Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Short S.25 Sunderland

Фото летающей лодки Второй мировой войны Short Sunderland

Фото летающей лодки Второй мировой войны Short Sunderland

23 ноября 1933 г. Министерство авиации Великобритании утвердило тактико-техническое задание R.2/33 к перспективному патрульному гидросамолету большого радиуса действия, призванному заменить машины Шорт «Сингапур» Mk.III (принятие последних на вооружение рассматривалось как временная мера). Согласно заданию предусматривалось создание четырехмоторного многоцелевого гидросамолета с дальностью полета 2593 км (1400 морских миль) и рабочим потолком 4572 м (15 000 футов). Вооружение должно состоять из бомб, а также четырех оборонительных установок с 7,7-мм пулеметами (требовалось также предусмотреть замену пулеметов в носовой установке 37-мм пушкой).

Свои предложения по спецификации R.2/33 представили пять фирм. Наибольшую активность проявила «Супермарин», предложившая сразу три проекта — монопланы модель 232 и модель 239 с двигателями «Роллс-Ройс» «Госхоук» и «Мерлин» соответственно, а также биплан модель 238 с моторами «Бристоль» «Персеус». Но все эти проекты, равно как и предложения фирм «Блэкберн» и «Фэйри», были отклонены. Успех сопутствовал «Capo» и «Шорт Бразерс». Эти фирмы получили контракты на строительство прототипов своих самолетов А.33 и S.25. В ноябре 1936 г., ещё до начала испытаний, фирмы получили следующие заказы на первые серийные партии самолетов (по 11 машин). Тогда же S.25 официально получил наименование «Sunderland».

Летающая лодка «Capo» А.33 показала неудовлетворительные мореходные качества, к тому же она вышла на испытания на год позже, чем S.25. В результате изделие «Шорт», спроектированное под руководством авиаконструктора А. Гуджа на базе знаменитых пассажирских летающих лодок серии «С» (фактически разработка этих лодок под обозначением S.23 и военного варианта велась параллельно), оказалось вне конкуренции. Опытный образец впервые поднялся в воздух 16 октября 1937 г. Самолет временно был оборудован 9-цилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» X мощностью по 950 л.с. Вооружение не устанавливалось, хотя самолет нес носовую и хвостовую турели. 21 апреля 1938 г. поднялся в воздух первый серийный «Сандерленд». К ноябрю испытания были завершены, что позволило сделать вывод о полном соответствии «Сандерленда» тактико-техническим требованиям. Летающая лодка имела все необходимые качества морского патрульного самолета. От пассажирского прототипа она унаследовала объемистый двухпалубный фюзеляж, благодаря чему большая дальность полета сочеталась с хорошими условиями обитаемости. В распоряжении экипажа были камбуз, «столовая» и «спальня» на шесть коек, что дало повод испытателям прозвать самолет «летающим отелем». Компоновка пилотской кабины и расположение в ней контрольных приборов и органов управления расценивались пилотами как «идеальные». Хорошая маневренность на невысоких скоростях (до 278 км/ч — на больших скоростях самолет имел довольно большой радиус виража) и хороший обзор с рабочих мест экипажа делали «Сандерленд» прекрасным противолодочным самолетом. Боевая нагрузка размешалась во внутрифюзеляжном бомбоотсеке летающей лодки. Дабы не нарушать герметичность и прочность днища корпуса, конструкторы применили оригинальное решение — боеприпасы выдвигались через люки в бортах самолета электрифицированным механизмом под крыло и затем сбрасывались. Носовая стрелковая башня могла откатываться внутрь фюзеляжа, образовывая площадку для швартовых работ.

Серийный выпуск «Сандерлендов», начатый в апреле 1938 г., завершился лишь в июне 1946 г. Таким образом, этот гидроплан стал одним из немногих британских самолетов, строившихся в течение всей войны. В общей сложности изготовлено 749 «Сандерлендов».

Основные модификации гидросамолета Short Sunderland

«Сандерленд» Mk.I — двигатели «Пегасус» XXII (1010 л.с). Стрелковое вооружение -7 7,7-мм пулеметов: 1 «Виккерс» GO в носовой башне, 4 «Браунинг» в хвостовой башне и 2 «Виккерса» К в бортовых блистерах за крылом; в ходе выпуска вместо одиночного «Виккерса» в носовой башне стали монтировать 2 «Браунинга». Масса бомбовой нагрузки — 907 кг. Экипаж — 7 чел. Построено 89 самолетов: 74 на заводе «Шорт» в Рочесте-ре и 15 — «Блэкберн» в Дамбартоне.

