Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Локхид P-38 «Лайтнинг»

Первый боевой самолет фирмы «Локхид», пошедший в серийное производство, стал также первым двухмоторным американским истребителем P-38 «Лайтнинг». Разработка машины осуществлялась под руководством Х.Л. Хиббарда и К. Джонсона в рамках конкурса на двухмоторный высотный перехватчик по спецификации X-608. Для своего самолета конструкторы выбрали оригинальную двухбалочную схему с центральной гондолой, в которой разместили пилотскую кабину и мощное вооружение (1 пушку и 4 12,7-мм пулемета).

Локхид P-38H «Лайтнинг» в полётеДругими новшествами стали трехопорное шасси с носовой стойкой, каплевидный фонарь кругового обзора, крепление панелей обшивки в стык потайными заклепками. Силовая установка состояла из 12-цилиндровых моторов жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1710 (Р-38 стал первым серийным самолетом, комплектовавшимся такими двигателями) с турбокомпрессорами. На самолете установили моторы правого и левого вращения — это позволило исключить реактивный момент винтов.

Несмотря на осторожное отношение заказчика к необычной аэродинамической схеме самолета, проект «Локхида» стал победителем конкурса. Прототип ХР-38 впервые поднялся в воздух 27 января 1939 г., но уже 11 февраля был разбит. Тем не менее, военные продолжили сотрудничество с «Локхидом», заказав 13 предсерийных машин YP-38. Первый из них был облётан 16 сентября 1940 г., а постройку всей партии завершили к июню 1941 г. Практически сразу же началось серийное производство, продолжавшееся до осени 1945 г.

Таким образом, «Лайтнинг» стал единственным американским истребителем, строившимся с момента нападения Японии на Пёрл-Харбор и до конца войны. Общее количество выпущенных машин составило 10037 единиц.

Основные модификации Локхид P-38 «Лайтнинг»

Р-38 — двигатели V-1710-27/29 (1050 л.с). Вооружение — 1 37-мм пушка «Олдсмобил» (боекомплект 15 снарядов), 4 12,7-мм пулемета (500 патронов на ствол). Построено 30 самолетов.

P-38D — применены протектированные топливные баки, изменена кислородная система, внесен ряд других изменений. С августа 1941 г. выпущено 36.

Р-322 — вариант, изначально заказанный Великобританией в количестве 143 единиц как «Лайтнинг» Mk.l. Двигатели V-1710-C15 без турбокомпрессоров (1010 л.с). После испытаний трех самолетов англичане от заказа отказались, и оставшиеся машины были приняты ВВС Армии США. 20 из них получили моторы V-1710-C15, остальные — V-1710-27/29 без турбокомпрессоров. Использовались в качестве учебных с сокращенным составом вооружения (2 12,7-мм и 2 7,62-мм пулемета).

Р-38Е — аналог P-38D с улучшенными гидравлической и электрической системами, новой радиостанцией. Вместо 37-мм пушки установлена 20-мм М1 (150 снарядов). С конца 1941 г. изготовлено 210 самолетов; кроме того, 99 машин достроено в качестве невооруженных фоторазведчиков F-4 и 1 — F-5A-2.

Локхид P-38F «Лайтнинг»

Локхид P-38F «Лайтнинг»

P-38F — двигатели V-1710-49/53 (1325 л.с). Вооружение аналогично Р-38Е. Под центропланом возможна подвеска 2 284-л или 568-л ПТБ либо 2 454-кг авиабомб. В базовом варианте изготовили 128 машин. 149 P-38F-1 отличались усиленными узлами подвески, допускавшими размещение 2 1174-л ПТБ (ещё 20 таких самолетов достроено в качестве невооруженных фоторазведчиков F4A). Серия P-38F-5 (100 машин) отличалась мелкими доработками. P-38F-13 (29) и P-38F-15 (212) были изготовлены с использованием задела на нереализованный британский заказ на истребители «Лайтнинг» Mk.ll. Кроме того, 140 самолетов построены как невооруженные разведчики F-5A. P-38G — двигатели V-1710-51/55 (1350 л.с), новая радиостанция и кислородное оборудование. Вооружение аналогично Р-38Е. Изготовлено 1082 экземпляра в нескольких сериях: P-38G-1 (80 единиц); P-38G-3 с другим типом турбокомпрессоров (12); P-38G-5 с доработанным оборудованием (68); P-38G-10 с возможностью подвески под центропланом 2 725-кг бомб, а по бокам центральной гондолы — 6 трубчатых направляющих для 114-мм НАР (548 единиц). 174 P-38G-13 и 200 P-38G-15 были аналогичны, соответственно, Р-38G-3 и P-38G-5, но изготавливались с использованием задела на нереализованный британский заказ на истребители «Лайтнинг» Mk.ll.

Р-38Н — двигатели V-1710-89/91 (1425 л.с). 20-мм пушка М1 заменена на М2С такого же калибра. Возможности внешней подвески — как у P-38G-10. С мая 1943 г. выпущен 601 экземпляр: 226 Р-38Н-1 и 375 Р-38Н-5 с другими турбокомпрессорами.

