Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фиат CR.42 «Falco» («Сокол»)

Fiat CR.42

Fiat CR.42

Успех Фиат CR.32 способствовал своеобразной «консервации» интереса к истребителям-бипланам в Италии. С одной стороны, Ч. Розателли и руководство «Фиата» пытались «по полной» использовать потенциал удачной конструкции, а с другой — и военные, воодушевленные опытом боев в Испании, не прочь были и дальше сохранять на вооружении истребители-бипланы. В итоге, новое изделие Розателли — самолет Фиат CR.42 — оказался последним серийно строившимся истребителем бипланной схемы в мире!

При создании «наследника» CR.32 Розателли последовательно опробовал несколько типов двигателей -как отечественных, так и импортных. Так появились опытные машины CR.33, CR.40, CR.40bis, CR.41. В конечном итоге, выбор сделали в пользу 14-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения A.74RC38 мощностью 840 л.с. Самолет с такой силовой установкой, получивший обозначение CR.42, унаследовал общую аэродинамическую схему CR.32 (правда, конструктор отказался от излома-«чайки» верхнего крыла, выполнив его прямым). Вооружение также не отличалось от предшественника — пара 12,7-мм синхронных пулеметов. Прототип впервые поднялся в воздух 23 мая 1938 г. Хотя его максимальная скорость считалась уже недостаточной, самолет показал прекрасную маневренность и управляемость. Это, а также относительная дешевизна CR.42 открыли ему путь в серийное производство. До июня 1943 г. построили 1782 самолета этого типа.

Технические характеристики биплана Fiat CR.42

Двигатель: : Фиат A.74RC38
мощность, л.с.: 840
Размах крыла, м
Верхнего: 9,70
Нижнего: 6,50
Длина самолета, м.: 8,26
Высота самолета, м.:: 3,58
Площадь крыла, кв. м.: 22,40
Масса, кг:
пустого самолета: 1720
взлетная: 2295
Максимальная скорость, км/ч:
у земли: 342
на высоте 5300 м.:: 438
Время набора высоты 3000 м, мин, с.: 4’15»
Практический потолок, м.: 10050
Дальность полета, км.:: 775

Модификации истребителя Фиат CR.42

Основная модификацияCR.42. Англоязычные публикации (а вслед за ними и отечественные переводы) упоминают о трех модификациях, различавшихся вооружением: CR.42 с одним 12,7-мм и одним 7,7-мм синхронными пулеметами, CR.42bis с парой 12,7-мм пулеметов и CR.42ter с четырьмя 12,7-мм пулеметами. Но в итальянских источниках такого деления не отмечается — все выпущенные самолеты проходят как CR.42 независимо от состава вооружения. При этом указывается, что все «Фалько» изначально вооружались двумя 12,7-мм пулеметами, но в частях на многих из них один (или даже оба) для облегчения машины заменялись 7,7-мм пулеметами.

Все дальнейшие модификации получены путем переоборудования Фиат CR.42:

CR.42AS — штурмовик, приспособленный для подвески пары 100-кг бомб.

CR.42Egeo имел дополнительный топливный бак в фюзеляже — такие машины предназначались для применения в Восточном Средиземноморье.

CR.42CN — ночной истребитель, все ночное оборудование которого состояло лишь из удлиненных выхлопных патрубков двигателя.

CR.42B — двухместный учебный вариант. В 1943-1946 гг. переоборудовано около 40 машин.

В прототипах остались поплавковый истребитель ICR.42 и самолет CR.42DB с германским 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» DB 601Е (1010 л.с), испытывавшийся весной 1941 г.

Боевое использование Fiat CR.42

«Фалько» экспортировался в три страны. Первым покупателем стала Венгрия, заказавшая в 1938 г. 50 машин, а в 1939 г. — дополнительно 18. 23 самолета прибыли в Венгрию в 1939 г., а 45 — в следующем году. Машинами вооружили 1-й истребительный авиаполк, включавший две группы по три эскадрильи. В апреле 1941 г. один самолет в опытном порядке оборудовали двигателем «Манфред Вейсс» WM-14A (лицензионным вариантом французского GR-14K) мощностью 910 л.с, но испытания показали, что этот мотор слишком тяжел для CR.42.

Венгерские «Фалько» приняли участие в агрессии протии Югославии, а также в войне против СССР. К концу 1942 г. уцелевшие CR.42 были изъяты из строевых частей и переданы в школы, но весной 1944 г. несколько самолетов, приспособленных для подвески четырех 50-кг бомб, передали в состав 4-й разведывательной группы.

Осенью 1939 г. Бельгия в спешном порядке заказала 40 CR.42. Поставки их начались в апреле 1940 г. К моменту нападения Германии 10 мая 1940 г. ВВС Бельгии имели в строю 23 CR.42 — 15 в 3-й эскадрилье и 8 в 4-й. Обе эскадрильи образовывали 2-ю истребительную группу. В первый же день вторжения 17 самолетов погибли под немецкими бомбами. В боях с «мессершмиттами» «Фалько» не имели никаких шансов, и шесть уцелевших CR.42 2-й группы были эвакуированы на территорию Франции.