«Сандерленд» Mk.II — двигатели «Пегасус» XVIII (1065 л.с). Стрелковое вооружение на первых машинах соответствовало поздним Mk.I, позже введена верхняя башня с 2 7,7-мм пулеметами «Браунинг» и ликвидированы блистерные установки. Большинство самолетов получило противолодочные радары ASV Mk.II. Изготовлено 43 самолета, в т.ч. 38 с августа по декабрь 1941 г. на заводе в Рочестере и 5 в апреле-мае 1942 г. на предприятии «Шорт энд Харланд» в Белфасте.

«Сандерленд» Mk.III — силовая установка и вооружение соответствуют Mk.II. Изменены обводы фюзеляжа, лишившегося выраженного редана. Благодаря этому, удалось улучшить аэродинамические характеристики самолета, но мореходные качества стали заметно хуже. Первоначально самолеты комплектовались РЛС ASV Mk.II, а с начала 1943 г. выпускалась модификация «Сандерленд» Mk.IIIА с РЛС ASV Mk.III. В общей сложности с декабря 1941 г. изготовили 461 «Сандерленд» Mk.III/Mk.IIIA: 185 на заводе «Шорт» в Рочестере, 35 — на предприятии той же фирмы на озере Виндермер, 170 — фирмой «Блэкберн» и 71 — на заводе «Шорт энд Харланд».

«Сандерленд» Mk.V — 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R1830-90B (1200 л.с). Согласно проекту стрелковое вооружение соответствовало «Сандерленду» Mk.III, но часто не устанавливались верхние башни, а в носовой части фюзеляжа дополнительно монтировались 4 неподвижных 7,7-мм пулемета «Браунинг». Самолеты комплектовались РЛС ASV Mk.IV. Серийный выпуск начался в конце 1944 г. Изготовлено 154 машины — по 47 на заводах в Рочестере (до сентября 1945 г.) и Белфасте (до июня 1946 г.), а также 60 в Дамбартоне (до ноября 1945 г.). Ещё 88 самолетов переоборудовано в вариант Mk.V из Mk.III.

Обозначение «Сандерленд» Mk.IV первоначально было присвоено варианту с двигателями «Геркулес» XIX (1700 л.с). Машина была принята на вооружение под обозначением «Сифорд» GR Mk.I, но строилась уже после войны, а выпуск ограничился лишь небольшой серией.

Гидросамолет Шорт "Сандэрленд" в полёте

Гидросамолет Шорт «Сандэрленд» в полёте.

Летно-технические характеристики Short Sunderland Mk.I

  • Двигатель: Бристоль «Пегасус» XXII
  • мощность, л.с.: 1010
  • Размах крыла, м.: 34, 37
  • Длина самолета, м.: 26,08
  • Площадь крыла, кв. м:
  • Вес пустого самолета, кг:
  • Взлетный вес, кг.: 25 402
  • Максимальная скорость, км/ч: 336
  • Крейсерская скорость, км/ч: 4572
  • Потолок, м.: 5186

Боевое использование летающих лодок Short Sunderland

Первой строевой частью, получившей «Сандерленды» Mk.I, стала дислоцированная в Пемброук Док 210-я эскадрилья, начавшая перевооружение в июне 1938 г. Но приоритетом поначалу пользовался Дальневосточный регион, поэтому первой полностью перевооруженной на самолеты этой модификации частью стала 230-я АЭ в Селетаре (Малайя). Кроме того, «Сандерлендами» Mk.I вооружили 204-ю и 228-ю эскадрильи. В общей сложности в частях Берегового командования по состоянию на 1 сентября 1939 г. числилось 40 «Сандерлендов». Осенью 1941 г. начались поставки модификации Mk.II, а в самом начале 1942 г. — Mk.III.

Вторая мировой война для «Сандерлендов» началась 3 сентября 1939 г., когда экипажи 210-й АЭ отправились в первый патрульный полет. Именно эти самолеты осуществили первую во Второй мировой войне воздушно-морскую спасательную операцию, имевшую место 21 сентября 1939 г. В тот день два «Сандерленда» приняли на борт 34 члена экипажа торпедированного германской подлодкой в Северном море транспорта «Кенсингтон Корт».