P-38J — доработана мотоустановка с введением промежуточного радиатора. Двигатели и вооружение аналогичны Р-38Н. Выпускался с августа 1943 г. в нескольких вариантах: P-38J-1 (10); P-38J-5 (210) с дополнительными топливными баками в передней кромке крыла; P-38J-10 (790) с бронестеклом в козырьке кабины; P-38J-15 (1400) и P-38J-20 (350) с доработанным оборудованием; P-38J-25 (210) с гидравлическим бустером в канале управления по крену. 200 самолетов построены как невооруженные разведчики F-5B; кроме того, в разведчики F-5C и F-5E переоборудованы 528 P-38J.

P-38L — самая массовая модель (3810 единиц построено фирмой «Локхид» и 113 — «Вулти»). Двигатель V-1710-111/113 (1475 л.с). P-38L-1 (1290 самолетов) за исключением двигателей аналогичны P-38J-25. Р-38L-5 (2633, в т.ч. 113 постройки «Вулти») имели возможность подвески под центропланом 2 907-кг бомб, а под консолями крыла — 10 127-мм НАР. Часть машин была переоборудована в фоторазведчики F-5F и F-5G.

Р-38М — 75 машин P-38L-5, переделанных в двухместные ночные истребители. В контейнере под носовой частью гондолы установлена РЛС AN/APS-6.

Летно-технические характеристики Локхид Р-38Е

  • Двигатель: Аллисон V-1710-27/29
  • мощность, л.с.:. 1050
  • Размах крыла, м.: 15,86
  • Длина самолета, м.: 11,54
  • Высота самолета, м.: 3,91
  • Площадь крыла, кв. м.: 30,43
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 5394
  • максимальная взлетная: 7028
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • на высоте 1525 м.: 552
  • на высоте 3050 м.: 576
  • на высоте 7625 м.: 632
  • Скороподъемность у земли, м/с: 12,7
  • Практический потолок, м.: 11900
  • Дальность полета, км.: 1372

Боевое использование Lockheed P-38 «Лайтнинг»

В середине 1941 г. начались поставки Р-38 в 1-ю ИАГ. К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор такие самолеты получила также 14-я ИАГ. Эти группы летом 1942 г. были перебазированы в Великобританию. Две АЭ остались в Исландии. Один из базировавшихся здесь P-38F совместно с Р-40С сбил 14 августа 1942 г. самолет FW 200 — первый немецкий самолет, сбитый американцем во Второй мировой войне.

С ноября 1942 г. 1-я, 14-я и 82-я ИАГ воевали в Северной Африке, а затем действовали над Италией и сопровождали бомбардировщики в налетах на цели в Австрии, Венгрии, Румынии. В 1944 г. они участвовали и в челночных рейдах с посадкой в районе Полтавы.

В сентябре 1943 г. в Великобританию прибыла 55-я ИАГ, вооруженная Р-38Н, но вскоре получившая P-38J. Её главной задачей, как и четырех групп «Лайтнингов», прибывших позже, стало сопровождение бомбардировщиков в налетах на Германию.

На Тихоокеанском ТВД «Лайтнинги» дебютировали в районе Аляски и Алеутских островов — здесь на них с середины 1942 г. воевала 54-я ИАЭ. Небольшое количество Р-38 действовало в американских авиачастях в Индии, Китае, Бирме, островах Тихого океана. Наиболее известной операцией, проведенной «Лайтнингами», стало уничтожение адмирала Ямамото, командующего Объединенным флотом Японии. Рукодствуясь данными радиоперехвата, 16 P38F/J из 18-й и 347-й ИАГ 18 апреля 1943 г. перехватили два японских транспортных самолета, на борту одного из которых находился адмирал. Обе машины, а также 5 «Зеро» из эскорта были сбиты.

Первая группа, полностью перевооруженная Р-38 (475-я) появилась на Тихоокеанском ТВД только в сентябре 1943 г. К лету 1944 г., когда началась подготовка к высадке на Филиппины, здесь воевало уже 5 групп «Лайтнингов». В 1945 г. на Тихий океан были направлены и три АЭ ночных истребителей Р-38М.

В послевоенное время большинство «Лайтнингов» в США было списано уже к 1948 г.

Помимо США, «Лайтнинги» широко использовались ВВС Свободной Франции — но только разведчики. Несколько таких самолетов эксплуатировали ВВС Австралии и Китая; последний также получил 15 P-38J/L.

2 Р-38, совершивших вынужденные посадки в Португалии, были включены в состав ВВС этой страны. 50 «Лайтнингов» в 1949 г. получила Италия, а 7 приобрел Гондурас, где они прослужили до 1965 г.

Несмотря на свой необычный облик и довольно крупные для одноместной машины габариты, «Лайтнинг» оказался прекрасным самолетом-истребителем. Свидетельством тому — прозвище «вилохвостый дьявол», данное «Лайтнингу» немецкими летчиками. Уступая Bf-109, FW-190 и «Зеро» в маневренности, Р-38 имел более высокую скорость, скороподъемность и потолок.

Типичной тактикой пилотов «лайтнингов» был набор большой высоты, пикирование на противника с последующим использованием всей огневой мощи и быстрым уходом вверх. Такая тактика оказалась эффективной как против немецких, так и против японских истребителей.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image