Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Дорнье Do-217

Хотя 1937 г. стал триумфальным для Do-17, конструкторы «Дорнье» прекрасно понимали, что для сохранения завоеванного места на рынке бомбардировщиков нужно будет в самом ближайшем будущем предложить новую конструкцию с ещё более высокими летными данными. Проект самолета, призванного заменить новое изделие, начал разрабатываться летом 1937 г. в инициативном порядке. Главным требованием к новой машине стало увеличение боевой нагрузки и дальности полета, а также обеспечение простоты в производстве и технологической преемственности с Do 17. Планер новой машины, получившей обозначение Dornier Do-217 был несколько увеличен по сравнению с Do 17. Конструкторы, сохранив от предшественника общую схему высокоплана, отказались от «зализов» в местах сочленения крыла и фюзеляжа, считая, что новые, более мощные двигатели с лихвой компенсируют некоторое ухудшение аэродинамики. Была предусмотрена возможность установки двигателей четырех различных типов — в зависимости от того, какие будут доступны.

Бомбардировщик Люфтваффе Дорнье До-217М

Бомбардировщик Люфтваффе Дорнье До-217М

Изначально новый проект «Дорнье» не вызвал особого интереса у рейхсминистерства авиации. Но в июле 1938 г. фирма получила предложение создать бомбардировщик берегового базирования, оптимизированный для ударов по морским целям с пологого пикирования. Для этого конструкторы применили аэродинамический тормоз системы «Арадо» — своеобразный четырехлепестковый зонтик в хвостовой части фюзеляжа. В качестве силовой установки выбрали 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения BMW 139 (1550 л.с), а масса бомбовой нагрузки должна была составлять 1500 кг.

Работы по созданию Дорнье Do-217 велись довольно быстро. Прототип Do-217V1 с моторами DB 601А (BMW 139 ещё не были готовы) был облетан 4 октября 1938 г., однако неделю спустя он разбился. 5 ноября начались испытания Do-217V2, а в начале 1939 г. — Do-217V3 и V4. Поскольку новые моторы все ещё доводились, в 1939-1940 гг. построили небольшие партии разведчиков Do-217А-0 (с моторами DB 601А) и бомбардировщиков Do-217С-0 (с Jumo 211В). Когда же испытания BMW 139 завершились неудачей, для Do-217 выбрали новый мотор BMW 801А.

Первый прототип с такими двигателями — Do-217V8 — вышел на испытания 21 марта 1940 г. Выпуск предсерийных самолетов начался в октябре 1940 г. До осени 1943 г. изготовлено примерно 1550 самолетов бомбардировочных модификаций Do-217 -помимо них строились также ночные истребители Do-217J и Do-217N.

Технические характеристики самолета Do-217Е-2

  • Тип двигателей: BMW 801 ML
  • Взлетная мощность, л.с.: 1580
  • Размах крыла, м.: 19,15
  • Длина самолета, м.: 17,22
  • Высота самолета, м.: 5
  • Площадь крыла, кв. м.: 56,6
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 8840
  • взлетная: 15 000
  • Максимальная скорость, км/ч: 515
  • Скороподъемность, м/с: 6,0
  • Время набора высоты, мин:
  • 1000 м  — 4,5
  • 3000 м — 13,0
  • Потолок, м.: 7500
  • Дальность полета, км:
  • Максимальная: 2300
  • с максимальной бомбовой нагрузкой: 450

Основные модификации Дорнье До-217

Do-217Е — бомбардировщик с двигателями BMW 801А-1 (1580 л.с). В 1940 г. построили 5 предсерийных Do-217Е-0, в 1941 г. начался выпуск Do-217Е-1 (94 машины). Стрелковое вооружение — 1 15-мм пулемет MG 151/15 в носовой неподвижной установке (предназначался, главным образом для стрельбы по морским целям), 1 7,92-мм пулемет MG 15 в носовой подвижной установке, 2 MG 15 в верхней и нижней линзовых установках в задней части кабины. Масса бомбовой нагрузки -2000 кг (4 500-кг бомбы).

Do-217Е-2 (185 единиц) комплектовались моторами BMW 801ML (1580 л.с). В верхней и нижней установках смонтированы 13,2-мм пулеметы MG 131, добавлены 2 MG 15 в боковых окнах.

