Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Авиация Беломорской военной флотилии (ВВС БелВФ)

Авиация на Белом море имеет долгую и славную историю, которую практически невозможно отделить от истории ВВС СФ. Её судьба во многом схожа с судьбой ВВС СТОФ. За 42 года своего существования это авиационное объединение неоднократно претерпевало различные преобразования и переформирования.

В годы Первой Мировой войны руководство морским министерством Российской империи вынашивало планы создания Воздушной бригады особого назначения, один из дивизионов которой предполагалось сформировать для флотилии Северного Ледовитого океана. Однако этим планам не суждено было сбыться. Грянула Февральская революция 1917 г., за ней — Октябрьский переворот, а затем — Гражданская война и иностранная интервенция. В 1919 г. под руководством англичан на Севере России был воздан Славяно-Британский корпус, имевший в своём составе и авиационные части. Этот корпус развернул активные боевые действия против Красной Армии.

Военно-политическое руководство Советской России предприняло ряд мер по отражению наступления войск интервентов и белогвардейцев на Севере. Помимо сухопутных и морских (речных) частей, начали формироваться и авиационные части в составе Северного фронта. Первой такой частью Морской Авиации на Белом море стал Беломорский гидроавиаотряд, сформированный в Ораниенбауме в сентябре 1918 г. Он состоял из 6 гидросамолётов М-9 и 9 истребителей «Ньюпор». После окончания формирования подразделения гидроавиаотряда были перебазированы в Котлас (3 самолёта М-9 и 3 истребителя), на ст. Плесецкая (3 самолёта М-9 и 3 истребителя), и в Вологду (3 истребителя). Начальником отряда был назначен красвоенлёт И.Ф.Мельцер. Передвижной базой отряда служил пароход «Пугачёв», на котором размещались необходимые материальные запасы и мастерская. Отряд оказывал воздушную поддержку частям 6-й армии Северного фронта и кораблям Северодвинской флотилии.

В октябре 1918 г. из подразделений Беломорского гидроавиаотряда был сформирован Северный воздушный дивизион. Его начальником был назначен военморлёт С.А. Знаменский. На вооружении дивизиона состояли гидросамолёты М-9, М-20, истребители «Ньюпор-24». Их задачами были: воздушная разведка, охрана с воздуха своих кораблей и отражение воздушных налётов противника. За период с августа 1918 г. по сентябрь 1919 г. лётчиками Северного воздушного дивизиона было совершено 458 самолётовылетов, с общим налётом 345 часов. На противника было сброшено около 2 т бомб.

В конце лета 1919 г., когда обстановка на Севере несколько стабилизировалась, а на Петроградском направлении возникла угроза захвата города войсками генерала Юденича, Северный воздушный дивизион (в составе трёх авиаотрядов) был спешно переброшен из-под Архангельска под Петроград, для отражения наступления белых войск.

Но в мае 1920 г. из трофейных самолётов на Белом море и в Кольском заливе были сформированы Мурманский и Беломорский гидроавиаотряды.

В 1921 г. оба этих отряда были переформированы во 2-й разведывательный гидроавиационный отряд Морских сил Северного моря. Местом его базирования был г. Архангельск.

В январе 1923 г. Беломорская военная флотилия была расформирована, а вместе с ней прекратила свое существование и гидроавиация: 2-й РГАО вошёл в состав ВВС Балтийского моря.

Свыше 15 лет в районе Белого моря не было частей и подразделений Морской Авиации. Повторно Морская Авиация появилась там незадолго до начала войны с Финляндией. 16 сентября 1939 г., в соответствии с приказом НК ВМФ №00124, на основе 7-го отдельного морского авиационного звена ВВС СФ была сформирована 49-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья, вооружённая 13 самолётами МБР-2. Местом дислокации эскадрильи стал о. Ягодник на р. Северная Двина близ Архангельска.

До начала Великой Отечественной войны на Соловецких о-вах в Белом море было сформировано 24-е отдельное авиационное звено связи, вооружённое самолётами МБР-2. Для своего базирования и выполнения полётов авиазвено использовало ангар и слип для гидросамолётов бывшего Соловецкого лагеря особого назначения.

