда направили 12 таких самолетов, вошедших в состав кокутая «Иокогама». В августе эти машины были уничтожены при попытке отражения высадки американцев на Гуадалканале. В дальнейшем гидроистребители, базируясь на о. Шортленд, принимали активное участие в боях на Гуадалканале. Они действовали в составе 14-го (позже 802-го) кокутая, работая как истребители и штурмовики. Уровень потерь был достаточно высок и требовал постоянного восполнения за счет поставок из метрополии — что не всегда было возможно. Поэтому количество «Руфей», одновременно действовавших с Шотрленда, не превышало полутора десятков. В середине марта 1943 г. 802-й кокутай, насчитывавший к тому времени 13 самолетов, был выведен на Маршалловы острова. Здесь его задействовали в системе противолодочной обороны — «Руфи» патрулировали с парой подвешенных 60-кг бомб.

С середины марта 1943 г. в Голландской Ост-Индии (на о. Амбон, а затем в Таберфане на островах Ару) действовал 934-й кокутай, в состав которого вошли 10 Накадзима A6M2-N. Главной его задачей было действие против вражеского судоходства в районе Северо-Западной Австралии. Основными воздушными противниками в этом регионе были австралийские самолеты — «Хадсоны» и «Бофайтеры», а также голландские Б-25 «Митчелл» и американские Б-24 «Либерейтор». Первый воздушный бой «Руфи» провели в этом регионе 25 апреля, на следующий день была одержана первая победа — сбит «Бофайтер». С начала мая база 934-го коку-тая начала систематически подвергаться налетам авиации союзников, что привело к возрастанию потерь среди гидросамолетов. В последующие месяцы пилоты A6M2-N смогли добиться некоторых успехов в борьбе с бомбардировщиками противника, но противостоять истребителям им было крайне трудно, особенно когда в середине августа в бой вступили австралийские «Спитфайры». 10 декабря 1943 г. база в Таберфане была разрушена землетрясением, и 934-й кокутай передислоцировали на западное побережье Новой Гвинеи. Здесь его перевооружили истребителями N1К1 (последние вылеты A6M2-N в составе этой части состоялись 12 января 1944 г.).

С октября 1943 г. несколько самолетов A6M2-N эксплуатировались в 902 кокутае (атолл Трук). Попытки применять их для перехвата американских самолетов-разведчиков оказались безуспешными, и впоследствии их использовали главным образом для противолодочного патрулирования. Также в качестве противолодочных применялись A6M2-N 453-го кокутая, дислоцированного в метрополии. Наибольшим успехом 453-го кокутая стало участие в потоплении американской ПЛ «Скэмп». 11 ноября 1944 г. один из пилотов обнаружил эту лодку, следовавшую в надводном положении, и сбросил две бомбы, разорвавшиеся в непосредственной близости от ПЛ. Хотя лодке удалось погрузиться, полученные повреждения привели к утечке топлива. Японские надводные корабли благодаря этому сумели выследить «Скэмп» и добили её глубинными бомбами.

На завершающем этапе Второй мировой войны несколько уцелевших A6M2-N служили в базовых кокутаях «Оцу», «Такума», и «Китава». Первый из них базировался на озере Бива к северу от Киото и обеспечивал прикрытие расположенной поблизости ВМБ Майдзуру. Последний боевой эпизод с участием «Руфей» из этой части отмечен 7 февраля 1945 г., когда их пилоты заявили об уничтожении над Токийским заливом двух «Хеллкэтов». Самолеты двух других кокутаев привлекались главным образом к патрулированию прибрежных вод. После поражения Японии один A6M2-N, невесть каким образом оказавшийся в Сингапуре, попал в руки англичан. Те передали его французам. Вместе с другими трофейными гидропланами «Руфь» с февраля 1946 г. эксплуатировалась в Индокитае в эскадрилье морской авиации 8S, дислоцировавшейся в Бьенхоа в окрестностях Сайгона. 19 сентября 1946 г. эта машина была разбита.

Созданный для обеспечения наступательных операций, гидроистребитель Накадзима A6M2-N весьма редко применялся по прямому предназначению. В большинстве случаев самолетам этого типа приходилось вести оборонительные бои, действуя на отдаленных ТВД с плохо оборудованных островных баз. Вражеская авиация практически всегда имела численное превосходство над немногочисленными отрядами гидроистребителей. К тому же противниками A6M2-N выступали колесные истребители берегового или палубного базирования, имевшие по определению более высокие характеристики, чем поплавковые гидросамолеты. Во второй половине войны на Тихом океане даже бомбардировщики развивали большую скорость, чем «Руфь».

Единственным козырем A6M2-N оставалась его феноменальная маневренность, позволявшая опытным пилотам противостоять при определенных обстоятельствах более скоростным самолетам. Убедились в этом и американцы на Локхидах «Лайтнингах» и Белл P-39 «Аэрокобрах», и австралийцы на «Бофайтерах». Но все же общее превосходство союзной авиации не позволило японским гидроистребителям добиться сколь-нибудь значительных успехов. Наиболее известный японский ас, летавший на таких поплавковых гидросамолетах A6M2-N, а затем на N1K1, старшина Эитоку Мацунага, записал на свой счет лишь восемь воздушных побед.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image