Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Супермарин Seagull/Walrus (Чайка/Морж)

Фото летающей лодки Супермарин "Сигал" с бипланной коробкой крыльев

Фото летающей лодки Супермарин "Сигал" с бипланной коробкой крыльев

Подобно некоторым другим гидросамолетам, участвовавшим во Второй мировой войне, эта машина имела очень долгую историю и запутанную «родословную». В начале 20-х гг. на фирме «Супермарин» под руководством Р. Митчелла была разработана одномоторная летающая лодка (амфибия) «Сигалл» Mk.I. Хотя эта машина так и осталась в единственном экземпляре, две следующие модификации строились серийно: Mk.II для Великобритании (25 единиц), a Mk.III — для Австралии (6) и Японии (1 экземпляр для испытаний). Австралийцы, получившие свои гидропланы в 1926— 1927 гг., были весьма довольны приобретением. В течение нескольких лет «тройки» весьма интенсивно эксплуатировались, в основном в мирных целях — для аэрофотосъемки и геологоразведки. Королевские австралийские ВВС были заинтересованы в приобретении новой партии амфибий, поставив условие — обеспечить возможность применения их в качестве катапультных самолетов с крейсеров. Удовлетворить это требование оказалось достаточно непросто, поскольку изначально конструкция планера «Сигалла» не была рассчитана на перегрузки, возникающие при старте с катапульты.

Новая модификация Supermarine Seagull, получившая индекс Mk.V (Mk.IV осталась в единственном опытном экземпляре) и фирменный индекс «тип 228», сохранила компоновку биплана и обводы предшественницы, но отличалась усиленным планером и развернутым «задом наперед» двигателем (вместо тянущего воздушного винта применили толкающий). Поменяли и сам мотор — вместо 12-цилиндрового «Нэпир» «Лайона» жидкостного охлаждения установили более легкий и мощный 9-цилиндровый звездообразный «Бристоль» «Пегасус». Конструкция планера была смешанной: фюзеляж-лодка — металлическая, крыло — с рядом деревянных элементов.

Прототип «Сигалла» Mk.V впервые поднялся в воздух 21 июня 1933 г. Испытания показали, что амфибия Supermarine Seagull, несмотря на небольшие размеры, отличается очень хорошей мореходностью. Летные данные также были неплохими. В итоге в августе 1934 г. австралийское правительство заказало 24 такие машины. Ещё раньше интерес к изделию «Супермарина» проявил Королевский флот, проведший весной 1934 г. цикл испытаний прототипа.

В апреле 1935 г. были заказаны первые 12 самолетов для авиации Королевского флота, отличавшиеся от австралийского варианта складывающейся бипланной коробкой и рядом других изменений. Поменялось и название — машину назвали «Walrus» — «Морж».

Поставки «Сигаллов» Mk.V начались летом 1935 г., «Уолрэсов» — в марте 1936 г. Производство последних завершилось в январе 1944 г. В общей сложности построено 770 самолетов: 309 фирмой «Супермарин» и 461 — «Capo» (на заводе в Ист-Коувсе).

Основные модификации гидросамолета

  • «Сигалл» Mk.V — двигатель «Пегасус» IIM2 (625 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета «Виккерс» К на носовой и верхней турелях. Под крылом возможна подвеска до 227 кг бомб. Экипаж — 3-4 человека. Изготовлено 24 экземпляра.
  • «Уолрэс» Mk.I — двигатель «Пегасус» IIM2 или (на большинстве) «Пегасус» VI (680 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны «Сигаллу» Mk.V. Часть самолетов начиная с марта 1941 г. оборудовались РЛС. Выпущено 555 единиц (285 — «Супермарином» и 270 — на заводах «Capo»).
  • «Уолрэс» Mk.II — аналог Mk.I (с двигателем «Пегасус» VI) с лодкой деревянной конструкции, разработанной на фирме «Capo». Прототип испытывался с мая 1940 г. Выпущен 191 самолет заводом в Ист-Коувсе.