12 сентября 1940 г. 49-я ОМБРАЭ, вместе с 24-м ОАЗСВ (на Соловках), была оперативно подчинена командованию только что сформированной в Архангельске Беломорской ВМБ. Авиационное прикрытие базы было возложено на 1-ю смешанную авиационную бригаду ВВС АрхВО (152-й ИАПи80-йСБАП).

После начала войны, приказом НК ВМФ №00180 от 10.07.1941 г. на аэродром Ягодник к 1 августа была сформирована 2-я авиационная группа Главного управления Северного морского пути, по штату №030/133. Её командиром стал известный полярный лётчик — ГСС полковник И.П.Мазурук[1]. Этим же приказом авиагруппа была подчинена Военному совету СФ. Первоначально в ней насчитывалось всего 16 самолётов различных типов (в основном, летающих лодок), но вскоре стала пополняться самолётами, переданными из других частей и ведомств. Основу 2-й АГ составили экипажи и самолёты Полярной Авиации (ГСТ, «Дорнье Валь», ПС-41), а также ВВС АрхВО (ДБ-3ф ) и ВВС СФ(ТБ-3, СБ).

11 июля 1941 г. приказом командующего СФ, в соответствии с «Положением об особых отрядах гражданского воздушного флота», в состав Беломорской ВМБ был включён особый отряд ГВФ, с дислокацией на Соловецких островах (аэродром — на о. Большая Муксальма) и с подчинением его в оперативном отношении коменданту Соловецких островов (командиру учебного отряда СФ).

Развитие боевых действий в Заполярье показало, что существующие Беломорская и Йоканская ВМБ не могут в полной мере обезопасить тыл СФ в обширном Арктическом районе. Нужна была более мощная и крупная структура со своими органами военного управления. Во исполнение приказа НК ВМФ №00273 от 02.08.1941 г. и приказа командующего СФ №00403 от 13.08.1941 г., Беломорская ВМБ была переформирована в Беломорскую военную флотилию (БелВФ). В состав БелВФ была включена Йоканская ВМБ. На неё была возложена задача обороны восточной части Баренцева моря, бассейна Белого моря, западных районов Карского моря и новоземельских проливов. В состав флотилии передали 49-ю ОМРАЭ, 24-е ОАЗСВ и 2-ю авиагруппу ГУ СМП. К действиям в интересах БелВФ впоследствии привлекались также самолёты МБР-2 из 118-го ОМРАП и Пе-3бис из 95-го АП ВВС СФ. Воздушное прикрытие сил и баз флотилии осуществляли истребители И-153 134-й САД Архангельского ВО.

С 20 августа 1941 г. большая часть 2-й АГ (3 ТБ-3, 4 ДБ-3, 1 ГСТ, 2 СБ) была перебазирована с аэродром Ягодник на аэродром Нарьян-Мар и аэродром Амдерма. Оттуда самолёты приступили к ведению воздушной разведки в восточной части Баренцева моря, от о. Колгуев до арх. Новая Земля. Оперативно они подчинялись командиру Северного (Ледового) отряда Йоканской ВМБ.

В последующем, по мере расширения района боевых действий на восточный сектор Арктики, были сформированы Новоземельская ВМБ (август 1942 г.) и Карская ВМБ (март 1944 г.). В оперативное подчинение командирам этих баз были выделены авиационные части и подразделения. Хотя эти авиационные силы организационно входили в состав ВВС БелВФ, в оперативном плане они были достаточно самостоятельными (см. подробнее «Авиация Йоканской, Карской и Новоземельской ВМБ»).

В целях увеличения зоны действия авиагруппы на северную часть Белого моря с 24 августа был подготовлен к приёму 6 гидросамолётов МБР-2 и ГСТ гидроаэродром Йоканка.

На 8 сентября 1941 г. группа полковника И.П.Мазурука насчитывала 22 самолёта и дислоцировалась:

  • — аэродром Нарьян-Мар, аэродром Усть-Цильна — 3 И-153, 2 СБ, 1 ДБ-3;
  • — аэродром Шойна — 1 ДБ-3;
  • — аэродром Амдерма и оз. Тоендо — 3 И-153, 2 ТБ-3, 1 СБ, 1ГСТ;
  • — аэродром Мезень — 2 DC-3, 1 ТБ-3;
  • — аэродром Малые Кармакулы (о. Новая Земля) — 1 ГСТ;
  • — аэродром Русская Гавань (о. Новая Земля) — 1 ДБ-3;
  • — аэродром Губа Белушья (о. Новая Земля) — 3 «Дорнье Валь» ГУСМП.