Четырехмоторная патрульная летающая лодка ВВС Великобритании Short Sunderland

Четырехмоторная патрульная летающая лодка ВВС Великобритании Short Sunderland

Весной 1940 г. находившиеся в метрополии 204, 210 и 228-я эскадрильи были передислоцированы на передовые базы Саллом Во и Инвергордон для участия в Норвежской кампании. «Сандерленды» осуществляли разведывательные и транспортные миссии. В этих операциях отличился экипаж самолета N9046, сумевший 3 апреля 1940 г. сбить два «Юнкерса» Ju-88.

После потери Норвегии и поражения Франции главным театром военных действий для летающих лодок стали западные подступы к Британским островам. В ходе «Битвы за Атлантику» эти акватории патрулировались «Сандерлендами» с баз Маунт Баттен, Пемброук Док, Стрэнрир, Лох Эрн, Обан, Боумор, Пул и Саллом Во. Впоследствии эти летающие лодки появились в Рейкьявике и Гибралтаре. Естественно, существенное расширение районов боевого применения требовало формирования новых частей. Первой эскадрильей, получившей «Сандерленды» после начала войны, стала 10-я австралийская АЭ. Поначалу предполагалось после переучивания направить эту часть в Австралию, но в конечном итоге она осталась в метрополии, летая с базы Маунт Баттен вплоть до расформирования в октябре 1945 г. Вслед за австралийской частью в начале 1940 г. новыми самолетами вооружили 201-ю эскадрилью, а позже — 95-ю.

В июне 1940 г. 228-ю АЭ из метрополии и 230-ю АЭ с Дальнего Востока перебросили в Александрию для прикрытия коммуникаций между Гибралтаром и Суэцом, оказавшимися под угрозой в связи со вступлением в войну Италии. Блестящим дебютом для «Сандерлендов» на Средиземноморском театре оказались действия экипажа самолета борт L5804, 30 июня 1940 г. отправившего на дно сразу две итальянские субмарины — «Аргонаута» и «Рубино».

Удаленность базы в Александрии от главных районов патрулирования вынудило использовать для «Сандерлендов» передовые гидроаэродромы. В частности, самолеты 228-й АЭ на ротационной основе базировались на Мальте, а 230-й — в Скараманге (Греция). Именно взлетевший с Мальты самолет 228-й эскадрильи обнаружил в море итальянский флот, положив начало победоносному для британцев сражению при Матапане. Несколько месяцев спустя «Сандерленд» выполнил разведку итальянской военно-морской базы Таранто перед знаменитым налетом британской палубной авиации 11 ноября 1940 г. Третьей частью, использовавшей «Сандерленды» на Средиземноморском ТВД, стала 202-я, базировавшаяся в Гибралтаре. Наиболее заметным её успехом стало уничтожение ПЛ «Алабастро» 14 сентября 1942 г.

В апреле-мае 1941 г. главной задачей средиземноморских «Сандерлендов» стали «пассажирские» рейсы — эвакуация британских и греческих войск сначала из континентальной Греции, а затем с Крита. В большинстве случаев летающим лодкам приходилось действовать с перегрузкой — в «рекордном» полете 25 апреля 1941 г. самолет борт Т9084 вывез из бухты Каламата 82 человека (плюс 10 членов экипажа). Другой «Сандерленд» вывез в Александрию греческую королевскую семью. Значение «Сандерлендов» в этих операциях иллюстрирует следующий факт: из 28 000 британцев, эвакуированных с Крита, 14 500 вывезли именно эти летающие лодки.

В 1941 г. «Сандерленды» начали патрулирование над Центральной и Южной Атлантикой. Поначалу здесь действовали переброшенные из метрополии 204-я и 95-я эскадрильи. Вскоре к ним добавились 270-я АЭ, а также части союзников — 343-я АЭ Свободной Франции и 490-я новозеландская эскадрилья. Самолеты использовали гидроаэродромы в Апапе, Батерсте и Фритауне. Определенную опасность для летающих лодок составляли истребители вишистского правительства. Дислоцированные в Сенегале «Хок» в сентябре 1941 г. несколько раз пытались перехватить «Сандерленды», но успех сопутствовал не «охотникам» а «дичи» -29 сентября 1941 г. экипаж летающей лодки N9044 сбил два из четырех атаковавших его «Хока». Когда же Сенегал перешел под контроль голлистов, новой базой для «Сандерлендов» стал Дакар. Именно в этом регионе был установлен своеобразный рекорд для «Сандерлендов» при старте в открытом море — один из самолетов этого типа принял на борт 56 членов экипажа потопленного транспорта, причем разбег перегруженной летающей лодки составил 8 км!