Do-217Е-3 получил бронезащиту рабочих мест экипажа, вместо носового пулемета MG 151/15 устанавливалась 20-мм пушка MG FF в подвижной установке, в верхней и нижней установках имелись пулеметы MG 15, а ещё 4 таких же — в боковых окнах.

Do-217Е-4, выпускавшийся с конца 1941 г., отличался от Do-217Е-2 двигателями BMW 801С и усиленной передней кромкой крыла, позволяющей перебивать тросы аэростатов заграждения. На этом варианте (как и на всех последующих) воздушный тормоз уже не устанавливался. В общей сложности выпустили 258 самолетов Do-217Е-3/Е-4, что довело количество построенных Do-217Е до 537 единиц. 70 машин переоборудованы в вариант Do-217Е-5 — самолет-носитель управляемых противокорабельных авиабомб Hs 293А.

Do-217К — применена новая передняя часть кабины обтекаемой формы без уступа. Двигатели BMW 801D (1700 л.с). Производство началось с выпуска 10 предсерийных машин Do-217К-0. В августе 1942 г. начался выпуск Do-217К-1. Стрелковое вооружение этой модификации состояло из 7,92-мм спаренного пулемета MG 81Z на подвижной установке в носовой части кабины, 2 или 4 пулеметов MG 811 в боковых окнах и 2 13,2-мм пулеметов MG 131 на верхней и нижней установках. Максимальная масса бомбовой нагрузки -4000 кг (в бомбоотсеке — до 2500 кг, остальное на внешней подвеске). 50 самолетов с декабря 1942 г. переоборудовано в носители управляемых авиабомб FX 1400 — такой вариант обозначался Do-217К-2 и отличался крылом увеличенного на 5,80 м размаха (площадь возросла с 55 до 67 кв. м).

Do-217К-3 — носители управляемого оружия, строившиеся заново (40 единиц). Комплектовались универсальной станцией наведения, способной работать как с Hs 293А, так и с FX 1400.

Do-217М — 12-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения DB 603А (1750 л.с). Стрелковое вооружение аналогично Do-217К, но в носовой установке вместо MG 81Z смонтирован MG 131. В 1942-1943 гг. построено 5 Do-217М-0 и 443 Do-217М-1. 37 машин Do-217М-1 переоборудовали в носители управляемого оружия Do-217М-11 с универсальной станцией наведения.

Боевое использование Dornier Do-217

Боевым дебютом для Do-217 стали тайные разведывательные полеты над территорией СССР перед началом операции «Барбаросса». К ним привлекалось несколько Do-217А-0, а также Do-217Е-0 и Е-1, дооборудованные аэрофотоаппаратами.

Изначально массовое применение Do-217Е на Восточном фронте и не предполагалось. Для этих самолетов были определены другие цели — английские города и корабли. Первая задача возлагалась на эскадру KG2, перевооружавшуюся с Do 17, вторая — на специально формирующуюся эскадру KG40. Оба соединения должны были базироваться на аэродромах Франции и Нидерландов.

Первым среди бомбардировочных частей к освоению Do-217Е приступил в январе 1941 г. отряд 6./KG 2. Полностью перевооружение II/KG 2 было завершено лишь к лету. В июне 1941 г. новые бомбардировщики начала получать группа IV/KG 2, а к концу года Do-217Е получили и две другие группы. А 15 марта 1941 г. была сформирована группа II/KG 40, также получившая Do-217Е.

Дебют Do-217Е над Англией состоялся в середине июля 1941 г. 14 и 16 числа самолеты II/KG 2 и II/KG 40 в нескольких налетах бомбили цели в Лондоне и предприятия Бирмингема. Налеты на Альбион осуществлялись как бы «всплесками», при этом потери были относительно невелики. Однако, осуществляемые относительно небольшими группами «Дорнье», эти операции не приносили особых результатов. Гораздо больший пропагандистский эффект имели в тот период действия Do-217Е против морских целей.