5 октября 1941 г. самолёты 2-й АГ были перебазированы на основной аэродром, на о. Ягодник и приступили к выполнению специального задания командования. В этой связи, два ТБ-3 были откомандированы в распоряжение командующего Балтийского Флота, один ТБ-3 и один ПС-84 — в распоряжение командующего ВВС СФ, и один СБ — в распоряжение командира ледокольного отряда.

С наступлением полярной ночи условия действия авиации стали более суровыми. Однако и в зимнюю навигацию 1941 -1942 гг. самолёты авиагруппы вели ледовую разведку и поиск кораблей противника, для обеспечения боевых операций кораблей СФ и БелВФ.

25 и 26 октября 1941 г. из АрхВО в состав Авиации БелВФ были переданы 13 самолётов СБ. Они перебазировались на оперативный аэродром Мезень, сформировав так называемую Мезеньскую авиагруппу. Её задачей было обеспечение операции командования СФ по выводу транспортов из Арктики в Архангельск. Кроме того, из состава ВВС АрхВО было выделено в оперативное подчинение коменданта Беломорского укрепленного сектора 8 истребителей И-153 для прикрытия кораблей и судов в районе Терско-Орловс-кий — Данилов.

Практически с первых дней своего существования Авиации БелВФ пришлось вступить в боевое соприкосновение с противником:

— 29 августа 1941 г. авиагруппа понесла первые потери. В этот день на свой аэродром не вернулись 2 летающие лодки «Дорнье Валь», выполнявшие вылет в Баренцево море.

— 4 сентября 1941 г. 2 МБР-2 из состава 49-й ОМРАЭ в 25 милях к востоку от мыса Канин Нос обнаружили подлодку в позиционном положении и сбросили на нее четыре бомбы. По докладам лётчиков лодка получила повреждения;

— 1 ноября 1941 г. экипаж самолёта СБ Мезеньского отряда обнаружил немецкую подлодку в надводном положении в 30 милях севернее мыса Канин Нос. На неё было сброшено шесть авиабомб, но результаты атаки неизвестны.

С 18 октября 1941 г. в связи с наступлением полярной ночи самолёты МБР-2 49-й ОМБРАЭ и 24-го ОАЗСВ прекратили ведение воздушной разведки в западной и восточной частях Баренцева моря.

28 октября 1941 г. 8 И-153, выделенные ВВС АрхВО в оперативное подчинение коменданта Беломорского укрепленного сектора, перебазировались на аэродром Поной с задачей обеспечения операции по выводу транспортов и ледоколов из Арктики в Архангельск.

9 ноября 1941 г. было начато строительство гидроаэродрома на оз. Йоканка. Для базирования и эксплуатации самолётов МБР-2 строились слип, и стоянки на берегу.

19ноября 1941 г. заместитель НК ВМФ адмирал И.С.Исаков приказал к 10 декабря приготовить аэродром Йоканка к приему и обслуживанию шести истребителей. Из состава 134-й САД ВВС АрхВО в оперативное подчинение БелВФ были переданы 6 И-153, с перебазированием на аэродром Поной, а по готовности аэродрома эта группа должна была перелететь на Йоканку.

К 20 ноября 1941 г. в связи наступлением зимы возникли трудности с использованием авиации БелВФ: на гидроаэродромах Соловки и Йоканка полётные операции были невозможны из-за слабого льда, а на сухопутном аэродроме на о. Б. Муксальма требовалась укатка снежного покрова.

После окончания навигации, в ноябре 1941 г. все самолёты ДБ-3ф , ранее входившие в состав 2-й АГ, были возвращены в состав ВВС АрхВО округа.

1 декабря 1941 г., в связи с наступившей внезапной оттепелью, вода покрыла зимний ледовый аэродром на озере Йоканка, что сделало невозможным выполнять с него полёты истребителей. В это время 6 И-153, которые должны были перелететь на этот аэродром, оставались на аэродром Поной.

