Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Супермарин «Sea Otter» («Морская выдра»)

Supermarine Sea Otter летающая лодка - амфибия

Фото летающей лодки Supermarine Sea Otter

Одномоторная амфибия-биплан Supermarine «Sea Otter» (фирменное обозначение — «тип 309», в переводе «Си Оттер» означает «Морская выдра») разрабатывалась с 1936 г. под руководством авиаконструктора Р. Митчелла для замены «Уолрэса». Летно-технические требования к машине определялись спецификацией S.5/36 и её уточненным вариантом S.7/38. Главные отличия от «Уолрэса» состояли в переходе к цельнометаллической конструкции планера и применении более мощного двигателя. Если на «Уолресе» двигатель с толкающим винтом установили между крыльями (ближе к верхнему крылу), то на новой машине мотор расположили на передней кромке верхнего крыла, а винт стал тянущим.

Поначалу работы по созданию Супермарин «Си Оттера» шли достаточно высоким темпом — первый прототип с двигателем «Бристоль» «Пегасус» XI впервые поднялся в воздух 23 сентября 1938 г., а с февраля 1939 г. проходил войсковые испытания. По сравнению с «Уолрэсом» самолет показал существенный прирост скорости. Значительно увеличилась дальность (особенно с учетом возможности установки дополнительных топливных баков), лучшей стала управляемость. Но к тому времени уже было ясно, что в ближайшее время внедрить «Си Оттер» в серию не удастся — промышленность была загружена заказами на более приоритетные истребители и бомбардировщики, а текущие потребности в амфибиях полностью удовлетворялись производством Supermarine «Walrus». Ситуацию усугубило уничтожение второго прототипа на заводе 26 сентября 1940 г. во время немецкого авианалета. Лишь в январе 1942 г. Министерство авиации выдало заказ на производство 592 серийных «Sea Otter».

Поставки серийных машин начались в январе 1943 г. Общий объем серийного выпуска, осуществлявшегося предприятиями фирмы «Capo» в Ист-Коувсе и Уэбридже и завершившегося в мае 1945 г. (по другим данным — в июле 1946 г.), составил 290 единиц.

Основные модификации гидросамолета

  • «Си Оттер» ABR Mk.I — 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Бристоль» «Меркюри» XXX (965 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета «Виккерс» К 91 на носовой турели и 2 на верхней). Под крылом возможна подвеска до 454 кг бомб. Экипаж — 3—4 человек. Изготовлено 250 самолетов.
  • «Си Оттер» ASR Mk.II — невооруженный спасательный вариант. Усилен набор лодки. Силовая установка — как на Mk.I. Экипаж — 3 человек. Выпущено 40 единиц.

Летно-технические характеристики Супермарин Sea Otter ABR Mk.I

  • Двигатель: Бристоль «Меркюри» XXX
  • мощность, л.с.: 965
  • Размах крыла, м.: 14,02
  • Длина самолета, м.: 12,16
  • Высота самолета: 4,61
  • Площадь крыла, кв. м.: 56,7
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3093
  • взлетная: 4545
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 262
  • Крейсерская: 216
  • Скороподъемность, м/с: 4,4
  • Потолок, м.: 5180
  • Дальность полета (с ДТБ), км.: 1110 (1480)

Боевое использование Supermarine Sea Otter в годы Второй мировой войны

Летающая лодка Supermarine Sea Otter

Амфибия Supermarine Sea Otter на берегу

Поставки «Си Оттеров» в части Королевских ВВС Великобритании начались осенью 1943 г. Они поставлялись в те же спасательные эскадрильи, что и «Уолрэсы», и в большинстве случаев эти два типа эксплуатировались совместно. Первой их получила 277-я эскадрилья, а до конца Второй мировой войны «Си Оттерами» удалось укомплектовать девять частей — 277, 278, 279, 281, 282, 292-ю эскадрильи, а также 1350, 1351 и 1352-е отдельные звенья. Помимо метрополии, они действовали в Индии, Бирме и на Цейлоне. В ноябре 1944 г. «Си Оттеры» ASR Mk.II получила работавшая в этом регионе 292-я эскадрилья. Одно звено из состава 279-й эскадрильи дислоцировалось в Исландии — здесь первые «Си Оттеры» появились в июле 1945 г. Эксплуатация в столь различных по природно-климатическим условиям регионах подтвердила неприхотливость «Си Оттера», его хорошие мореходные и пилотажные качества. При проведении поисково-спасательных операций амфибии, как правило, работали «в связке» с двухмоторными самолетами берегового базирования «Виккерс» «Уорвик». Последние, обладавшие большей продолжительностью полета, вели поиск пострадавших, сбрасывая им спасательные шлюпки и наводя «Си Оттеры». Такая схема, отлично работавшая в метрополии, оказалась непригодной для Индии: «Уорвики» не могли эффективно эксплуатироваться в жарком и влажном климате — в отличие от «Си Оттеров».

В авиации Королевского флота первый «Си Оттер» появился в августе 1943 г., но до конца года она получила лишь четыре машины. В 1944-1945 гг. морская авиация получила ещё 90 таких амфибий. В составе авиации Королевского флота «Си Оттеры» применялись во вспомогательных эскадрильях берегового базирования, занимавшихся патрулированием прибережных вод, поисково-спасательными операциями и подготовкой экипажей. Помимо метрополии они базировались и на Цейлоне.

С 1944 г. «Си Оттеры» включают в состав авиагрупп эскортных авианосцев, участвовавших в проводке арктических конвоев — по 1—2 машины для поисково-спасательного обеспечения. В качестве спасательных самолетов авианосцев «Си Оттеры» прослужили до 1949 г., а как вспомогательные машины в береговых частях эксплуатировались до 1952 г.

В послевоенные годы восемь «Си Оттеров» получили Нидерланды (в 1949 г.) и три — Австралия. В этих странах амфибии применялись так же, как в Королевском флоте, — в качестве спасательных машин на авианосцах («Карел Доорман» и «Сидней», соответственно). Восемь «Си Оттеров» получила в 1946 г. Дания — они эксплуатировались как береговые поисково-спасательные и патрульные. Наконец, шесть таких самолетов с 1947 по 1952 гг. служили во французской морской авиации в Индокитае.

Супермарин «Си Оттер» стал последним бипланом, принятым на вооружение Королевских ВВС Великобритании. Несмотря на свой архаичный внешний вид, он вполне соответствовал возлагаемым на него функциям, приоритетной среди которых было обеспечение поисково-спасательных операций.

Схемы и чертежи летающей лодки Supermarine Sea Otter

Чертеж Супермарин Си Оттер

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image