Летно-технические характеристики летающей лодки Supermarine Walrus Mk.I

  • Двигатель: Бристоль «Пегасус» VI
  • мощность, л.с.: 680
  • Размах крыла, м.: 14.0
  • Длина самолета, м.: 10,2
  • Высота самолета: 4,6
  • Площадь крыла, кв. м.: 56,7
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2220
  • нормальная взлетная: 3265
  • максимальная взлетная: 3650
  • Максимальная скорость, км/ч: 215
  • Скороподъемность, м/с: 5,3
  • Потолок, м.: 5650
  • Дальность полета, км.: 965

Боевое использование летающих лодок Супермарин Уолрэс

Супермарин "Сигал" в полетеВ авиации Королевского флота «Уолрэсы» поступали прежде всего на вооружение крейсеров. К 1937 г. этими машинами укомплектовали шесть катапультных звеньев: 711-е на Мальте, 712-е в метрополии, 714-е в Сингапуре, 715-е, приписанное к крейсерам Китайской станции, 718-е — Вест-Индской станции и 720-е — Новозеландского дивизиона.

По состоянию на 1 сентября 1939 г. амфибии «Уолрэс» составляли авиационное вооружение примерно трех десятков крейсеров Королевского флота, несших службу в различных уголках мира.

Кроме того, такие самолеты входили в состав 710-й эскадрильи гидроавиатранспорта «Альбатрос» (принятого в 1938 г. от Королевского австралийского флота), а также дислоцировались на береговых базах.

С первых дней войны «Уолрэсы» берегового базирования привлекались для противолодочного патрулирования, а самолеты катапультных звеньев участвовали в охоте за немецкими рейдерами. В ходе преследования «карманного линкора» «Адмирал граф Шпее» один «Уолрэс» с крейсера «Саффолк» пропал без вести, а ещё две амфибии, находившиеся на борту крейсера «Эссекс», получили повреждения от артиллерийского огня противника.

В апреле-июне 1940 г. «Уолрэсы» активно участвовали в Норвежской кампании. Шесть таких амфибий отправились к берегам Норвегии на авианосце «Глориэс», ещё несколько доставили крейсера. В Норвегии достаточно активно и успешно применялись в качестве легких ночных бомбардировщиков. Потери составили всего одну машину, остальные благополучно вернулись в метрополию на авианосце «Арк Ройял». В боях в Норвегии приняли участие и два «Уолрэса», интернированных этой страной в начале апреля 1940 г. (ещё до германского вторжения). На самолеты нанесли норвежские опознавательные знаки и включили в состав временной «Авиагруппы фиорда Ромсолаль».

Supermarine Walrus со сложенными крыльями установлен на катапульте крейсера "Йорк"

Supermarine Walrus со сложенными крыльями установлен на катапульте крейсера «Йорк».

Весьма активно «Уолрэсы» применялись во время эвакуации из Дюнкерка. Их экипажам удалось спасти много людей с потопленных немцами кораблей и судов. С вступлением в войну Италии активизировалась работа «Уолрэсов» на Средиземном море и в Индийском океане. И если на первом ТВД из функции сводились преимущественно к разведке, то на втором они использовались гораздо разнообразнее. Так, в августе 1940 г. «Уолрэсы» с крейсеров «Хобарт», «Линдер» и «Дорчестер» применялись как штурмовики, нанося удары по итальянским объектам в Сомали.

Для гидроавиатранспорта «Альбатрос» работы в метрополии не нашлось — его вместе с приписанными «Уолрэсами» отправили во Фритаун (Гвинея). Там гидропланы занимались сопровождением конвоев, противолодочным патрулированием и поисково-спасательной службой. В мае 1942 г. «Альбатрос» перевели в Индию, а в сентябре его самолеты обеспечивали авиационную поддержку высадки на о. Майотта — французском владении, находившемся под контролем вишистов.

Корректирование огня корабельной артиллерии, считавшееся перед войной одной из основных задач корабельной авиации, во время Второй мировой войны Королевским флотом применялось весьма ограничено. Применительно к «Уолрэсам» зафиксировано только два случая успешного применения таких гидропланов в качестве корректировщиков, и оба в Средиземном море: во время боя у мыса Теулада 27 ноября 1940  г. удачно отработали «Уолрэсы» с линкора «Ринаун» и крейсера «Манчестер», а 28 марта 1941  г. во время боя у мыса Матапан — самолет с крейсера «Глостер». Более успешно решались задачи поиска немецких судов снабжения подлодок и рейдеров. Особенно удачным в этом отношении оказался июнь 1941 г., когда «Уолрэс» с крейсера «Лондон» сумел обнаружить танкеры «Эссо Гамбург» и «Эгерланд» (оба захвачены британцами), а такой же самолет с «Шеффилда» — танкер «Фридрих Бреме» (потоплен).