4 декабря 1941 г. командование БелВФ приказало, до окончания строительства аэродром Йоканка, перебазировать 6 МБР-2 49-й ОМРАЭ на о. Моржовец. Эта Моржовецкая группа передавалась в оперативное подчинение командиру ВМБ Йоканка. Задачей авиагруппы был поиск и уничтожение подводных лодок противника в северной части Белого моря.

9 декабря 1941 г. 4 МБР-2 49-й ОМРАЭ перелетели с оз. Холмовское под Архангельском на о. Моржовец и возобновили разведку и ПЛО в северной части Белого моря, а также в восточной части Баренцева моря.

12 декабря 1941 г. в Йоканке был подготовлен зимний аэродром для самолётов МБР-2 и шесть капониров для истребителей «Харрикейн». Однако выполнять полёты оттуда самолёты ещё не могли, так как лёд на озере был ещё тонким.

До конца 1941 г. самолёты авиагруппы, базирующиеся на площадки в Нарьян-Маре и Амдерме совершили 53 разведывательных вылета в Западную часть Карского моря и юго-восточную часть Баренцева моря.

3 января 1942 г., в связи с прекращением нормальной связи между отдельными районами БелВФ, командующий флотилией возложил задачи обеспечения связи, доставки пассажиров и грузов:

  • — на участке Архангельск — Соловки — Архангельск — на командира 24-го ОАЗСВ;
  • — на участке Архангельск — о. Моржовец — Архангельск — на командира 2-й авиагруппы;
  • — на участке о. Моржовец — Поной — Йоканка — о. Моржовец — на командира 49-й ОМРАЭ.

19 января 1942 г. с аэродром Ягодник на аэродром Поной перелетели ещё 4 И-153 ВВС АрхВО.

С 27 января 1942 г. 49-я ОМРАЭ, составом 6 МБР-2 в Йоканке и 3 МБР-2 на о. Моржовец, была оперативно подчинена командиру Йоканской ВМБ.

В конце марта 1942 г. на Север из Подмосковья был перебазирован 95-й АП Особой морской авиационной группы (ОМАГ), на самолётах Пе-3. С июля он стал действовать в зоне ответственности БелВФ.

22 июня 1942 г., во исполнение приказов НКО СССР и НК ВМФ, в оперативное подчинение командующему БелВФ была передана 104-я ИАД ПВО Архангельского дивизионного района ПВО, которая была сформирована в феврале того же года. Её основной задачей было воздушное прикрытие конвоев в Белом море от налётов авиации противника. Для этого планировалось перебазирование на аэродром Поной самолётов «Харрикейн» 1-й АЭ 729-го ИАП, составивших Понойскую группу ИА, подчинённую коменданту Беломорского укрепленного сектора.

Уже 24 июня из Архангельска на аэродром Поной были перебазированы 6 самолётов «Харрикейн» и 2 И-153 из состава 104-й ИАД ПВО. В конце месяца силы 104-й ИАД ПВО базировались на: аэродром Ягодник — 11 Р-40; аэродром Обозерская — 2Р-40, 3 «Харрикейн»; аэродром Кег-Остров 15 «Харрикейн»; аэродром Ватково — 10 «Харрикейн»; аэродром Чубало-Наволок — 5 «Харрикейн», аэродром Поной — 6 «Харрикейн».

Состав 2-й АГ на 30 июня 1942 г.:

  • — группа на аэродром Ягодник: 2/2 Р-6, 3/1 МБР-2, 1/1 DC-3, 1/0 СБ;
  • — 49-я ОМРАЭ: оз. Холмовское — 4/3 МБР-2, о. Моржовец — 6/6 МБР-2;
  • — 24-е ОАЗСВ: Соловецкие о-ва — 4/4 МБР-2.

В начале июля 1942 г. авиация флотилии принимала участие в операции по поиску и сопровождению судов из печально известного конвоя PQ-17, которые самостоятельно добирались до советских портов после получения команды на рассредоточение. Гидросамолёты 2-й АГ вели поиск судов конвоя в районе архипелага Новая Земля, а истребители Пе-Збис ВВС СФ прикрывали с воздуха уцелевшие транспорты на пути их следования в Белое море. Так, только с 6 по 13 июля авиация флотилии совершила 397 самолётовылетов на разведку и истребительное прикрытие. Кроме того, самолёты МБР-2 и Пе-3 вели поиск подводных лодок противника по пути следования судов конвоя.