В 1942 г. Береговое командование перевооружило «Сандерлендами» ещё пять эскадрилий — 119-ю, 246-ю британские, две канадские — 422-ю, 423-ю, а также 461-ю австралийскую.

Несмотря на широкий спектр решаемых задач, главной для «Сандерлендов» оставалась борьба с германскими «У-ботами». Первая удачная атака подводной лодки была осуществлена «Сандерлендом» 30 января 1940 г., когда самолет из 228-й эскадрильи повредил в Ла-Манше лодку U55, до того уже атакованную надводными кораблями и вынужденную всплыть. Вследствие этого ПЛ выбросилась на мель. 1 июля 1940 г. первую ПЛ записала на свой счет австралийская 10-я АЭ. Лодка U26, получившая накануне повреждения от глубинных бомб шлюпа «Гладиолус», была обнаружена в надводном положении у юго-западного побережья Ирландии и добита четырьмя 500-фунтовыми бомбами.

Появление в 1943 г. эффективного противолодочного радара ASV Mk.III позволило противолодочным самолетам перейти от сопровождения конвоев к наступательной тактике, пытаясь перехватить «У-боты» на пути в районы «охоты». Главным районом патрулирования «Сандерлендов» стал Бискайский залив, где проходили маршруты германских ПЛ, базировавшихся на порты французского Атлантического побережья. Снова отличились австралийцы, открывшие счет победам «Сандерлендов» в этой акватории, — 2 мая 1943 г. экипаж 461-й АЭ отправил на дно U465, а 8 мая его успех повторил экипаж 10-й эскадрильи — его жертвой стала U663. В общей же сложности к концу 1943 г. «Сандерленды» потопили здесь шесть «У-ботов», причем пять из них — самостоятельно, а одного — во взаимодействии с бомбардировщиками «Галифакс». Ещё шесть ПЛ было отправлено на дно в других районах Атлантики.

Дюжина лодок была потоплена экипажами «Сандерлендов» в 1944 г. (10 из них — самостоятельно, ещё две — во взаимодействии с надводными кораблями). Как и прежде, главным районом «охоты» был Бискайский залив, где были отправлено на дно семь субмарин. Особенно удачным оказался день 7 июня, когда экипажи 201-й и 228-й эскадрилий потопили сразу два «У-бота» — U955 и U970. «Закрыла» же «сезон охоты» 201-я АЭ — 6 декабря 1944 г. её экипаж потопил у Оркнейских островов ПЛ U297.

В феврале 1945 г. начались поставки «Сандерлендов» Mk.V. Первыми новые самолеты получили 228-я и 461-я АЭ. Но завершение войны в Европе не позволило этим самолетам продемонстрировать свои возможности в полной мере. Ни одной субмарины записать на свой счет в 1945 г. «Сандерлендам» не удалось. В общей же сложности гидросамолеты этого типа отправили на дно 26 германских «У-ботов» (21 из них — самостоятельно). Наиболее успешной оказалась 10-я АЭ, записавшая на свой счет 7 ПЛ. 5 лодок потопили экипажи 201-й АЭ, по четыре — 228-я и 461-я (ещё одну лодку потопили совместно экипажи этих двух эскадрилий). Три лодки на счету канадских экипажей 423-й (две) и 422-й (одна) АЭ. Одну ПЛ совместно с надводными кораблями потопил «Сандерленд» из 330-й норвежской эскадрильи. Наконец, даже 4-я учебная АЭ записала на свой счет одного «У-бота».