К концу 1943 г. все катапульты с крупных кораблей Королевского флота были демонтированы — функции самолетов-разведчиков и корректировщиков взяли на себя радары. Для «Уолрэсов» приоритетными стали задачи поиска и спасения. Авиация Королевского флота сохраняла амфибии в составе береговых вспомогательных эскадрилий, а также спасательных звеньев авианосцев — в составе последних «Уолрэсы» принимали участие в боевых действиях против Японии вплоть до августа 1945 г.

Большинство «Уолрэсов» было передано Королевским ВВС, где их эксплуатировало 13 эскадрилий. В частности, 275, 276, 278 и 282-я эскадрильи обеспечивали высадку в Нормандии в июне 1944 г. Ещё четыре — 283, 284, 293 и 294-я — действовали на Средиземном море. Базировались спасательные «Уолрэсы» и в Индии и на Цейлоне. Значение этих самолетов для спасательных операций подчеркивает хотя бы тот факт, что лишь амфибии 277-й эскадрильи спасли около 1000 членов экипажей сбитых самолетов. 624-я эскадрилья использовала «Уолрэсы» для поиска морских мин. Базируясь в Гроталье (Италия), эта часть выделяла звенья, действовавшие с других итальянских и греческих баз. Она занималась противоминными операциями вплоть до расформирования в ноябре 1945 г. Уже в конце войны на смену «Уолрэсам» начали приходить новые амфибии «Си Оттер», и в июне 1946 г. «Уолрэсы» сняли с вооружения в Великобритании.

В Австралии самолеты «Сигалл» Mk.V поступили на вооружение 101-го звена, приписанного к гидроавиатранспорту «Альбатрос». В апреле 1936 г. звено развернули в 5-ю эскадрилью. После передачи «Альбатроса» Великобритании самолеты базировались на крейсерах. В начале 1939 г. эскадрилья стала 9-й. В том же году в дополнение к «Сигаллам» начали поступать «Уолрэсы». Судьба австралийских катапультных самолетов была подобна британским: в 1944 г. катапульты с крейсеров сняли, 31 декабря 9-ю эскадрилью расформировали, а уцелевшие «Уолрэсы» использовали как спасательные и связные. На Тихоокеанском ТВД несколько «Уолрэсов» эксплуатировала и новозеландская 5-я эскадрилья, базировавшаяся на Фиджи, а затем — на о. Эспириту Санту. Около полутора десятков «Уолрэсов» попало в Канаду, где они служили до конца 1946 г.

Один «Уолрэс», брошенный англичанами в Архангельске, был восстановлен и в 1942—1943 гг. служил в ВВС Беломорской флотилии.

Два самолета «Уолрэс» в январе 1939 г. попали в Аргентину, где использовались с крейсера «Ла Аргентина». В 1947 г. ВМС этой страны приобрело ещё 8 «Уолрэсов», которые, в частности, использовались в антарктических экспедициях. Последние из них служили до 1958 г.

6 «Уолрэсов» в 1938 г. приобрела Турция, в 1939 г. три машины купила Ирландия, а уже во время войны пять амфибий попали в Португалию. Наконец. ВМС Франции получили несколько «Уолрэсов» в 1945 г. и применяли их в качестве спасательных и учебных в эскадрилье 53S до 1948 г.

В послевоенные годы несколько десятков «Уолрэсов» попало в частные руки. Они применялись как пассажирские, почтовые, а также для обеспечения китобойного промысла. Последние из них летали до начала 60-х гг. Интересно, что в их числе были, наряду с машинами военной постройки, и вовсе антикварные «Сигаллы» Mk.V!

Амфибия «Уолрэс» оказалась на редкость практичным самолетом. Изначально задумывавшаяся как многоцелевая машина, она была такой и на деле, применяясь и как корабельный разведчик, и как противолодочный, поисково-спасательный и связной самолет.

Схемы и чертежи летающей лодки Supermarine Walrus

Схемы и чертежи Supermarine Walrus

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image