27 июля 1942 г. немецкой подводной лодкой U-601 (командир — капитан-лейтенант Петер-Оттмар Грау) в Малых Кармакулах на Новой Земле была расстреляна полярная станция. При обстреле были уничтожены и два самолёта PBN-1 «Номад» (по другим данным, ГСТ) из 2-й АГ, временно базирующиеся там. Одним самолётом командовал подполковник М.И.Козлов, а другой РВN-1 «Номад» (бортовой №Н-243) принадлежал командиру 2-й АГ ГСС полковнику И.П.Мазуруку. Эти самолёты на протяжении двух недель занимались поиском судов конвоя PQ-17 в районе Новой Земли и спасением их экипажей. При обстреле самолётов подводной лодкой в них погибли бортмеханики Серов и Ф. Петров.

В конце лета 1942 г. была проведена реорганизация воздушных сил флотилии. С 11 августа 1942 г. на базе управления 2-й АГ, формально подчинявшейся ГУ СМП, была сформирована 3-я авиационная группа ВМФ (1-го формирования) под командованием полковника Н.К.Логинова. Штаб авиагруппы размещался там же, в Архангельске. Первоначальный состав 3-й АГ БелВФ был практически тем же: 17 гидросамолётов МБР-2 и ГСТ, а также несколько колёсных самолётов СБ и ТБ-3. Командиру 3-й АГ также были оперативно подчинены самолёты ВВС СФ, временно базирующиеся на аэродром Поной и аэродром Арктика. В частности, 13-й АП и 95-й АП ОМАГ в период с июля по октябрь действовали почти постоянно в зоне ответственности БелВФ. Самолёты Пе-3 полков привлекались к поиску подводных лодок противника. Это позволяло вести поиск немецких подводных лодок ещё на подходах к Белому морю. Эти же самолёты использовались для воздушного прикрытия конвоев на переходе морем в Архангельск.

В начале осени 3-й АГ была существенно усилена. 18 сентября 1942 г. под Архангельск с Каспия прибыл 22-й ОМРАП, вооружённый самолётами МБР-2 (всего 32 единицы). Часть этих самолётов была передана Иоканьгской и Новоземельской ВМБ. Всего в составе авиагруппы стало числиться около 70 самолётов, в том числе, 10 Пе-3бис (из 95-го АП ОМАГ).

Боевой состав 3-й АГ на 30 октября 1942 г.:

  • — 22-й ОМРАП — оз. Холмовское: 11/11 МБР-2;
  • — 49-я ОМРАЭ — губа Белушья 1/1 МБР-2;
  • — 11-я ОУАЭ — аэродром Ягодник: 3/2 И-15бис, 8/1 «Харри-кейн»;
  • — 24-е ОАЗСВ — аэродром Нарьян-Мар: 2/2 МБР-2; оз. Холмовское: 1/1 МБР-2; Соловки: 1/1 МБР-2.

Одной из основных задач авиагруппы было прикрытие с воздуха конвоев, шедших с военной техникой, снаряжением и прочими военными материалами из Англии и США в Архангельск. Так, только в период между 6 и 13 июля 1942 г. они совершили 397 вылетов на разведку, поиск и прикрытие транспортов печально знаменитого конвоя PQ-17.

Кроме решения традиционных для Морской Авиации задач, самолёты 3-й авиагруппы принимали участие в боевых действиях и на сухопутном фронте. Так, с 1 февраля по 20 марта 1942 г. звено МБР-2 из состава 49-й ОМРАЭ, переброшенное из Архангельска на аэродром Ваенга, действовало, в качестве ночных бомбардировщиков, по наземным объектам противника.

26 августа 1942 г. часть самолётов 3-й АГ перебазировалась на аэродром Нарьян-Мар, для обеспечения проводки Северным морским путем с Тихого океана ЭОН-18, в составе лидера «Баку» и эсминцев «Разумный» и «Разъярённый».

В начале ноября 1942 г. в составе 3-й АГ был сформирован 16-й отдельный транспортный авиационный отряд, в который свели практически всю транспортную авиацию ВВС СФ и БелВФ.