Более спокойной оказалась служба CR.42 в Швеции -этой стране посчастливилось сохранить нейтралитет во Второй мировой войне. Накануне войны шведское правительство заказало крупные партии авиатехники в США, но после начала войны американская администрация наложила запрет на поставки боевых самолетов в Европу. Для усиления ВВС пришлось прибегнуть к экстренным закупкам, а единственной страной, способной удовлетворить потребности шведов, оказалась Италия. Уже в апреле 1940 г. на авиабазу Гётеборг прибыла первая дюжина CR.42, получивших в ВВС Швеции обозначение J11. В октябре того же года была заказана вторая партия — 60 CR.42. Все самолеты поступили на вооружение флотилии F9. В строю ВВС истребители J11 находились до марта 1945 г. Впоследствии 19 самолетов было продано частной компании для использования в качестве буксировщиков мишеней. Шесть из них сразу же разобрали на запчасти, остальные же получили гражданскую регистрацию и эксплуатировались ещё в течение нескольких лет.

Фиат CR.42 на службе в Люфтваффе

Фиат CR.42 на службе в Люфтваффе

После перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции и оккупации северной части страны вермахтом, некоторое количество CR.42 попало в состав Люфтваффе. Такие самолеты использовались учебными истребительными эскадрами JG 104, JG 106, JG 107 и JG 108, а также ночными штурмовыми группами NSGr. 7 (на Балканах) и NSGr. 9 (в Италии).

По состоянию на 10 июня 1940 г. ВВС Италии располагали 300 экземпляров CR.42 (202 исправных). Ими были вооружены 3-й и 53-й стормо (соответственно, 18-я и 23-я, а также 150-я и 151-я группы) на севере страны, 17-я группа на Сицилии, 10-я в Ливии (там же перевооружалась с CR.32 на CR.42 13-я группа), 162-я АЭ на Родосе и сформированные буквально накануне войны 412-я и 413-я АЭ в Эритрее. Дебютом для итальянских «Фалько» стало участие самолетов 3-го и 53-го стормо в кампании против Франции. Также с первых дней войны самолеты CR.42 обеспечивали удары по Мальте, воевали в Северной и Восточной Африке. 18-ю группу в сентябре 1940 г. включили в состав «Итальянского воздушного корпуса» (CAI — Соrро Аеrео Italiano), организованного для участия в налетах на Великобританию. В октябре-декабре 1940 г., базируясь в Бельгии, группа приняла участие в нескольких таких налетах. С октября 1940 г. 150-я группа воевала против Греции (в марте 1941 г. она получила МС.200, но к тому времени на CR.42 полностью перевооружили 160-ю группу). В мае 1941 г. 155-я АЭ участвовала в скоротечной кампании в Ираке в поддержку мятежа Рашида Али.

Наиболее интенсивно CR.42 применялись в Северной Африке. По состоянию на 1 сентября 1940 г. он оставался единственным типом итальянского истребителя в Ливии — на «Фалько» в то время воевали четыре группы (8-я, 10-я, 13-я и 151-я). Впоследствии осуществлялась ротация групп, поскольку тяжелые природно-климатические условия региона вели к быстрому износу техники. К началу апреля 1941 г. в Ливии остались лишь две группы с CR.42 — 18-я и 151-я, вскоре смененные 3-й и 160-й. С того времени «Фалько» использовались, преимущественно, как штурмовики. Несмотря на то, что самолет был морально устаревшим, в этом качестве он оказался довольно эффективным. На 1 августа 1942 г. в Ливии воевало три штурмовые группы CR.42 — 101-я, 158-я и 159-я; кроме того, несколько «Фалько» было в составе 160-й группы, в основном перевооруженной монопланами G.50. К моменту начала сражения под Эль-Аламейном (20 октября 1942 г.) к ним прибавились ещё 46-я и 47-я штурмовые группы. В общей сложности «Реджиа Аэронаутика» располагала в Ливии в тот момент 98 CR.42.

На территории Италии «Фалько» в модификации CR.42CN применялись в частях ночных истребителей -171-й группе, сформированной в октябре 1941 г. на Сицилии, 167-й, созданной в мае 1942 г., а также 59-й и 60-й группах, реорганизованных из бомбардировочных (в двух последних частях CR.42CN применялись наряду с другими типами самолетов). 46-я и 47-я группы, эвакуированные из Северной Африки на Сардинию, в июле 1943 г. принимали участие в попытке отражения высадки союзников на Сицилии. К моменту перехода Италии на сторону антигитлеровской коалиции «Реджиа Аэронаутика» располагала 113 самолетами CR.42 (64 исправных). Полностью этим типом были вооружены 46-я и 47-я группы (Флоренция), а также 383-я отдельная АЭ в Далмации; ещё целый ряд частей эксплуатировали по нескольку CR.42. Впоследствии «Фалько» применялся в качестве учебного как ВВС Итальянской социальной республики, так и итальянскими ВВС на стороне союзников.

В послевоенное время учебные CR.42B прослужили в ВВС Италии до 1950 г.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image