Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Супермарин «Stranraer»

Фото летающей лодки - биплана Супермарин СтрэнраерЗавершающим звеном в длинной линейке больших летающих лодок-бипланов фирмы «Супермарин» стал гидроплан «Stranraer». Самолет проектировался под руководством Р. Митчелла на базе гидроплана «Саутхэмптон» и первоначально обозначался «Саутхэмптон» Mk.V. Разработка велась в соответствии с требованиями R.24/31.

Первоначально проект «Супермарин» был отвергнут заказчиком, но фирма продолжила работы в инициативном порядке. В 1933 г. Министерство авиации пересмотрело свое решение, заказав прототип. Испытания машины, оборудованной 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» IIIM (820 л.с), начались летом 1934 г. (встречаемая в публикациях дата первого вылета 24 июля 1934 г. на самом деле является датой передачи самолета Королевским ВВС после короткого цикла заводских испытаний).

«Стрэнрир» являлся самолетом цельнометаллической конструкции с двухкилевым хвостовым оперением. Двигатели с тянущими винтами устанавливались на передней кромке верхнего крыла. Так же как и на конкуренте — гидросамолете Capo «Лондон», — конструкторы «Стрэнрира» предусмотрели грузовую площадку сверху фюзеляжа (между верхним и нижним крыльями), позволяющую перевозить крупногабаритные предметы (авиамоторы, торпеды и пр.).

Сравнительные испытания «Стрэнрира» и «Лондона», проведенные в октябре—ноябре 1935 г., показали, что гидросамолет фирмы «Супермарин» страдает низкой тяговооруженностью. Тем не менее заказ на 17 серийных самолетов, выданный несколькими месяцами ранее, не отменили. Производство этой небольшой партии на заводе в Саутгемптоне растянулось на несколько лет: первая машина была изготовлена в декабре 1936 г., а последняя — в апреле 1939 г. Заказ на ещё 6 гидропланов отменили.

Лицензию на производство «Стрэнриров» приобрела фирма «Кэнедиен Виккерс», изготовившая на заводе в Монреале в 1938—1941 гг. 40 таких летающих лодок. Таким образом, общий объем серийного производства «Стрэнриров» составил 57 экземпляров.

Основная модификация Supermarine «Stranraer»

«Стрэнрир» Mk.I — двигатели «Пегасус» X (920 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета «Льюис» (по 1 в носовой, верхней и хвостовой турелях). Масса бомбовой нагрузки, размещаемой на подкрыльевых держателях, 454 кг. Экипаж — 6—7 человек.

Летно-технические характеристики летающей лодки Супермарин «Стрэнрир»

  • Двигатель: Бристоль «Пегасус» X
  • мощность, л.с.: 920
  • Размах крыла, м.: 25,9
  • Длина самолета, м.: 16,7
  • Высота самолета: 6,6
  • Площадь крыла, кв. м.: 135,4
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 9237
  • максимальная взлетная: 8620
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • Максимальная: 265
  • Крейсерская: 218
  • Скороподъемность, м/с: 6,80
  • Потолок, м.: 5640
  • Дальность полета, км.: 1610

Боевое использование летающих лодок-бипланов Supermarine «Stranraer» в годы Второй мировой войны

Гидросамолет Супермарин в полете

Летающая лодка "Стрэнрир" в полёте

Первой строевой частью, начавшей перевооружение «Стрэнрирами», стала 228-я эскадрилья в Пемброук Док. Ввиду низкого темпа производства гидросамолетов, полностью перевооружить её удалось лишь к сентябрю 1938 г. Уже в ноябре эта часть начала получать «Сандерленды», сдав последнего «Стрэнрира» в апреле 1939 г. В ноябре 1938 г. такие машины появились в 209-й эскадрилье в Феликстоу. К началу Второй мировой войны она являлась единственной частью Королевских ВВС, летавшей на «Стрэнрирах». В сентябре 1939 г. 209-ю эскадрилью передислоцировали в Инвергордон и Обан, откуда её самолеты совершали патрульные влеты над Средиземным морем. С декабря 1939 г. часть начала получать гидропланы фирмы Сандерс-Ро S-36 «Лервик», прекратив эксплуатацию «Стрэнриров» в апреле 1940 г.

В июне 1940 г. несколько «Стрэнриров» получила для замены летающих лодок «Capo» «Лондон» 240-я эскадрилья. Базируясь в Пембоук Док, а с конца июля 1940 г. — на гидроавиабазе Стрэнрир (Шотландия), её самолеты патрулировали Западные подходы. Эта часть летала на «Стрэнрирах» до января 1941 г., после чего все остававшиеся в строю машины были переданы для использования в качестве наземных учебных пособий.

В Королевских канадских ВВС первой частью, получившей «Стрэнриры» в ноябре 1938 г., стала 5-я эскадрилья (Дартмут). После начала Второй мировой войны она вошла в состав Восточного авиационного командования и привлекалась для противолодочного патрулирования прибрежных вод до сентября 1941 г., когда передала «Стрэнриры» 117-й эскадрилье. Та летала на «Стрэнрирах» лишь около месяца.

Гораздо шире эксплуатировались «Стрэнриры» в составе Западного авиационного командования, на Тихоокеанском побережье Канады. Здесь эти самолеты эксплуатировали в обшей сложности шесть эскадрилий: 4, 6, 7, 9, 13-я (учебно-боевая) и 120-я. Первой в июле 1939 г. их получила 4-я эскадрилья, а последней стала в марте 1944 г. 7-я. Даже после этого канадские «Стрэнриры» продолжали использоваться во вспомогательных целях до февраля 1945 г. Переданные гражданским авиалиниям Канады и США, они летали до 1963 г.!

«Стрэнрир» являлся последней крупной летающей лодкой-бипланом, принятым на вооружение Королевских ВВС. Репутация его была довольно неоднозначной. В Великобритании пилоты и техники не любили эти гидропланы, считая их крайне ненадежными. За свою склонность к поломкам и архаичный внешний вид «Стрэнрир» удостоился многих нелестных прозвищ. В противоположность этому, в Канаде «Стрэнриры» считались отличными, надежными и прочными гидропланами, отлично подходящими для прибрежного патрулирования. Единственным объяснением этому может быть более высокое качество производства, обеспеченное заводом «Кэнедиен Виккерс».

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image