Состав 3-й АГ на 6 ноября 1942 г.:

  • — 22-й ОМРАП — оз. Холмовское: 34/17 МБР-2; аэродром Ягодник: 2/1 МБР-2;
  • — 11-я ОУАЭ — аэродром Ягодник: 8/4 «Харрикейн»; 3/2 И-15бис.
  • — 16-й ОТАО — аэродром Ягодник: 1/1 СБ, 1/1 Р-5; аэродром Мезень: 1/0 Р-6; аэродром Нарьян-Мар: 1/1 МБР-2; аэродром Амдерма: 1/1 Р-5; губа Белушья: 2/2 МБР-2; аэродром Северодвинск: 1/1 «Дуглас»;
  • — 24-е ОАЗСВ — Соловецкие о-ва: 4/3 МБР-2.

Осенью 1942 г., после рейда немецкого тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер» в Карское море, авиагруппа была усилена 4-я самолётами ДБ-3.

Состав 3-й АГна 1 декабря 1942 г.:

  • — 22-й ОМРАП — оз. Холмовское: 37/19 МБР-2;
  • — 11-я ОУАЭ — аэродром Ягодник: 7/6 «Харрикейн»; 2/1 И-15бис; аэродром Кехта: 1/0 «Харрикейн», 1/1 И-15бис;
  • — 16-й ОТАО —аэродром Ягодник: 1/1 Р-5, 1/1 Р-6, 1/1 «Дуглас»; аэродром Нарьян-Мар: 1/1 СБ, 2/2 МБР-2; аэродром Амдерма: 1/1 Р-5; губа Белушья: 2/2 МБР-2;
  • — 24-е ОАЗСВ — Соловецкие о-ва: 4/4 МБР-2.

28 февраля 1943 г. на аэродром Поной были перебазированы 4 И-15бис и 4 Пе-3бис ВВС СФ. Они прикрывали конвой IW-53 в зоне ответственности БелВФ до вхождения его в зону 104-й НАД ПВО.

В июне 1943 г. Авиация БелВФ принимала участие в операции по выводу из Белого моря в Арктику ледоколов «А. Микоян», «Красин», «Л.Каганович» и ледокольного парохода «Монткальм». В ходе её, 19 июня, выполняя противолодочное охранение, самолёт МБР-2 авиагруппы обнаружил в районе м. Канин Нос подводную лодку противника в надводном положении, которая пыталась подойти к конвою. Самолёт сбросил на неё четыре бомбы ПЛАБ-100. Лодка отвернула от конвоя, и контакт с ней был утрачен.

К 15 сентября 1943 г., для несения дозорной службы и борьбы с подводными лодками противника, авиационные силы флотилии были рассредоточены:

  • — на о. Диксон — 5 гидросамолётов;
  • — в районе пролива Югорский Шар (аэродром Амдерма) — 5 гидросамолётов;
  • — на Новой Земле, в губе Белушьей — 6 гидросамолётов;
  • — на аэродром Рогачёво — 10 истребителей и 3 бомбардировщика.

21 января 1944 г., согласно приказу НК ВМФ №0933 от 13.12.1943 г., на базе 3-й АГ было сформировано новое самостоятельное объединение — Военно-Воздушные Силы Беломорской военной флотилии (1-го формирования).

Готовясь к навигации 1944 г., командование ВВС БелВФ переформировало наличные силы в три смешанных авиационных полка: 44-й, 53-й и 54-й САП. Кроме них, имелось также несколько отдельных авиачастей: 20-я ОМРАЭ, 16-й ОТАО, 24-е ОАЗСВ.

22 марта командующий флотилией принял решение о распределении авиационного парка ВВС БелВФ. В соответствии с ним, Йоканской ВМБ передавался 53-й смешанный авиаполк, в составе двух эскадрилий истребителей и одной эскадрильи МБР-2. Новоземельской ВМБ передавался 54-й смешанный авиаполк, в составе эскадрильи МБР-2 (10 самолётов), эскадрильи истребителей И-15бис и отдельного отряда бомбардировщиков (6 Дугласов A-20G «Бостон»), с дислокацией их на аэродром Рогачёво, аэродром Амдерма и аэродром Нарьян-Мар. Командиру Карской ВМБ был подчинён 44-й смешанный авиационный полк.

По состоянию на 1 июня 1944 г., в составе ВВС флотилии имелось 79 самолётов и 57 экипажей.