После окончания Второй мировой войны большинство эскадрилий «Сандерлендов» были расформированы. К концу 1946 г. Береговое командование в метрополии эксплуатировало эти летающие лодки лишь в трех частях — 201, 230 и 4-й (учебно-боевая) эскадрильи, базировавшихся в Колшот. Ещё три эскадрильях входили в состав Восточного авиационного командования. В частности, в Коггала на Цейлоне базировалась 205-я АЭ «Сандерлендов», в Селетаре (Сингапур) — 209-я, а в Гонконге — вновь сформированная 88-я эскадрилья. Сокращение самолетного парка привело к его унификации — на вооружении Королевских ВВС остались машины лишь последней модификации — Mk.V (позже обозначение изменили на GR Мк.5, а в конечном итоге — на MR Mk5).

В июле-декабре 1948 г. «Сандерленды» 201-й и 230-й эскадрилий участвовали в Берлинском воздушном мосту, осуществляя посадки на озере Хафельзее. С июня 1948 г. гидросамолеты 205-й и 209-й АЭ привлекались к противоповстанческим операциям в Малайе.

21 апреля 1949 г. отличилась гонконгская 88-я эскадрилья. В этот день британский фрегат «Аметист», поврежденный огнем коммунистов, сел на мель на реке Янцзы. Два «Сандерленда» под вражеским обстрелом доставили на «Аметист» врача, аварийную партию и необходимые запчасти, благодаря чему корабль и экипаж удалось спасти. Вскоре после этого летающие лодки 88-й АЭ привлекли к эвакуации британских подданных из Шанхая, который вот-вот должны были захватить коммунисты.

Все три эскадрильи «Сандерлендов» Восточного воздушного командования — 88, 205 и 209-я — участвовали в войне в Корее, став единственными частями Королевских ВВС, привлекавшимися к этому конфликту. На ротационной основе звенья этих эскадрилий командировались в Японию, на авиабазу Ацуги. «Сандерленды» обеспечивали поисково-спасательные операции, летая днем и ночью, при любой погоде. 1 января 1955 г. 205-ю и 209-ю АЭ объединили в новую часть — 205/209-ю АЭ.

В метрополии последнюю эскадрилью «Сандерлендов» — 230-ю — расформировали 31 июля 1957 г. Дальневосточная 205/209-я АЭ летала дольше — её гидросамолеты осуществили последний вылет 20 мая 1959 г., закрыв 21-летнюю летопись истории службы «Сандерлендов» в Королевских ВВС.

Первым же зарубежным эксплуатантом стала Новая Зеландия, получившая в декабре 1944 г. четыре «Сандерленда» Мк.III. Летающие лодки идеально подходили для снабжения отдаленных тихоокеанских островов, поэтому в 1952 г. правительство страны приобрело ещё 16 «Сандерлендов» MR Mk5. Они поступили на вооружение 5-й и 6-й эскадрилий, где эксплуатировались в течение 15 лет — последний официальный полет новозеландского «Сандерленда» 5-й АЭ состоялся 2 апреля 1967 г.

В феврале 1945 г. 262-я АЭ Королевских ВВС была передана Южно-Африканскому Союзу, став 35-й эскадрильей. Но вместо «Каталин», ранее эксплуатировавшихся этой частью, в апреле 1945 г. передали 16 «Сандерлендов» Mk.V. Они служили до 1955 г. Укомплектованная французами 343-я АЭ «Сандерлендов» Королевских ВВС в ноябре 1945 г. была передана в состав Аэронавале — морской авиации Франции, став флотилией 7FE, позже переименованной в 7F, а затем — в 27F. Базировалась эта часть в Дакаре. В 1947-1957 гг. Аэронавале получила ещё 25 «Сандерлендов», укомплектовав ими эскадрильи 12S, 50S и 53S. С 1960 г. эти гидросамолеты начали сниматься с эксплуатации. Последние два «Сандерленда» служили во французской морской авиации до 30 января 1962 г.

Несколько десятков «Сандерлендов» эксплуатировалось гражданскими авиакомпаниями — как британскими, так и зарубежными. Последний из них летал во Французской Полинезии до 1970 г.

Гидросамолет Шорт «Сандерленд» оказался замечательной машиной, отлично приспособленной для решения всех задач, возлагаемых на машины этого класса: дальней морской разведки, борьбы с подводными лодками, поисково-спасательных и транспортных перевозок. Это отразилось и на длительности карьеры «Сандерленда».

Схемы и чертежи двухпалубных четырехмоторных гидропланов Short Sunderland

Чертежи и схема гидросамолета Short S-25 Sunderland

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image