Активизация действий над Британией отмечается со второй половины апреля 1942 г., когда Люфтваффе приступили к «налетам возмездия», имевшим целями города с большим количеством памятников архитектуры (как отмщение за разрушение Королевскими ВВС исторических центров немецких городов). Первой целью «налетов возмездия» в ночь с 23 на 24 апреля стал Эксетер, затем — Бат, Норвич и Йорк. Налеты осуществлялись силами от 25 до 70 бомбардировщиков (не только Do-217Е) с широким применением зажигательных бомб.

19 августа 1942 г. Do-217Е впервые бомбили цели на европейском континенте, участвуя в отражении рейда на Дьепп. В последующие дни Do-217Е участвовали в «беспокоящих» налетах на Лидс, Сандерленд, Колчестер и Честерфилд. С октября главной задачей для «Дорнье» станут минные постановки.

Начало 1943 г. сопровождалось снижением интенсивности боевого применения Do-217, вызванным потерями самолетов и особенно — экипажей. В течение апреля-августа 1943 г. части Do-217 продолжали свою боевую работу над Ла-Маншем и Англией. Систематически осуществлялись минные постановки. В них участвовали, как правило, группы численностью до 10 самолетов, иногда — 20-30 машин. В бой вводились самолеты новых модификаций — Do-217К и М. Но сворачивание производства «двести семнадцатых» привело к тому, что состав групп KG 2 быстро таял. Уже в октябре 1943 г. группу II/KG 2, ранее летавшую на Do-217Е-4 и Do-217К-1, пришлось перевооружить на Ju-188Е-1. К концу года в боевом составе Люфтваффе числилось 190 Do-217.

В конце января 1944 г. Люфтваффе приступили к операции «Штейнбок» — новой серии «налетов возмездия» на английские города, которая должна была стать отплатой за массированные бомбардировки городов Германии соединениями Королевских ВВС. Главной ударной силой «Штейнбока» были эскадры Ju 88, но участвовала в операции и KG 2. А после высадки союзников в Нормандии главной целью для Do-217 стал плацдарм союзников и морские подходы к нему. В течение августа эскадра KG 2 осуществляла ночные налеты на цели в районах Авранша, Фалеза и Парижа, одновременно высылая на задание 15-17 самолетов. К сентябрю эскадра вследствие потерь утратила боеспособность и была расформирована.

Помимо налетов на Англию, Do-217 вошли в историю как первые в мире самолеты, применившие в бою управляемое оружие класса «воздух-поверхность»: управляемые авиабомбы Hs 293А и FX 1400. Специально для применения нового оружия весной 1943 г. сформировали две группы — II/KG 100 и IN/KG 100. Первая из них получила самолеты Do-217Е-5, приспособленные для применения бомб Hs 293А, вторую вооружили Do-217К-2 — носителями FX 1400. 27 августа 1943 г. в Бискайском заливе бомбами Hs 293А был потоплен шлюп «Эгретт» — первый в истории корабль, ставший жертвой управляемых авиабомб. Наиболее громкий успех связан с уничтожением двумя бомбами FX 1400 итальянского линкора «Рома». Корабль был потоплен 9 сентября 1943 г., когда следовал в составе итальянского флота на Мальту в соответствии с условиями перемирия. Другой линкор — «Италия» — получил одно попадание FX 1400, но остался на плаву. В общей сложности, с 25 августа 1943 г. по 30 апреля 1944 г. с применением обоих типов управляемых авиабомб было выполнено 65 операций. Было сброшено 319 управляемых авиабомб. Лишь в 215 случаях бомба после сброса реагировала на команды. При этом было зафиксировано 66 прямых попаданий и 40 близких разрывов — то есть, процент попаданий можно считать очень высоким, учитывая несовершенство самих боеприпасов и системы наведения.

С началом высадки союзников в Нормандии боевые действия носителей управляемых авиабомб окончательно переносятся на атлантическое побережье. А в последние месяцы войны предпринимались попытки применять такие боеприпасы и по наземным целям — мостам.

Дорнье Do-217 оказался невезучим самолетом, не сумевшим занять заметное место в структуре Люфтваффе. Ju 88 он проигрывал, прежде всего, в широте областей боевого применения. Do-217 так и не смогли превратить в пикировщик. Выпускаемый в относительно небольшом количестве, Dornier Do-217 был типичным «нишевым» самолетом — он отлично проявил себя при ударах по морским целям, в том числе с применением управляемого оружия.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image