В сентябре 1944 г., в рамках поставок американской техники по ленд-лизу, в ВВС БелВФ было передано по нескольку самолётов PBN-1 «Номад» в 44-й, 53-й, и 54-й САП, а также в 20-ю ОМРАЭ.

В 1944 г. ВВС БелВФ имели в своём составе до 116 самолётов различных типов, среди которых было 49 истребителей, 33 гидросамолёта МБР-2, 11 бомбардировщиков Ил-4, 9 разведчиков PBY-6A «Каталина» и PBN-1 «Номад», а также несколько штурмовиков Ил-2.

В сентябре 1944 г. Авиации флотилии довелось поучаствовать в обеспечении операции королевских ВВС Великобритании против немецкого линкора «Тирпиц», в рамках операции «Параван».

12 сентября 1944 г. 38 самолётов «Ланкастер» взлетели с Британских о-вов на удар по линкору. В связи с ухудшившейся погодой в районе цели, удар был отменен. Самолёты ударной группы были направлены на аэродром Ягодник. Часть самолётов села на другие аэродромы.

15 сентября с аэродром Ягодник основные силы авиагруппы выполнили боевой вылет на «Тирпиц», с посадкой в Англии.

На 1 января 1945 г. на вооружении ВВС БелВФ числилось уже 18 американских летающих лодок PBN-1 «Номад» и PBY-6 «Каталина».

За годы войны Авиация флотилии совершила свыше 7000 самолётовылетов на обеспечении движения конвоев в своей операционной зоне. Она также решала задачи воздушной разведки и борьбы с подводными лодками. Так, в 1943 г. было совершено 658 вылетов, в 1944 г. — 905 вылетов, а в 1945 г. — 259 вылетов на разведку акватории Белого моря. Помимо Белого моря (аэродром Ягодник), самолёты базировались и в других районах Арктики — в Диксоне, Амдерме (район пролива Югорский Шар), Рогачево, губа Белушья (арх. Новая Земля).

Особых успехов в противолодочной борьбе Авиация флотилии не достигла. Хотя обнаружения самолётами подводных лодок и были, но отсутствие эффективного противолодочного вооружения и средств обнаружения не позволило потопить ни одной лодки.

Авиация флотилии вела также активные поисково-спасательные работы. Так, при спасении людей уничтоженного немецкой ПЛ в августе 1944 г. конвоя БД-5, из 259 спасённых, 73 пришлись на долю летающих лодок.

С 15 апреля 1945 г., на основании приказа командующего СФ №0091 от 16.02.1945 г., Беломорская военная флотилия была преобразована в Беломорский оборонительный район (БелМОР). В её состав вошли три ВМБ: Йоканская, Новоземельская и Карская. Одновременно ВВС флотилии были переформированы в 3-ю авиационную группу (2-го формирования), которая организационно вошла в составе ВВС СФ.

На 9 мая 1945 г. в 3-ю АГ входили:

  • — 53-й САП составом 4/3 PBN-1 «Номад», 11/7 МБР-2, 11/3 И-153 и 21/20 Р-40 «Киттихаук»;
  • — 54-й САП составом 4/3 PBN-1 «Номад», 3/1 МБР-2, 2/1 И-15бис, 9/8 Р-40 «Киттихаук»;

В 1946-1947 гг. в состав 3-й АГ входила 14-я САД, которая в декабре 1947 г. была расформирована.

В 1948 г. все морские оборонительные районы были расформированы. Такая же участь постигла и Беломорский МОР, который вновь был переформирован в Беломорскую военную флотилию.

К 1953 г. 3-я АГ была переформирована в 259-ю смешанную авиационную дивизию, управление которой базировалось на аэродром Лахта.

В 1954 г. 259-я САД была переименована в 599-ю смешанную авиационную дивизию БелВФ. В том же году в состав дивизии из 5-й МТАД ВВС СФ был передан 574-й МТАП. Кроме него, в дивизию входили также 918-й ИАП СпН и 337-й МДРАП.

Уже на следующий год, в соответствии с директивой НГШ ВМС №ОМУ/1 /53065 от 25.03.1955 г., 599-я САД был переименована в 136-ю смешанную авиационную дивизию БелВФ. Но практически сразу же она вновь была переформирована. На базе управления дивизии было внов сформировано управление Военно-воздушных сил Беломорской флотилии (2-го формирования).

В 1957 г. ВВС БелВФ претерпели очередное преобразо вание и стали именоваться 12-й авиационной группой ВВС СФ.

В середине 1958 г., на основании директивы НШ ВМФ №ОМУ/4/27265 от 21.07.1958 г. и приказа коман дующего СФ № 013/ОМО от 11.08.1958 г., на базе 12-1 АГ ВВС СФ была сформирована 380-я смешанная авиационная дивизия ВВС СФ (одновременно с ней 10-я А: СпН ВМФ была переформирована в 379-ю САД ВВС ВМФ). В её состав вошли те же авиационные части, которые раньше числились в составе 599-й САД: 574-] МТАП, 918-й ИАП СпН и 265-я ОМДРАЭ (бывш. 337-й МДРАП). Все части базировались на аэродром Лахта и оз. Холмовское в районе Архангельска.

В 1960 г. в состав дивизии, кроме вышеупомянутых час тей, вошла 309-я ОАЭ корабельных вертолётов.

В декабре 1961 г., в рамках «дальнейшего значительно го сокращения ВС СССР», управление 380-й САД было расформировано. Вместе с ним была расформирована 265 я ОМДРАЭ, а 574-й МТАП и 271-я ОИАЭ СпН (бывш. 918-й ИАП СпН) стали отдельными частями.

В последующие годы командованию Беломорской ВМБ в оперативном отношении были подчинены некоторы авиационные части и подразделения. Общее руководство ими осуществлял ГСС полковник П.А.Рассадкин.

Состав объединения в разное время:

  • — 14-я САД —в 1946-1947 гг.;
  • — 22-й ОМРАП (с апреля 1944 г. — 54-й САП) — в 1942 — 1945 гг.;
  • — 44-й САП — в 1944-1946 гг.;
  • — 53-й САП — в 1944-1946 гг.;
  • — 95-й АП (с 1947 г. — 574-й МТАП) — в 1945-1947 гг. и 1954-1961 гг.;
  • — 337-й ОМДРАП (с 1958 г. — 265-я ОМДРАЭ) — в 1947 г., в 1955-1961 гг.;
  • — 918-й ОИАП СпН (с 1960 г. — 271-я ОИАЭ СпН) — в 1957-1961 гг.;
  • — 9-я ОИАЭ (с марта 1944 г. — 9-я ОСАЭ) — с мая 19431 по апрель 1944 г.;
  • — 20-я ОМРАЭ — с 1943 г. по 1948г.;
  • 25-я ОМРАЭ — в 1946-1947 гг.;
  • — 26-я ОМРАЭ — в 1945 -1947 гг.;
  • — 27-я ОМРАЭ — в 1946-1947 гг.;
  • — 49-я ОМРАЭ — в 1941 -1942 гг.;
  • — 309-я ОАЭ KB — в 1960-1961 гг.;
  • — 504-я ОСАЭ — в 1955-1956 гг.;
  • — 16-й ОТАО (с 1946 г. — 23-я ОБУККОРАЭ) — в 1944 1947 гг.;
  • — 24-еОАЗСВ — в 1941-1945 гг.;
  • — 225-е ОАЗСВ — в 1954 г.;
  • — ОАО на о. Диксон — в 1943 г.

Командующие (командиры) ВВС БелВФ (авиагруппы)

  • ГСС И.П. Мазурук (июль — октябрь 1941 г.)
  • И.А. Крестьянов (октябрь 1941 г. — август 1942 г.)
  • Н.К. Логинов (август 1942 г. — август 1943 г.)
  • Н.С. Ефимов (август 1943 г. — мaй 1944 г.)
  • Г.Г. Дзюба (май-декабрь 1944 г.)
  • Н.К. Логинов (декабрь 1944 г. — июль 1945 г.)
  • И.И. Овчаренко (декабрь 1956 г. — апрель 1959 г.)
  • ГСС П.А. Рассадкин (1960-1965 гг.).

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. С октября 1941 г. И.П.Мазурук был назначен начальником управления красноярской воздушной трассы ВВС Аляска-Красноярск, а с июня 1943 г. — командиром 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ, штаб которой находился в Якутске. []

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image